В середине X века мечту Карла Великого о сплочении империи подхватил король Германии Оттон I, сын Генриха I и святой Матильды. Он был коронован в 936 году в Ахене, присоединил к Германии ряд новых земель и одержал ряд побед над захватчиками, причем одна из них — победа над венграми при Лехфельде в 955 году — принесла ему громкую славу. Он получил императорскую корону из рук Папы Иоанна XII в Риме в 962 году. Чтобы сравняться с государями Византийской империи и одновременно улучшить с ними отношения, он женил своего сына на византийской принцессе Феофано, а чтобы укрепить свое влияние в славянских землях, основал в 968 году Магдебургское архиепископство, где и был похоронен в 973 году. Империя, созданная Оттоном, хоть и утратила свое могущество в течение Средних веков, являлась, тем не менее, реальной силой и долговременным образованием в перспективе развития Европы, в отличие от империи Карла Великого. Название этой империи было красноречивым: Священная Римская империя германской нации. Это название прежде всего подчеркивало священную сущность империи, а также напоминало о том, что она является наследницей Римской империи и Рим — ее столица; наконец, показывалась ведущая роль германцев в этом образовании. Изначальная идея Людовика Благочестивого о единой империи получила, таким образом, новую жизнь и даже развитие. Становым хребтом потенциальной Европы, протянувшимся с севера на юг, от Северного моря к Средиземноморью, были Германия и Италия. Альпы, никогда не представлявшие собой реального барьера между Италией и Северной Европой, стали важнейшим связующим звеном между Севером и Югом «европейского» христианского мира. Визиты императоров в Италию становятся в Средневековье своего рода политическим ритуалом христианского Запада. Освоение перевалов, постройка приютов для паломников, оживление торговых и культурных контактов способствуют осознанию значения Альпийских гор, находящихся в самом сердце христианско-«европейского» средневекового мира. Три кантона, выполнявшие роль защитников и стражей альпийских перевалов — особенно после строительства во второй половине XIII века Дьяволова моста в северной части ущелья Сен-Готард, — а именно кантоны Ури, Швиц и Унтервальден, в 1291 году объединились в Швейцарскую конфедерацию, что стало первым неожиданным — пусть и скромным — ростком грядущей европейской демократии.
«Новая Европа» тысячного года
Сын Оттона I Оттон II укрепил государственную структуру империи, а его сын Оттон III, коронованный в Риме сразу после смерти отца, в 983 году, воспринимался как предвестник прекрасного будущего для всего христианского мира. Став императором в три года, он умер в двадцать один, в 1002 году. Он был так блистателен и одарен во всех областях, что ему дали прозвище «Чудо мира» («Mirabilia mundi»). В Риме он получил блестящее образование: его учителями были св. Адальберт Пражский, находившийся там в изгнании, и Герберт Аврилакский, архиепископ Реймсский, изгнанный со своей кафедры. Герберт был выдающимся ученым своего времени: в Каталонии, перенимая знания от арабов, он изучал арифметику, геометрию, музыку и астрономию. В 999 году Герберт при поддержке императора становится Папой, принимает имя Сильвестра II и вместе со своим царственным учеником придумывает грандиозный план расширения христианской части Европы. Александр Гейштор (Gieysztor) убедительно продемонстрировал, что в плане Оттона III и Сильвестра II ключевое место занимала часть Европы, только что обращенная в христианство и населенная славянами и венграми. Миниатюры изображают императора на престоле в окружении Рима, Галлии и Германии, но, кроме того, еще и Склавинии, то есть страны славян. Таким образом, и Папа, и император в тысячном году мечтают о расширении Европы на восток. И действительно, история в той или иной мере осуществила эту мечту: присоединение славянского мира к единому христианскому пространству, представлявшему собой первоначальный набросок будущей Европы, стало одним из важнейших событий в процессе европейского объединения. Итак, проблема вхождения славянских народов в состав единой Европы тоже родилась в Средневековье.
