Все, что имеет отношение к духовному плану, тебе совершенно необходимо пережить и глубоко прочувствовать, постичь его смысл. Так ты обретешь уверенность. Нельзя в качестве инструмента познания использовать только интеллект, так как он никогда не успокоится и не стихнет: он беспрерывно требует проверок и доказательств на уровне материального мира.
Так как интеллект представляет собой в основном память, он не приспособлен к принятию новых понятий без их предварительного анализа. Но поскольку понятие новое, то он не в состоянии анализировать его быстро. Получается, что все новое необходимо подвергнуть эксперименту и прочувствовать, чтобы оно было принято интеллектом, а не зачислено в разряд бессмыслиц.
Принимать без суждения — это новое понятие, и, следовательно, его нелегко усвоить сразу. Возьмем для примера человека, который теряет контроль и испытывает сильный гнев на другого человека. Дать себе право пережить этот гнев означает быть способным наблюдать за собой все время, пока гнев длится.
Этот человек может наблюдать за своими физическими реакциями: высота тона и сила его голоса повышаются, лицо краснеет, дыхание учащается, в области солнечного сплетения ощущается давление и наконец, все это заканчивается глубоким подавленным страхом. Если человек сумеет остаться на уровне наблюдения за собой (но не суждении о себе), его гнев не продлится и десяти секунд. Когда шквал пройдет, этот человек сможет констатировать, что только что пережил гнев, и даст себе право переживать гнев. Внутреннее смятение уляжется, и в итоге гнев окажется благотворным для него: через гнев он узнает, что в нем сидит страх.
То, что этот человек мог рассматривать как дурное поведение, оказалось в действительности плодотворным опытом для него. Но если его рассудок взял верх и если он обвинил и осудил себя за вспышку гнева или осудил другого человека за то, что тот разгневал его (причем эти обвинения могут возникнуть во время самой вспышки), —значит, этот человек не смог сохранить равновесие, а это чревато такими действиями высказываниями, которые вовсе не входили в его истинные намерения. Когда гнев таким образом переходит в ярость, то фактически уже не этот человек управляет событиями: управляет его интеллект, который старается не дать ему права пережить этот опыт.
Как только ты замечаешь, что пользуешься прилагательными: «хороший», «плохой», «правильный», «неправильный», «предполагаемый», «неожиданный», «нормальный», «ненормальный», — можешь быть уверен, что управление взял в руки твой интеллект, что он судит твое поведение, а ты позволяешь ему управлять тобой.
Когда возникнет такая ситуация, знай, что, как только ты берешься судить, в тебе появляется чувство отверженности. Твой интеллект отвергает ту часть тебя, которая желает пережить нужный ей опыт. Вообрази себе отца, который постоянно отвергает своего ребенка, повторяя ему, что тот не может ничего как следует сделать, ни на что не годен, отцовские глаза бы его не видели, от него одни неприятности, лучше бы его и не было совсем! А можешь ли ты теперь вообразить, что ожидает этого ребенка в будущем, тем более если ему еще и оправдываться запретили?
Чтобы скомпенсировать чувство отверженности, ребенок будет еще более усиленно искать внимания отца, ибо знает в глубочайших тайниках души, что неприступность отца противоречит естественным законам. Скорее всего, этот ребенок станет беспокойным и неусидчивым, он будет добиваться внимания окружающих любыми средствами, в том числе и такими, которые им бывает очень трудно стерпеть. Почему? Потому что ребенок отвергнут, а это резко противоречит законам любви.
То же самое происходит и в нас. Мы создали в себе сотни, если не тысячи, частичек себя. Здесь можно найти малыша, которому страшно, малыша, который любит играть, творческого ребенка, шалунишку, ребенка, который хочет всему научиться и все знать, а также подростка, взрослого, маму, отца и многих, многих других! Каждое интеллектуальное верование, которое мы усвоили и развили в себе, порождает в нас соответствующую ему личность. И поэтому в нас могут уживаться экономный человек и транжира, холерик и флегматик, человек порядка и неряха, работяга и лодырь, неповоротливое существо и проворный работник — список можно продолжить на несколько страниц.
Когда ты судишь себя, то показываешь пальцем на одну из твоих личностей и велишь ей убраться, давая понять, что у нее нет смысла существования и что ты ее знать не желаешь. Ты не принимаешь ее совершенно и не даешь ей права показываться тебе на глаза. В некотором смысле ты поступаешь точно так же, как упомянутый выше отец с сыном.
Чем сильнее тебе хочется, чтобы одна из твоих субличностей исчезла, тем больше она раздувается и крепнет, бунтует и настаивает, стараясь доказать, что у нее есть право на существование и что она хочет существовать, — точно как бунтующий ребенок, который действует прямо противоположно тому, чего от него добиваются родители. По такой же схеме ведут себя в большинстве случаев все отвергнутые и отвергающие друг друга люди.