Соберите лабораторный штатив. Для этого ввинтите стержень в основание штатива. На стержне с помощью зажима укрепите поочередно лапку и кольцо. Научитесь пользоваться лабораторным штативом. Для этого потренируйтесь укреплять в нем пробирку, стакан, фарфоровую чашку для выпаривания. Укрепите в лапке штатива пробирку так, чтобы она была в вертикальном положении отверстием вверх. Пробирка должна быть зажата в лапке таким образом, чтобы она не выпадала из лапки и, вместе с тем, чтобы ее можно было передвигать. Крепко зажатая пробирка может лопнуть. Пробирку зажимают около отверстия,а не посередине, чтобы можно было нагревать ее поверхность по всей длине. Эту же пробирку, не вынимая из лапки, укрепите в горизонтальном положении. Для этого нужно ослабить винт, которым укреплена лапка в зажиме, и повернуть лапку вместе с пробиркой на 90°. Укрепите на штативе стакан, а потом фарфоровую чашку. Для укрепления стакана на кольцо штатива кладут специальную огнезащитную прокладку, на нее ставят стакан. Пламенем горелки нагревается прокладка, а от нее уже равномерно нагревается все дно стакана.
Фарфоровую чашку помещают на кольцо штатива без огнезащитной прокладки и нагревают непосредственно пламенем. Смонтируйте прибор, используемый в лаборатории для получения и собирания кислорода. Для этого закройте пробирку резиновой пробкой с газоотводной трубкой (согнутой под углом 90°) и укрепите в штативе в горизонтальном положении. Конец газоотводной трубки опустите в коническую колбу. В рабочей тетради сделайте схематичный рисунок этого прибора. Укажите на рисунке все детали прибора и напишите их названия. Отчет о работе «Монтаж простейших приборов» Прибор для получения и собирания кислорода
Нагревательные приборы.Ознакомьтесь с выданными вам нагревательными приборами и правилами работы с ними. Внимательно изучите выданные вам инструкции. В три пробирки налейте по 2 мл воды. Одну пробирку укрепите в лабораторном штативе под углом 45°, другую — в держателе для пробирок, третью — в электрическом нагревателе для пробирок.
Подготовьте спиртовку к работе, следуя указаниям изученной инструкции. Соблюдая правила техники безопасности, нагрейте воду в первых двух пробирках до кипения (ко не кипятите!). Потушите спиртовку.
Включите в сеть нагреватель для пробирок. Помните: за вилку и розетку можно браться только сухими руками! Нагрейте воду до кипения. Придерживая левой рукой розетку, правой рукой выньте вилку нагревателя из сети. Приведите свое рабочее место в порядок, закройте оба ящика. Сдайте отчет о проделанной работе учителю.
1 — основание штатива;
2 — стержень штатива;
3 — ...;
4 — лапка;
5 — ...;
6 — газоотводная трубка; 7
Вместо точек впишите названия лабораторного оборудования.
Приложение № 7
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ
1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учителя химии и для учащихся, работающих в кабинете химии.
2. Во время выполнения лабораторных или практических работ учащиеся должны быть в халатах, поддерживать порядок на рабочем месте.
3. Присутствие посторонних лиц в кабинете во время экспери мента допускается только с разрешения учителя химии.
4. Учащиеся, присутствующие на лабораторной или практичес кой работе без халата, непосредственно к проведению экспери мента не допускаются, но присутствуют на уроке.
5. На первом уроке химии учитель проводит вводный инструк таж для учащихся, чтобы ознакомить их с правилами поведе ния в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, предостеречь от опасностей, с которыми можно встретиться в процессе работы при наблюде нии соответствующих мер предосторожности.
6. Перед проведением каждой лабораторной и практической ра боты учитель проводит инструктаж на рабочем месте с целью ознакомления учащихся с организацией рабочего места, с бе зопасными методами работы.
7. Внеплановый инструктаж по технике безопасности для уча щихся учитель или заведующий кабинетом проводит в случае грубого нарушения правил техники безопасности.
8. После проведения инструктажа по технике безопасности учи тель обязан сделать соответствующую запись в классном жур нале и поставить свою подпись. Учащиеся делают соответ ствующую запись о прослушанном инструктаже по ТБ в своих тетрадях и также ставят подпись.
9. Прежде, чем приступить к выполнению работы, учащиеся обя заны изучить по учебнику или инструктивной карточке поря док ее проведения. Следует соблюдать все указания учителя по безопасному обращению с реактивами, растворами, метода ми нагревания, заполнения сосудов и т. д.
10. В кабинете химии должен быть «Уголок техники безопаснос ти», где необходимо разместить конкретные инструкции по методам безопасной работы и правилам поведения в кабинете химии.
11. Учащимся запрещается проводить самостоятельно опыты, не предусмотренные данной работой.
12. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
13. Запрещается прием пищи и напитков в химическом кабинете.
14. Подготовленный к работе прибор учащиеся должны показать учителю.
15. Учащимся запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.
16. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, элек тросети v т. д. учащиеся обязаны сообщать учителю. Устра нять неисправности самостоятельно учащимся запрещается.
17.Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями учителя.
18. По окончании лабораторных и практических работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.
19. При возникновении в кабинете во время занятий опасных си туаций (пожар, появление сильных посторонних запахов), не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.
20. В кабинете химии (в лаборантской) должна быть аптечка пер вой медицинской помощи в соответствии с перечнем медика ментов, разработанным для школьных кабинетов химии.
21. При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить учителю.
22. В случае получения травм на уроке химии учителю надлежит оказать доврачебную помощь пострадавшему.
