Чем больше сравниваешь себя, тем больше развивается в тебе гордыни, потому что сравнивает всегда эго. Эго — это совокупность всех различных личностей, аспектов и поведений, присущих тебе и усвоенных тобою в прошлом.
Тот, кто сравнивает себя, всегда страдает гордыней: если он сравнивает в свою пользу, значит, считает себя лучше других и тем самым унижает других; если же он сравнивает не в свою пользу, то это всего лишь фальшивое смирение, потому что на самом деле ему хочется, чтобы другие разуверяли его. Гордыня в поведении всегда означает, что человек жаждет похвал и высокой оценки. Тот, кто достаточно уважает себя, не нуждается во внешних оценках, так как уже знает себе цену.
К сравнению нас подталкивает, по всей очевидности, стремление к совершенству, в высшей степени свойственное человеку. Не находя себя достаточно совершенными, мы прибегаем к сравнению, надеясь таким образом приблизиться к совершенству. Но такой способ ничего не дает: для того чтобы и дальше верить в свое совершенство, приходится постоянно снова и снова сравнивать себя с кем-то.
Где-то в глубине души мы знаем, что наше существо совершенно Личность уравновешенная, сознающая себя БОГОМ, знает, что совершенство присуще только БОГУ, то есть мыслимо только на духовном уровне. Но поскольку большинство людей забыли БОГА, они ищут совершенство в мире материальном, то есть в своих делах, своей внешности, своих знаниях, своей собственности. И рано или поздно им приходится убеждаться, что такое совершенство недостижимо в силу материальных ограничений. Совершенство — это такое состояние, когда что-то удается настолько, насколько это возможно. А возможно оно всегда ровно настолько, насколько позволяют наши пределы.
Тот, кто ищет совершенства в материальном мире, редко бывает счастливым и удовлетворенным, поскольку на этом уровне совершенство не существует.
Часто кажется, что последний рекорд, установленный спортсменами на Олимпийских Играх, есть вершина совершенства. Проходит несколько лет, и кто-то бьет этот рекорд. Люди все время превосходят сами себя, потому что по мере того, как они возвращаются к БОГУ, к своей божественной сущности, они возвращаются и к безграничности. Чем глубже осознают они свою божественную сущность, тем легче им преодолеть собственные пределы в материальном мире.
Говорят, что все то, чего человечество достигло за всю свою историю, составляет лишь крохотную частицу колоссальных потенциальных возможностей человеческого рода. Великие Книги рассказывают нам о людях, в совершенстве овладевших материей. Эти люди способны ходить по воде, проникать через пылающий лес, мгновенно превращать энергию в пищу, напитки или в деньги. Эти люди намного ближе к БОГУ, чем мы, они преодолели ограничения материального мира. Они проявляют огромную созидательную мощь их внутреннего БОГА.
Мы должны дать себе время, чтобы приблизиться к этим проявлениям. Когда Иисус пришел показать нам великие возможности человека, он сказал: «Все, что делаю я, можете делать и вы, и еще больше». Вот почему — что бы мы ни сделали, мы никогда не можем утверждать, что это вершина совершенства; отсюда же происходит и наша привычка сравнивать себя с другими. Мы рассуждаем про себя: «Как так получается, что другой человек способен делать нечто такое, чего я не могу?» Но в самой глубине души мы знаем, что по мере осознания своей огромной творческой способности мы будем неизменно преодолевать собственные пределы.
Чтобы достичь этой цели, ты должен начать с признания того факта, что пределы существуют. Далее, если ты хочешь их преодолеть, двигайся постепенно. Важно помнить, что все мы ограничены в плане физическом, эмоциональном и ментальном. Поспешность приведет к таким последствиям, как если бы человек, поднимающий определенный вес, принял решение с завтрашнего дня поднимать в четыре раза больше: он сильно рискует нанести себе физический вред, поскольку его тело не изготовлено к подобным перегрузкам. То же самое происходит и в плане эмоциональном или ментальном. Когда человек попадает в ситуацию, превосходящую его пределы, он может «сломаться» эмоционально и ментально и полностью потерять всякий контроль и над собой, и над ситуацией.
Стремление к совершенству, столь популярное в нашем материальном мире, только усиливает страхи. Человек, старающийся любой ценой быть совершенным во всем, что он делает, что говорит, как живет, - такой человек поддерживает в себе всевозможные страхи, включая страх оказаться не на высоте, страх не быть любимым, страх не быть принятым, страх критики, страх показаться слишком молодым, старым, выглядеть глупым, показать свою несостоятельность и т. п. Еще в детстве этот человек решил, что если он будет совершенным, то люди будут больше любить его. Иными словами, его порывы к совершенству мотивированы страхом, а все, что мотивируется страхом, может только вредить.
