ТЕМА 1. Сущность и закономерности управления предприятием
Cущность процесса управления, его роль и функции в деятельности предприятия.Управлениепредприятием призвано обеспечить заданный режим его функционирования и достижение поставленных целей. Исходя из этого можно дать следующее определение понятия управления.
Управление – это целенаправленное изменение поведения предприятия.
Необходимость в управлении вызвана тем, что в ходе своей деятельности предприятие испытывает влияние непредвиденных внешних и внутренних возмущений, которые отклоняют режим работы предприятия от намеченного и препятствуют движению к цели. Благодаря управлению становятся возможными отслеживание и корректирование поведения предприятия с тем, чтобы нейтрализовать или ослабить негативные последствия этих помех. Однако не всякий процесс допускает изменение хода своего течения.
Процесс называется управляемым, если воздействие на него позволяет достигать целей предприятия.
Это означает, что среди возможных управленческих решений существует такое, которое в отведенное время придает предприятию желаемый режим функционирования. В противном случае процесс будем называть неуправляемым.
В самом общем виде управление можно рассматривать как комплекс из двух связанныхдруг с другом процедур:
1. Разработка и принятие плановых решений, выполнение которых отвечает целевым установкам предприятия.
2. Реализация этих решений в деятельности предприятия с учетом меняющихся внешних и внутренних условий.
Первая процедура направлена на поиск и обоснование целесообразного режима функционирования предприятия, который находит выражение в плановых решениях для предприятия и его звеньев в предстоящие периоды времени.
Вторая процедура предназначена для обеспечения принятого режима работы предприятия благодаря выполнению решений, погашающих влияние возникающих помех и поддерживающих запланированное поведение предприятия.
Отправным пунктом проведения управления служит прогнозирование деятельности предприятия в будущем, которое позволяет предвидеть изменение факторов среды и выбрать обоснованное решение.
Функции управления.Осуществление этих процедур производится в ходе сложного многоэтапного процесса, который реализуется посредством взаимосвязанных функций управления. Они образуют определенную последовательность и представляют собой фазы управления (рис. 1).
Планирование. Настоящая функция состоит в разработке и доведении до звеньев предприятия таких решений, выполнение которых ведет к достижению общих целей его.
Учет. Он включает измерение и регистрацию результата работы предприятия и его звеньев, фиксацию сведений о фактическом выполнении решения.
Контроль. Данная функция предназначена для сравнения планового решения с фактическим результатом, благодаря чему выявляется и оценивается отклонение реального поведения предприятия от намеченного режима.
Рис. 1. Связь функций управления деятельностью предприятия
Анализ. В процессе анализа происходит поиск причин возникшего отклонения, «разложение» его на составляющие и осмысление вызвавших отклонение внешних и внутренних возмущений.
Регулирование. Замыкающая функция состоит в выработке и принятии решений, реализация которых даст возможность устранить это отклонение и обеспечить движение предприятия к его целям. Регулирование заключается в уточнении последующего задания и в общем случае не сопровождается изменением организации предприятия. Однако, если отклонение не удается нейтрализовать в рамках существующей структуры предприятия, вместо регулирования (или в дополнение к нему) осуществляется реорганизация предприятия.
После выполнения функции регулирования происходит возвращение к планированию (в том случае, если потребуется внести поправку в установленные ранее общие плановые показатели) или учету уже результатов реализации «отрегулированного» задания (боковая стрелка на рис..1).
Иногда в литературе наряду с понятием регулирования применяют аналогичные ему термины коррекция, перепланирование и др.
Системность управления предприятием.Управление как целенаправленное воздействие на поведение предприятия реализуется с помощью определенных элементов, связанных между собой. Тем самым управление осуществляется благодаря некоторой структуре, обладающей рядом системных свойств.
Во-первых, элементы предприятия условно подразделяются на те, которые выполняют сугубо производственную деятельность (непосредственно производственные звенья – цехи, участки, линии, бригады, рабочие места и др.), и те, которые управляют ими (аппарат управления – администрация, дирекция, службы, отделы, менеджеры). Первые составляютуправляемую подсистему (иногда ее называют объектом управления), вторые – управляющую подсистему (субъект, или орган управления) предприятия (рис. 2).
Во-вторых, управляемая и управляющая подсистемы органически связаны между собой и образуют целостную социально-экономическую систему. Ясно, что ни та, ни другая подсистемы не могут существовать порознь, и они функционируют лишь в единстве.
В-третьих, строение предприятия и его деление на управляемую и управляющую подсистемы подчинены целям, которые преследует предприятие (на рис. 2 цели Ц1, Ц2 и т.д.).
Рис. 2. Структура системы управления предприятием
В-четвертых, обе подсистемы имеют входные и выходные каналы, по которым протекают ресурсопотоки (в том числе и информация), передаются внешние и внутренние возмущения и обеспечивается связь обеих подсистем (см. рис. 2).
В-пятых, между этими подсистемами устанавливаются как прямая (от управляющей к управляемой подсистеме), так и обратная (от управляемой к управляющей подсистеме) связи (см. рис. 2). Благодаря прямой и обратной связям контур управления становится замкнутым и осуществляются функции управления – планирование, учет, контроль, анализ и регулирование производственной деятельности. По цепи прямой связи в управляемую подсистему передаются принятые решения, по цепи обратной связи в управляющую подсистему – результат их выполнения. Поэтому посредством прямой и обратной связи происходит информационный обмен между подсистемами и реализуется процесс управления.
Неразрывная связь и единство организационной и управленческой деятельности предприятия. Из предыдущего изложения вытекает, что организация и управление предприятием взаимосвязаны, продолжают и дополняют друг друга. Если организация предприятия состоит в выстраивании структуры и наполнении ее потоками (материально-энергетическими, трудовыми, финансовыми, информационными и др.), то управление предприятием – в придании этим потокам такого режима, который обеспечивал бы погашение возмущений и выполнение принятого решения.
Следует признать, что тонкая грань между понятиями организации и управления часто упускается из виду, и они либо отождествляются, либо одно из них покрывает другое. Очевидно, это проистекает от того, что организация и управление тесно переплетаются и их трудно различить в повседневной деятельности предприятия. Для них характерно диалектическое взаимодействие, поскольку в социально-экономических системах они не могут осуществляться автономно, в отдельности. Вместе с тем, несмотря на их единство, соотношение между организацией и управлением складывается по-разному в зависимости от состояния окружающей и внутренней среды предприятия.
В известном смысле этот подход можно раскрыть следующим образом. Структура предприятия должнабыть спроектирована так, чтобы в наилучшей степени отвечать ее целевым установкам и среде. Это означает, что структура с течением времени может претерпевать изменение, вызванное корректировкой цели или возмущениями среды. Здесь перестраиваемость структуры предприятия является необходимым условием его адаптации и сохранения устойчивости.
Однако не всякое внешнее или внутреннее возмущение требует реорганизации структуры предприятия. В том случае, если возникшая помеха может быть нейтрализована оперативным и энергичным управленческим решением, изменение структуры становится излишним. Поэтому в «штатном» режиме функционирования предприятия обычно полагаются на рыгачи управления, и только при сильнодействующих возмущениях прибегают к организационным мерам.
Подобное разделение организации и управления, разумеется, весьма условно: в реальной практике комбинация между ними гораздо сложнее и тоньше. Им в полной мере свойствено наложение друг на друга и взаимопроникновение. Благодаря этому организационно-управленческая деятельность обеспечивает принятый режим работы предприятия и поддержание его устойчивости в подвижной среде.