В связи с переходом к рынку, радикальное обновление отношений собственности вызывает необходимость совершенствования существующих производственных отношений. В современной экономике ведущее место занимают монополистические предприятия. В большей степени это бывшие государственные предприятия прошедшие приватизацию путем акционирования собственности. Приватизация, по мнению исследователей, является соподчиненным процессом разгосударствления экономики, процесс передачи собственности государством иному собственнику, который потенциально способен использовать ее более эффективно и рационально, преследуя частные и коллективные экономические интересы.
Однако приватизированные предприятия-монополисты не дают войти на рынок мелким и слабым компания. Монополисты увеличивают свою экономическую массу путем слияния с другими компаниями, отчего их лидирующее положение и так большое, увеличивается. Эта способность удерживать монопольное положение на определенном рынке служит барьером для роста конкуренции и дает повод монополистам держать высокие цены на свои товары и услуги.
Таким образом, рассматриваемая нами тема соотношения монополии и приватизации в России является актуальной и современной.
Цель работы: изучить проявление монополизма в процессе приватизаций предприятий государственной и муниципальной собственности.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы монополизма, его понятия, формы и процессы появления.
2. Раскрыть понятие и основные цели приватизации.
3. Выявить особенности приватизации в России.
4. Рассмотреть монополизацию отраслевых комплексов как результат приватизации России.
В процессе написания работы было изучено более 40 источников, среди них законодательные акты, посвященные приватизации, монографии, учебные издания, статьи из журналов и газет, Интернет-ресурсы.
Теоретические основы приватизации
Монополизм: понятие, формы и процессы появления
Концентрация капитала является преобладающей тенденцией на протяжении всей истории капитализма. К укрупнению частную фирму толкают как экономические факторы (экономия от масштаба, необходимость контроля над рынком), так и внеэкономические (необходимость защиты от криминала, стремление к росту социально-политического влияния и т.д.). Можно сказать, что конкурентный рынок повсеместно и ежечасно рождает монополизм локальный и глобальный. Экономисты констатируют, что уже в начале ХХ в. был завершен период домонополистического капитализма, а к концу ХХ – установление контроля над мировой экономикой нескольких сотен крупнейших транснациональных промышленных корпораций и банковско-финансовых групп. [14, С.10]
В современной литературе по экономической теории выделяются разные определения монополии.
А.Ф. Шишкин считает, что «монополии — это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей» [38, С.597].
Е.Б. Мостовая дала следующее определение монополии: «Монополия - это такой рыночный субъект, который отличается от всех прочих рыночных субъектов тем, что господствует на рынке, т.е. неслучайно, а систематически, всегда получает скидки при покупке любых товаров – сырья материалов, топлива, электроэнергии, любых средств, производства и рабочей силе [22, С.88]
Доктора наук В.А. Волконский и Т.И. Корягина термин монополизация используют как некий показатель, возрастающий от нулевого до максимального значения при переходе от совершенной конкуренции до полного контроля одной фирмы или группы над всем рынком [14, С. 11].
Отсюда можно сделать вывод, что единого определения о монополии нет, но во всех этих определениях есть общее – это бесконкурентное господство одной фирмы или группы на экономическом рынке
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с перерастанием капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм. Монополии бла годаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможность для ускорения научно-технического прогресса. Осуществляется это тогда, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Наоборот, монополии могут надолго задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их монопольным позициям.
В учебниках выделяют следующие основные виды монополистических объединений, разграничение их носит достаточно условный характер, т.к. некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий:
1. Закрытая монополия – монополия, защищенная от конкуренции, законодательными ограничениями патентной защитой, институтом авторских прав и т. д.
2. Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, хотя бы на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. Обычно в таком положении находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукции [34].
3. Государственная монополия — монополия, появившаяся в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
4. Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [1, Ст. 3].
5. Легальные монополии, основанные на законном основании.
6. Искусственные монополии – объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка. Например, создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм.
Искусственные монополии делятся на несколько форм:
Картель представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов.
Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности.
Трест – это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности как в коммерческом, так и в производственном отношениях.
Концерн – объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путем установления единого финансового контроля над ними через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений.
Процессы монополизации происходят и в настоящее время. Возникновение монополий происходит по нескольким причинам. Наиболее распространенными можно назвать следующие:
· усиление процессов концентрации и централизации капиталов в результате развития производительных сил общества;
· крупные научно-технические открытия;
· появление новых форм собственности, особенно акционерных.
На сегодняшний день отмечается высокая степень концентрации производства в мире. Данный факт подтверждается тем, что почти 50% производства сосредоточена в руках примерно 1 тыс. крупных компаний. При этом важнейшим фактором возникновения и развития монополии является конкуренция. Она ведет к концентрации и централизации производства и образованию на этой основе монополий. В некоторых отраслях существование монополии может быть обусловлено отраслевой спецификой, что говорит о функционировании в них естественных монополий. К таким отраслям относятся, например, железнодорожный транспорт, электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение и т.п. Иметь несколько железнодорожных компаний, которые конкурировали бы между собой, обеспечивая проезд пассажиров, например, из Ижевска до Казани, экономически невыгодно, т.к. доходы, полученные этими компаниями не смогли бы покрыть все издержки производства. Поэтому многие государства в подобных отраслях имеют одну компанию, что является естественным и нормальным процессом и экономически выгодно для компании и государства.
Кроме того, монополия может быть рождена системой патентования, согласно которой закрепляется право единоличного использования какого-либо изобретения, авторской идеи в течение определенного срока, например компания Microsoft или Apple. Поэтому тот, кто производит и продает запатентованную продукцию, становится монополистом в данной области. Монополия может возникнуть и в результате использования какого-то уникального фактора производства (ноу хау), которого нет у других товаропроизводителей. Таким образом, если талант человека проявляется в способности создавать оригинальные вещи или идеи, то талантливый человек может тоже быть монополистом.
Акционирование- процесс преобразования собственности предприятия, когда она переходит из рук государства в собственность акционеров. Государственная собственность распродается через распространение акций, которые приобретают все желающие.
Итак, мы видим, что монополия возникает по разным причинам. Одной из причин является способ приватизации государственных муниципальных предприятий путем преобразования их в открытые акционерные общества.