Человека, стремящегося к совершенству в материальном, а особенно и физическом мире, можно определить по следующим особенностям поведения:
· ему очень трудно быть гибким;
· он очень требователен к себе;
· в его жизни доминирует «надо»;
· он очень не любит перепоручать работу, страшась обвинений в несовершенстве, если перепорученная работа окажется плохо выполненной;
· он всегда готов критиковать себя и других людей;
· он не приемлет критики в свой адрес со стороны других;
· очень боится провала;
· с трудом мирится с тем, что что-то не получается;
· если у него появляется малейшее сомнение в успехе, он может прекратить дело, не доведя его до конца; он предпочитает поискать причину изменения намерений, а не рассматривать все дело как неудачное; он предпочитает убедить себя, что есть вещи поважнее, чем это дело;
· чем больше он боится провала, тем труднее ему рисковать снова; он предпочтет оставаться на том, чему хорошо научился, лишь бы чувствовать себя более уверенно;
· наиболее охотно он идет на ситуации, которые хорошо знает и может лучше контролировать, и не любит ввязываться в новые затеи;
· со временем он становится все более требовательным к себе, и для того, чтобы он мог похвалить себя, ему нужно превзойти самого себя;
· поскольку ему трудно похвалить себя, он ищет комплименты и благодарности от других;
· даже испытывая исключительную гордость за свои достижении, он без особой радости воспринимает комплименты, потому что в глубине души не верит в то, что заслуживает их;
· он склонен считать, что другие люди просто проявляют вежливость, говоря ему комплименты;
· он скрывает свои чувства, так как ему очень неприятно показывать свои проблемы и переживания;
· он старается поддерживать имидж безукоризненности;
· он очень боится осуждения за то, что сделал или чего не сделал;
· он склонен следить за тем, что и как делают другие, и постоянно сравнивает себя с ними.
Если ты узнал себя в этих характеристиках, значит, принадлежишь к категории вечно недовольных. Для того чтобы выяснить, насколько активно ты ищешь совершенства в физическом мире, я предлагаю тебе обратиться к хорошим знакомым — пусть они скажут, узнают ли они тебя в этом описании.
Печально во всем этом то, что человек, жаждущий совершенства в физическом мире, акцентирует гордыню в своем поведении: он старается во всем быть правым, так как верует, что, когда он прав, его больше любят. А поскольку он изо всех сил подавляет свои эмоции, то они в конце концов блокируют различные участки в его организме, что приводит к недомоганиям и настоящим болезням. Хуже того, в самый неподходящий момент он может потерять контроль над своими эмоциями, например, внезапно разразиться рыданиями, у него также с большой вероятностью могут появиться проблемы в некоторых гибких частях и суставах тела — в лодыжках, коленях, тазобедренных суставах, кистях, локтях, плечах и шее. Поскольку этот человек слишком требователен к себе, у него неминуемы сердечные приступы. Он также прекрасный кандидат на нервное истощение и депрессию. ''Человек, который любит сравнивать себя с другими, часто бывает завистлив и ревнив. Очень важно осознать, что ни одно существо на планете Земля не может обладать всем тем, что есть у других, делать все, что делают другие, или быть в точности подобным кому-либо другому. Каждый действует в соответствии со своими способностями, возможностями и ограничениями. Вместо того чтобы завидовать человеку, насколько приятнее порадоваться за него! Но уж если ты кому-то завидуешь из-за того, что он обладает некоей вещью, которая, как ты считаешь, абсолютно необходима для твоего счастья, — тогда пойди к нему и проси его совета, каким образом тебе тоже приобрести такую! Ибо очень часто бывает так, что зависть длится до тех пор, пока не узнаешь, что завидовать-то особенно и нечему. И вот тогда спроси себя, так ли уж нужна тебе эта вещь, так ли необходима для твоего счастья, научит ли она тебя больше любить. Видимость часто бывает обманчивой. Мы завидуем другим, а они, оказывается, завидуют нам, только другому поводу! Сравнения основываются на видимости, но, когда выяснишь, что там скрыто за видимостью, иногда приходится сильно удивляться.
Если ты обнаружил, что стремишься к совершенству в сфере «делать» или «иметь», то очень важно дать себе право быть таким, каков ты есть в этот момент. Далее, признай и тот факт, что ты не можешь быть совершенным в материальном мире и что каждый из нас делает лучшее, на что он способен со своими знаниями в этот момент. Все мы находимся здесь для того, чтобы пережить весь свой опыт и чтобы познать себя через него, а не для того, чтобы выносить суждения и сравнивать свой опыт с опытом других. У тебя есть свой план жизни, и каждый опыт, который ты переживаешь, имеет свой смысл, точно так же как и каждый опыт каждого другого человека. Сравнение между ними ничего хорошего не может дать.
Чтобы окончательно разобраться в этом, ты можешь, укладываясь спать сегодня вечером, вспомнить все, что произошло за день, задав себе вопрос: «Сделал ли я сегодня все, на что способен?» Если ты чем-то недоволен, ты можешь сказать себе, что мог бы сделать это лучше, но сначала спроси себя: «Наилучшим ли образом я употребил мои знании в тот момент, когда это делал?» Когда мы продумываем ситуации после того, как они имели место, нетрудно бывает констатировать, что некоторые действия могли быть и лучшими; но именно так мы и учимся.
Именно благодаря нашим опытам мы можем сказать себе: «Вот и хорошо. Я теперь знаю, что это можно делать по-другому». Лучше учиться на своих делах, чем не признавать и не принимать результатов. Человеку свойственно ошибаться.