Сегодня много спорят о том, действительно ли тысячный год стал началом значительного подъема в средневековом христианском мире. Можно сказать наверняка, что между 950 и 1050 годами на всем его пространстве произошло ускорение экономического роста. И этот экономический подъем стал фоном религиозных и политических грез тысячного года. Экономический рост в той или иной степени затронул весь христианский мир. Особенно наглядно это подтверждается свидетельством монаха из монастыря Клюни Рауля Глабера: «С наступлением третьего года, последовавшего за тысячным, почти все земли, но особенно Италия и Галлия, оказались свидетелями перестройки церковных зданий; хотя большая часть из них была хорошей постройки и в этом не нуждалась, настоящее соперничество толкало всякую христианскую общину к тому, чтобы обзавестись церковью более роскошной, чем у соседей. Мир как будто стряхивал с себя ветошь и повсюду облачался в новое белое платье церквей. В то время почти все епископальные, монастырские церкви, посвященные разным святым, даже маленькие деревенские часовни, были перестроены верующими и стали еще краше»[12]. Это обновление повлекло за собой значительную активизацию всех видов деятельности, связанных со строительством: производства строительных материалов, их перевозки, изготовления инструментов; росло число нанятых рабочих рук и количество денег, вкладываемых в строительство. Именно тогда, в то время, когда увеличивается число строительных площадок, проявился динамизм христианского мира, который потом унаследует Европа вместе с волнами романских и готических построек. Пословица гласит: «Когда идет на лад строительство, идет на лад все», — и это подтвердилось в Европе в тысячном году. Под стать этой интенсивной материальной деятельности было и бурление страстей в общественной, религиозной и психологической сферах. Жорж Дюби (Duby) блестяще описал необычные явления, относящиеся к концу первого тысячелетия, начиная со знамений в небе. То было время и мощной волны покаяния и очищения, умножения чудес и расцвета культа мертвых, время, когда воедино смешивались надежды, трудности и мечтания. Удары сердца Европы раздавались по всему ее пространству, от запада к востоку и от севера к югу. Эмоции в Европе вышли из-под спуда.
«Вновь прибывшие»: скандинавы, венгры, славяне
Вернемся к последней волне нашествий и насаждения христианства, о которой я упоминал в связи с Оттоном III. Внося свой вклад в формирование многоплеменной Европы, в христианский мир начали проникать славяне. В частности, в VII и VIII веках на территории, расположенные между Адриатикой и Дунаем, между Римом и Византией, просачиваются хорваты. После заключения Ахенского мира в 812 году хорваты попадают под власть франков, но, сохраняя свою самобытность перед лицом Рима и Византии, они склоняются скорее в сторону Рима, и в 925 году Папа Иоанн X вручает корону Хорватии Томиславу, а Хорватия подпадает под юрисдикцию Рима; по постановлению Сплитских соборов 925-го и 928 годов учреждается архиепископство Сплитское.
«Вновь прибывшие» делятся на три группы, и в преддверии тысячного года постепенный переход этих групп в христианство ускоряется.
Первая группа — скандинавы, которых мы называем викингами или норманнами. С конца VIII до середины X века христиане Запада видят в них прежде всего захватчиков, грабителей и разбойников, хотя они не только совершали опустошительные набеги, но и вели мирную торговлю. В X веке датчане создают большое королевство, которое включает в себя Норвегию и господствует в северных морях до самой Гренландии. Что касается Исландии, то верховным органом управления здесь было традиционное собрание всех свободных граждан — альтинг , однако главную роль в обществе играли несколько наиболее богатых и влиятельных родов. Исландцы обращаются в христианство в конце X века и в тысячном году создают свое государство. Они сохраняют независимость от датчан во многих областях и создают в Средние века один из самых блестящих литературных жанров — сагу. Так на самой дальней окраине европейского северо-запада рождается общество, кормящееся благодаря морю, и новая культура, которая становится необычным элементом в панораме средневекового христианского мира. Что же касается датчан, то они в конце X века предпринимают попытку завоевания Британии. На время им это удается, и Кнут Великий в период с 1018 по 1035 год является одновременно королем Дании и Британии. Он последовательно поощрял развитие монастырей и распространение христианства в Дании. В Норвегии святой Олаф, правивший с 1015 по 1030 год, распространял христианство, которое появилось в Норвегии благодаря Олафу Трюгвассону, занимавшему престол в 995–1000 годах. Канонизация святого Олафа свидетельствует о позиции папства, которое «вознаграждало» святостью королей, обративших своих подданных в христианство. Это один из примеров присоединения к христианскому миру народа, которым правил король, принявший христианство и насаждавший его в своей стране. В Швеции первым королем-христианином был Олаф Шётконунг, правивший в начале XI века. Чтобы дополнить рассказ о присоединении скандинавов к христианскому миру, напомним, что норманны под началом Роллона, поселившиеся в галльской области, где впоследствии будет создано герцогство Нормандия, попали под власть Каролингов и коллективно обратились в христианство. Именно с благословения Папы герцог Вильгельм Незаконнорожденный захватил в 1066 году Британию: победа в битве при Гастингсе ознаменовала конец англосаксонского королевства. Представители северной ветви западных народов вошли в состав христианского мира, а значит, и в будущую Европу.
