1. Современные представления о предмете историографии отечественной истории ее задачах.
2. Основные этапы развития отечественной историографии как научной дисциплины.
3. Методологические вопросы изучения историографии. Историографический факт, специфика содержания в нем научной информации.
4. Особенности историографического источника, иерархичность разных видов историографических источников, взаимосвязи и отличия с историческими источниками.
5. Основные принципы и этапы историографического анализа
6. Проблема периодизации истории исторической науки.
7. Эволюционный и революционный пути развития науки.
8. Основные признаки и черты провиденциальной модели историописания.
9. Историческая мысль Киевской Руси. Отличительные черты летописных сводов русских земель
10. Образование Московского централизованного государства и его влияние на характер историописания. Московский летописный свод и комплекс основных исторических идей свода.
11. Петр Первый и его влияние на формирование нового исторического сознания русского общества. Исторические сочинения сподвижников Петра.
12. Общие особенности прагматической модели историописания.
13. Исторические взгляды и концепция русской истории В.Н. Татищева.
14. Карамзин о функциях исторического знания и особенностях творчества историка.
15. Концепция российского самодержавия Карамзина. Периодизация русской истории.
16. Карамзин о происхождении древнерусского государства.
17. “Скептическая школа” русской историографии.
18. Славянофилы и их вклад в осмысление исторического прошлого России.
19. Этапы жизненного пути С.М. Соловьева. Общественно-политические взгляды историка.
20. Исторические взгляды Соловьева. Периодизация, основные антиномии русской истории.
21. Концепция происхождения русского государства С.М. Соловьева. Борьба родового и государственного начал в русской истории.
22. Личность в исторической концепции С.М. Соловьева. Петр I и его преобразования в оценке историка.
23. В.О. Ключевский. Вехи жизни и научной деятельности. Черты века в личности историка.
24. Теория факторов В.О. Ключевского. Периодизация русской истории В.О. Ключевского, ее основные критерии.
25. .Ключевский о происхождении и характере Московского государства. Характеристики всероссийского периода русской истории и оценка Петровских преобразований.
26. П.Н. Милюков. Философские и теоретико-методологические взгляды историка. Задачи “культурной истории”.
27. Милюков об этапах государственного строительства России. Оценка Петровских преобразований. Анализ особенностей экономического уклада страны. Проблема становления капитализма в России.
28. Особенности русской духовной культуры в трудах П.Н. Милюкова. Проблема рецепции. Церковь и школа, литература и театр как основные трансляторы культуры.
29. Проблема кризиса русской исторической науки на рубеже XIX-XX вв.
30. Московская школа русских историков на рубеже XIX-XX вв. Основные черты школы, ее научный облик
31. Петербургская школа русских историков на рубеже XIX-XX вв. Межличностные контакты историков двух школ русской историографии
32. Исторические взгляды А.С. Лаппо-Данилевского.
33. Проблема феномена советской историографии
34. Периодизация истории советской исторической науки.
35. Становление “нового образа” исторической науки. Изменение основ организационной деятельности исторической науки в 1920-х гг.
36. Обострение борьбы с АН в конце 1920-х гг. Дело Платонова.
37. Наука и политика в жизни и творчестве М.Н. Покровского. Общественно-политические и философские взгляды историка.
38. Теоретико-методологические воззрения М.Н. Покровского. Проблема влияния взглядов В.О. Ключевского и марксизма. Теория торгового капитализма.
39. Основные особенности развития русской исторической науки в эмиграции. Центры, способы организации научного сообщества, основные историко-научные течения и направления.
40. Советская историческая наука в период Великой отечественной войны.
41. Основные тенденции развития исторической науки в первое послевоенное десятилетие.
42. Советская историческая наука в период оттепели.
43. Историческая наука в середине 1960-1980 гг. Свертывание процессов обновления в конце 1960-х гг. и негативные процессы в исторической науке Сохранение старых методологических и концептуальных установок. Реконструкция основных схем “Краткого курса”.
44. “Новое направление” в отечественной исторической науке и его судьба.
45. Историческая наука в середине 1980-начале 1990 гг. Начало методологического кризиса. Критика марксизма. Расширение исследовательской проблематики.
46. Историческая наука в 1990-х гг. Распад советско-государственной системы и его влияние на историко-научную ситуацию.
Контрольная работа выполняется письменно, вручную. Общий объем – 18 страничная школьная тетрадь в клетку. При подготовке к написанию работы необходимо использовать не менее 5 источников и книг из предлагаемого общего списка литературы. При описании жизненного пути и творческого наследия историка необходимо исследовать общественно-политический и научный фон, на основаниях которого формировался облик ученого. При описании научного наследия ученого необходимо раскрыть философско-исторические основы, методологические установки, концептуальные «узлы» его деятельности (периодизацию, особенности подхода к описанию исторической личности).
Крайний срок сдачи – за три дня до начала экзамена.