Приложение № 2 УСТРОЙСТВО СПИРТОВКИ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НЕЙ
Приемы работы со спиртовкой:
A. Откройте колпачок.
Б. Расправьте фитиль. Проверьте, чтобы диск плотно прилегал к горлышку спиртовки.
B. Зажгите спиртовку спичкой. Категорически запрещается:
— зажигать спиртовку от другой спиртовки;
— переносить горящую спиртовку на другое рабочее место.
1 — трубка с диском;
2 — резервуар;
3 — фитиль;
4 — спирт;
5 — колпачок.
6.
7.
Нагревание производите в самой горячей (верхней) части пламени.
Жидкость в стакане или колбе нагревайте через огнестойкую прокладку, прокладку располагайте на кольце штатива. Твердые вещества нагревайте только в сухой посуде.В течение всего процесса нагревания, выпаривания запрещается наклоняться над сосудами, заглядывать в них!
Г.Как только закончите работу, связанную с нагреванием, потушите спиртовку.
Экономьте горючее! Тушите спиртовку только колпачком. Категорически запрещается:
— дуть на горящую спиртовку;
— оставлять без присмотра горящую спиртовку.
Приложение № 3
ПРИЕМЫ БЕЗОПАСНОГО НАГРЕВАНИЯ В ОТКРЫТОМ ПЛАМЕНИ
Закрепите лапку штатива или зажима в 1,5—2 см от отверстия пробирки. Пробирка должна проворачиваться при незначительном усилии работающего. Помните: стекло при нагревании расширяется, возможно повреждение пробирки! Сначала прогрейте всю пробирку (пробирку держите наклонно) и только потом — ту ее часть, где находится исследуемое вещество. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от работающего. Без специального указания учителя не доводите исследуемое веещство до кипения, тем более не кипятите!
Приложение №4
ПРИЕМЫ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ НАГРЕВАТЕЛЕМ ДЛЯ ПРОБИРОК НПУ-2
Составные части нагревателя:
1 — выступ для закреп-
ления нагревателя в лабораторном штативе.
2 — листовой зажим для
пробирок.
3 — защитный экран.
4 — нагревательный эле-
мент.
Работа:
Установите нагреватель на горизонтальной поверхности или зажмите в штативе в нужном положении.
Вставьте пробирку с исследуемым веществом в нагреватель до касания с нагревательным элементом.
Включите нагреватель в сеть и через защитный экран наблюдайте процессы, происходящие в пробирке. Внимание!
Нагреватель включайте в специальные розетки с напряжением 42 В. За вилку и розетку можно браться только сухими руками.
Приложение № 5
ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ложка фарфоровая. Служит для взятия твердых веществ.
Мензурка. Мерная посуда для измерения объема жидкостей.
Цилиндр. Используется для измерения объема жидкостей.
Зажим для пробирок. Служит для закрепления пробирок при нагревании.
Коническая колба. Служит для хранения веществ и проведения химических операций.
Колба круглодонная. Служит для проведения химических операций при нагревании.
Пробирка химическая. Применяется для проведения опытов и монтажа пробирок.
Пробирка мерная. Используется для измерения объема жидкостей.
Плоскодонная колба. Служит для хранения веществ и проведения химических операций.
Колба Вюрца. Предназначена для перегонки жидкостей.
Стеклянная палочка с резиновым наконечником. Применяется для размешивания жидкостей.
Стакан с носиком. Служит для хранения химических веществ и химических операций.
Лабораторный штатив. Служит для закрепления приборов при выполнении химических опытов.
Фарфоровая чашка. Служит для выпаривания жидкостей.
Штатив для пробирок. Предназначен для размещения в нем пробирок.
Тигель фарфоровый. Предназначен для нагревания и прокаливания твердых веществ при высокой температуре.
Приложение № 6
ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ
В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Если вы откупорили что-либо — закупорьте;
Если в руках у вас жидкое — не разлейте, порошкообразное —
не рассыпьте, газообразное — не выпустите наружу;
Если включили — выключите;
Если открыли — закройте;
Если разобрали — соберите;
Если вы не можете собрать — позовите на помощь умельца;
Если вы не разбирали — не вздумайте собирать;
Если вы одолжили что-либо — обязательно верните;
Если вы пользуетесь чем-либо — держите в чистоте и порядке;
- Если вы привели что-либо в беспорядок — восстановите ста тус-кво;
- Если вы сдвинули что-либо — верните на место;
- Если вы хотите воспользоваться чем-либо, принадлежащим другому, попросите разрешения;
- Если вы не знаете, как это действует, не трогайте;
- Если вас это не касается — не вмешивайтесь;
- Если вы не знаете, как это делается, сразу спросите;
- Если вы не можете что-либо понять — почешите в затылке;
- Если все же не поймете, то и не пытайтесь;
- Если вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у вас ничего не загорелось;
- Если у вас что-либо взорвалось, проверьте: остались ли вы живы;
- Если вы не усвоили этих правил — не входите в лаборато рию.
Треугольник фарфоровый. Используется для фиксации в нем тигля.
Воронка конусообразная. Служит для наливания и фильтрования жидкостей.
11
ЛИТЕРАТУРА
просвещения
1. Бюллетень СССР, № К 2.
3.
Коноеалов В. Н. Техника безопасности при работах по химии М., Просвещение, 1980.
6.
Назарова Т.С., Грабецкий А. А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. М., Просвещение, 1987
Г z: xpnaz: 1е9з7°9паснойработывхимических
. м., Про-
Смолина Т.А., Васильева Н.В., Куплетская Н.Б. Практи ческие работы по органической химии. М., Просвещение, 1986.