Вхождение в христианское пространство венгров — мы переносимся в Центральную Европу — произошло особым образом. Венгров отличала одна особенность: их язык не относился ни к романским, ни к германским, ни к славянским. Это лингвистическое своеобразие сохранилось до сегодняшнего дня, и их пример доказывает, что при всем важном значении языков, о котором мы еще поговорим, лингвистические различия не являются решающим фактором при складывании культурного или политического сообщества. Еще одним таким примером станет Швейцария. Венгры, которые пришли из Азии в результате длительной миграции, остались полукочевниками и в конце IX века создали в Карпатах государство с князем Арпадом во главе. Оттуда они совершали разорительные набеги на Центральную Европу до тех пор, пока император Оттон I не нанес им сокрушительное поражение при Лехфельде в 955 году. В те времена венгры стали объектом нескольких кампаний по обращению в христианство, исходивших как с востока, так и с запада. Эту задачу удастся решить римским миссионерам из числа уже обращенных германцев, итальянцев и славян. На примере святого Стефана (Иштвана) видно, какое важное значение имело смешение народов в христианской Европе. Святой Стефан находился под влиянием архиепископа Праги Войтека (святого Адальберта), его жены баварки Гислы, сестры императора Генриха II, а также венгерского епископа Геллерта, епископа Чанадского, получившего образование в монастыре Сан-Джорджо-Маджоре. Геллерт создал венгерскую Церковь и был убит во время языческого восстания в 1046 году. Стефан, крестившийся в 995 году, в тысячном году создал бенедиктинский монастырь Паннонхалма на месте, где, по преданию, родился святой Мартин. Он учредил два первых епископства, постановил, что каждая деревня обязана построить церковь, и составил на латыни «Княжьи зерцала»[13]— «Libellus de instructione morum» для своего сына Имре, который правил после него и тоже был канонизирован. И наконец, в этом удивительном ряду королей-святых потомок Стефана Владислав (1077–1095) также был причислен к лику святых.
Эта могучая волна христианизации в конце первого тысячелетия захлестнула также западных славян. Мы уже говорили о хорватах, которые поселились на северо-восточном побережье Адриатики. Нужно упомянуть один эпизод, очень важный, поскольку он имеет и позитивное, и негативное значение. Это попытка обратить чехов и моравов в христианскую православную веру греческого образца, предпринятая Кириллом и Мефодием. Два брата, византийские монахи, с очень раннего возраста связанные со славянской средой, стремились не только обратить славян в христианство, но и развить их культуру. Они создали для славянских языков собственную письменность — глаголический алфавит (глаголицу). Главным полем их деятельности была Моравия. При этом, хотя их влияние в лингвистических и литургических вопросах было существенным и длительным, приобщить чехов и другие народы Моравии к православию им не удалось: Богемия и Моравия вошли в латино-римский христианский мир. Тем не менее этот эпизод оказал такое влияние на славян и народы Центральной Европы, что Папа Иоанн Павел II (1978–2005) провозгласил Кирилла и Мефодия покровителями Европы наравне со святым Бенедиктом Нурсийским.
Если не брать во внимание Венгерскую державу, то период распространения христианства в Центральной Европе был непростым с политической точки зрения. Князь Святоплук (870–894) создал государство Великая Моравия. В 895 году от него отделилась Богемия, а около тысячного года Богемия и Польша, обе принявшие христианство, стали претендовать на Моравию. Польский князь Мешко из династии Пястов принял крещение в 966 году. Христианская Польша поддерживала полуконфликтные-полудружеские отношения с соседней Германской империей. В 1000 году в Гнезно, на могиле святого Адальберта, было основано архиепископство польское. Император Оттон III в том же тысячном году отправился туда в паломничество. Наконец, в 1025 году Болеслав Храбрый стал польским королем. Во время этих событий XI века религиозный и политический центр Польши сместился к югу и столицей страны стал Краков. Процесс обращения в христианство завершился и в церковной сфере, и в политической. В основном возвышение глав церковных метрополий было связано с успехами королей. Мы еще столкнемся с вопросом о том, проявлялся ли в Средние века и позже, в исторической перспективе, особый характер Центральной Европы; пока же обратим внимание на то, насколько обстановка в формирующейся Европе, безотносительно к принятию христианства, благоприятствовала созданию монархических государств. Европа представляла собой собрание королевств. Установление христианства практически во всей Западной и Центральной Европе (а к концу XI века только пруссы и литовцы оставались язычниками) сопровождалось серьезными изменениями в топонимике. Окрестить определенным образом то или иное место было столь же важно, как окрестить человека. Сеть христианских топонимов, зачастую связанных с паломничествами, наложит отпечаток на христианский мир. В конце XI века самыми распространенными топонимами в христианском пространстве от Польши до Испании были названия, связанные с именем святого Мартина.