Кафедра современной отечественной истории и историографии
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
______________ Т.Ю. Стукен
«_____» ______________ 20__г.
.
Программа дисциплины
«Историография отечественной истории»
цикл ГОС ВПО – ОПД
Специальность
(направление)
Код специальности
(направления)
Форма обучения
История
030401.65
очная
История
030401.65
заочная
История
030400.62
бакалавриат
Омск – 2010
Программа дисциплины
«Историография отечественной истории»
разработана Корзун Валентиной Павловной - д.и.н., профессором кафедры современной отечественной истории и историографии ОмГУ
Бычковым Сергеем Павловичем – к.и.н., доц. кафедры современной отечественной истории и историографии ОмГУ
Мамонтовой Мариной Александровной – к.и.н., доц. кафедры современной отечественной истории и историографии ОмГУ
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
современной отечественной истории и историографии ОмГУ
(протокол № 7 от «14» апреля 2010 г.)
Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по следующим специальностям (направлениям):
«История»
и согласована с факультетами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим специальностям (направлениям):
Декан исторического факультета_____________________ А.В. Якуб
Распределение общего объема часов по видам учебной работы
Очная форма обучения
Курс
Семестр
Объем часов по видам работы
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа студентов
Всего
В том числе
Всего
В том числе
Лекции
Практиче-
ские заня-
тия
Семинары
Лаборатор-
ные заня-
тия
Другие ви-
ды занятий
Курсовая работа
Реферат
Индивиду-
альные
задания
Другие
виды СРС
Общая трудоемкость дисциплин 160 часов
Форма промежуточного контроля: оценка работы студентов на семинарских занятиях (по трехбалльной системе); тестирование, коллоквиум.
Форма текущего контроля: экзамен.
Заочная форма обучения
Курс
Семестр
Объем часов по видам работы
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа студентов
Всего
В том числе
Всего
В том числе
Лекции
Практиче-
ские заня-
тия
Семинары
Лаборатор-
ные заня-
тия
Другие ви-
ды занятий
Курсовая работа
Реферат
Индивиду-
альные
задания
Другие
виды СРС
Общая трудоемкость дисциплин 160 часов
Формы промежуточной аттестации: контрольная работа.
Форма текущего контроля: экзамен.
Бакалавриат
Курс
Семестр
Объем часов по видам работы
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа студентов
Всего
В том числе
Всего
В том числе
Лекции
Практиче-
ские заня-
тия
Семинары
Лаборатор-
ные заня-
тия
Другие ви-
ды занятий
Курсовая работа
Реферат
Индивиду-
альные
задания
Другие
виды СРС
Общая трудоемкость дисциплин 100 часов
Формы промежуточной аттестации: контрольная работа, тестирование.
Форма текущего контроля: экзамен
Цели и задачи дисциплины.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Цель преподавания историографии отечественной истории - познакомить студентов с историей отечественного историознания, сформировать представление о факторах и закономерностях ее развития, обратив внимание на связь изучения истории с потребностями общества, с интеллектуальным контекстом эпохи, а также с имманентными факторами развития самой науки.
Важнейшими задачами дисциплины являются.
- усвоение закономерностей развития исторической науки через изучение творчества ее конкретных служителей;
- обучение принципам историографического анализа, включающим наработки ситуативной историографии;
- формирование бережного отношения к традиции, личности ученого-историка, формирование научной этики.
- овладеть основными методами и методиками историографического анализа и уметь ими пользоваться;
- научиться культуре мышления, уметь выражать свои мысли в письменной и устной форме, владеть профессиональной лексикой (понятия, термины):
- овладеть методикой сбора, хранения и переработки информации применительно к данному курсу.
Поставленные цели и задачи определили структуру построения курса. Блок науковедческих проблем сосредоточен во вводной части курса, где дается определение таких понятий, как "исследовательская парадигма", "имманентные и социальные факторы развития науки", соотношение интернализма и экстернализма, проблема революции и эволюции в науке, "кризис".
В основу периодизации положен критерий изменения "образов"/"моделей" науки, теснейшим образом связанных с изменением методологии истории. В рамках образов рассматриваются социальные, организационные и личностные факторы развития науки. Одна из центральных проблем курса - проблема преемственности и разрыва традиций (коммуникативный сброс).
История отечественной историографии является частью общего курса отечественной истории, которая входит в блок общепрофессиональных дисциплин.
Изучение данной дисциплины опирается на знания, полученные студентами при изучении курсов отечественной истории, источниковедения отечественной истории, истории философии. В курсе отечественно истории для освоения материала историографии важными являются разделы, в которых рассматриваются проблемы политической истории России. В источниковедении для нас важным является внимание на изменение техники исследования и базовых представлений об историческом источнике. Курс истории философии даёт возможность опереться на характеристику основных философских доктрин, питавших историознание.
Данная дисциплина проблемно связана с другой дисциплиной – методологией истории. Она демонстрирует богатство и многовариантность исследовательских практик историков, дает материал для осмысления таких важных методологических проблем, как взаимоотношение исторической науки и политики, соотношение имманентных и внешних факторов в развитии науки, влияние корпоративных профессиональных ценностей на получение исторического знания.
3. Тематический план
(с распределением общего бюджета времени в часах)
Очная форма обучения
Курс
Семестр
Раздел дисциплины,
содержание
Всего
Аудиторные занятия (часов)
Самостоятель-
ная работа
студента
Форома
контроля
Лекции
Семинар-
ские
занятия
Лаборатор-
ные
занятия
1.Методолгические вопросы отечественной историографии.
2.Провиденциалистский образ исторической науки
3.Русская историческая наука в первой половине XVIII в.: поиск новой рационалистической модели исторического исследования
4.Историческая наука во второй половине XVIII в.
5.Исторические взгляды Н.М. Карамзина
и его место в русской историографии.
6.Историческая наука в первой половине
XIX в. Складывание современного образа науки.
7. Историческая наука второй половины
XIX в.
8.Историческая наука на рубеже XIX-XX вв. Кризис историзма.
9.Марксизм и историческая наука в России.
10. Становление советской исторической науки, ее основные характеристики
11. Трансформация образа советской исторической науки (1930-первая половина 1980-х гг.)
12. Историческая наука в 1980 - начале 1990 гг.
13. Историческая наука на рубеже XX-XXI веков
экзамен
коллокв.
экзамен
экзамен
Проверка на сем.
экзамен
Проверка на сем.
Проверка на сем.
экзамен
эссе
экзамен
экзамен
экзамен