Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 4. Основные методологические подходы к разработке управленческих решений



Поиск решения несет на себе отпечаток используемых методов, которые формируют воззрение ЛПР на процесс нахождения, анализа и выбора управленческих решений. В экономической литературе последних лет предложено множество подходов к созданию методологического аппарата, призванного повысить уровень принимаемых решений (например, [8] - [10] и др.). Среди известных подходов, способствующих логической стройности и обоснованности процесса разработки управленческих решений, основополагающее значение имеют следующие (рис. 1):

1.Системный подход. Поскольку предприятие состоит из совокупности взаимосвязанных звеньев, реализация решения окажет прямое или

 

Рис. 4. Основные методологические подходы к разработке
управленческих решений.

 

опосредованное воздействие на поведение всех звеньев предприятия. Ввиду этого резонно сначала оценить характер и степень этого влияния и лишь потом уже принимать окончательное решение. Обеспечивая достижение поставленных целей, управленческое решение вместе с тем способствует сохранению целостности предприятия как социально-экономической системы.

2.Комплексный подход. Многогранная деятельность предприятия подводит к необходимости предвидения последствий выполнения решения в материально-техническом, трудовом, организационном, управленческом, экономическом, финансовом, экологическом, социальном и других аспектах функционирования предприятия. По итогам этого комплексного анализа складывается заключение о пригодности разработанного решения.

3.Динамический подход. Процедура поиска решения должна учитывать подвижность окружения предприятия и изменение его поведения во времени. С одной стороны, происходит саморазвитие предприятия, тонкости которого не всегда поддаются детальному наблюдению и учету, а с другой, достаточно неизвестным остается будущее действие факторов. Вследствие этого реализуемое решение испытывает влияние причинно-следственных факторов окружающей и внутренней среды, в результате чего полученный результат по завершении планового периода может иметь отклонение от ожидаемого.

4.Процессный подход. Процесс управления включает функции прогнозирования, планирования, учета, контроля, анализа и регулирования поведения предприятия, что нельзя забывать при разработке решения. Для осуществления управления все эти функции должны быть взаимоувязаны по этапам, содержанию и объему передаваемой плановой и отчетной информации. В противном случае может произойти снижение эффекта при выполнении управленческого решения.

5.Маркетинговый подход. Полагая, что принимаемые решения нацелены на укрепление конкурентоспособности предприятия и его позиций на рынке, процесс разработки решений должен иметь «маркетингоориентированный» характер. Тем самым каждое решение должно рассматриваться под углом зрения его влияния на рыночное положение предприятия.

6.Поведенческий подход. Он акцентирует внимание на том, что процесс разработки и осуществления решения находится под влиянием человеческого фактора, привносимого участниками этого процесса. Вот почему принятое решение отвечает социальным приоритетам, ценностям, традициям руководителей, а другой стороны, оно должно найти положительную реакцию у исполнителей и реализовать их творческий потенциал.

7.Нормативный подход. Он направлен на упорядочивание и рационализацию действий персонала управления в ходе разработки и выполнения решений. Это достигается благодаря как регламентации правил этой деятельности (с помощью стандартов предприятия, положений, должностных инструкций и др.), так и установлению прогрессивных норм использования ресурсов предприятия (времени, материалов, энергии, труда, финансов и др.).

8.Ситуационный подход. Настоящий подход исходит из того, что выбор предпочтительного решения диктуется конкретной ситуацией, т.е. характером изменения внешней и внутренней среды. Несмотря на общие закономерности, каждая ситуация обычно имеет определенную новизну, которая учитывается при разработке и принятии решения.

9.Информационный подход. Для полноценного поиска решения необходимо использовать как количественную, так и качественную (эвристическую) информацию о внешней и внутренней среде. В отличие от численных качественные сведения не всегда удается выразить в цифровой форме, что не может служить препятствием для их ввода в алгоритмы управления и последующей обработки. В настоящее время создан математический инструментарий (теория нечетких множеств и ее приложения) для формализации качественной информации и оперирования ею, благодаря чему повышается обоснованность полученного решения.

10.Экономический подход. Суть его состоит в том, что привлекаемые для разработки и реализации решений ресурсы предприятия (персонал, информация, алгоритмы, компьютерные программы, вычислительная и коммуникационная техника, энергия, материалы и др.) должны приносить положительный экономический эффект. Иными словами, результат применения этих ресурсов должен превосходить расходы на их приобретение, содержание и использование. В отношении информации это означает, что затраты на получение, обработку, передачу и хранение данных должны уступать выгоде от выполнения разработанного с их помощью управленческого решения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.