потому что такой способ бытия для нашего общества непривычен.
В ходе некоторых моих лекций и курсов я прошу поднять руку тех присутствующих, кого в детстве родители хотя бы иногда спрашивали, как они себя чувствуют. Должна признаться, что я очень редко видела поднятую руку. Но, с другой стороны, можем ли мы требовать от наших родителей, чтобы они делали для других то, чего не умеют делать для себя?
Итак, я настоятельно предлагаю тебе осознать более глубоко, как ты себя чувствуешь. Ни один день не должен пройти, чтобы ты не задал себе — и не один раз — следующий вопрос: «Что я чувствую сейчас, в ситуации, в которой я нахожусь?» И не суди себя, не критикуй и не наказывай. Ты только проверяешь свои чувства.
Можешь практиковать эту технику и с другими людьми, задавая им этот же вопрос и просто принимая ответ, какого бы оттенка он ни был. Можешь ли ты вспомнить последний случай, когда ты спрашивал супругу, детей, друзей или родителей, как они себя чувствовали в тех или иных обстоятельствах? Попробуй представить, насколько приятно было бы тебе в детстве или юности, если бы отец или мать спросили тебя о самочувствии; насколько бы интересно было тебе поговорить с ними об этом, при условии, что тебя не судили бы, не критиковали и не давали советов.
Увы, когда ты решался сообщить о своих чувствах — например, о своем страхе, о том, что тебе не нравятся такие-то вещи, отношения или люди, — твои родители требовали, чтобы ты перестал жаловаться и напоминали, что многим детям живется куда хуже, чем тебе, и что страхи твои безосновательны.
Ты понял тогда, что должен подавлять свои страхи и чувства, в противном случае все будут недовольны. Я убеждена, что твои родители поступали так не с плохими намерениями, а просто они не знали ничего лучшего: ведь их родители точно так поступали в свое время с ними.
Поэтому выбери время, даже сегодня, и расспроси себя, как бы ты реагировал в детстве, если бы твои родители задавали тебе вопросы такого рода: «Хотел ли бы ты быть девочкой? А как ты чувствуешь себя таким, какой ты есть? Как тебе нравится то, что ты становишься взрослым? Как ты чувствуешь себя при мысли, что тебе следует продолжать учебу? Или что в будущем у тебя появятся дети? Как ты чувствуешь себя, когда общаешься с отцом (мамой)?» Что бы ты ответил на вопросы?
Когда-то, в период написания автобиографии «Я—БОГ!», я позволила себе провести это внутреннее исследование. Редактирование той книги затянулось намного дольше, чем мы предполагали, потому что я и вынуждена была потратить определенное время на то, чтобы вспомнить и прочувствовать многие эпизоды из моего детства, юности и зрелых лет. Когда я описывала какое-то событие времен молодости, я должна была всякий раз останавливаться, чтобы хорошо вспомнить свои чувства и переживания того периода. В общем, так я снова пережила все мое прошлое. Благодаря участию чувств весь этот опыт принес мне необходимую энергию и свободу.
Я предлагаю тебе проделать такой же опыт. Не пожалей времени, запиши и проверь свои состояния в решающие моменты твоей молодости. Это упражнение не принесет вреда; наоборот, оно освободит тебя от прошлого. Стараясь таким способом лучше почувствовать свое прошлое, ты вскоре научишься лучше чувствовать и свое настоящее. Спрашивая у окружающих, как они себя чувствуют, ты не только украсишь и обогатишь свои разговоры; у тебя выработается навык, помогающий решать многие личные проблемы.
Ты, несомненно, уже замечал, что разговор становится неинтересным, если твой собеседник говорит только о фактах и поступках, не соо6щая, что он при этом чувствует или чувствовал. Слушать такого человека скучно, все его сообщения кажутся нам маловажными и поверхностными. Среди твоих знакомых есть, конечно, сухой, жесткий человек, который редко говорит о том, что он чувствует, и производит впечатление самоуверенного и высокомерного. Проверь, как ты чувствуешь себя в присутствии этого человека. Вероятнее всего, вам обоим удобнее поскорее закончить разговор, ибо тому, кто неохотно говорит о своих чувствах, почти нечего рассказать о событиях своей жизни.
И наоборот, если твой ребенок, друг или супруг не только рассказывает, что произошло в школе, на работе или еще где-то, но и сообщает, что он при этом чувствовал, разговор сразу становится интересным, приятным, вдохновляющим, поскольку стороны общаются поистине на всех уровнях.