Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правительство г. Москвы Московский комитет образования Западный административный округ Средняя общеобразовательная школа № _



ГЛ. Маршанова

Техника Безопасности

в школьной химической лаборатории

Сборник инструкций и рекомендаций

Москва 2002


УДК 371+372.8 Map 25


Опыт — отец всякой мудрости, мудрость — дочь опыта.

Леонардо да Винчи


 


Рецензент

Е. И. Хабарова, и. о. зав. кафедрой Прикладной экологии и охраны труда МИТХТ, к.х.н., доцент

Маршанова Г.Л.

Map 25 Техника безопасности в школьной химической лаборато­рии: Сборник инструкций и рекомендаций. — М.: АРКТИ, 2002. — 80 с. (Метод, биб-ка) ISBN 5-89415-208-9

В данном пособии рассмотрены некоторые общие вопросы техники безопасности при работе в химической лаборатории, приведены инст­рукции по правилам безопасной работы с различными веществами, уничтожению отработанных реактивов, оказанию первой помощи, описывается методика тушения некоторых видов пожара. Предназ­начается для учителей и лаборантов химических кабинетов средней школы, а также будет полезно преподавателям и лаборантам хими­ческих ВУЗов и средних специальных заведений.

УДК 371+372.8

Маршанова Г.Л., 2002 АРКТИ, 2002

ISBN 5-89415-208-9


ВВЕДЕНИЕ

Преподавание основ химии в школе не может совершенство­ваться без соответствующей организации школьного химического эксперимента.

Химический эксперимент — источник знания о веществе и химической реакции — важное условие активизации познаватель­ной деятельности учащихся, воспитания устойчивого интереса к предмету, формирования диалектико-материалистического миро­воззрения, а также представлений о практическом применении хи­мических знаний.

Реализация экспериментальной части программы требует от учителя химии высокой и всесторонней профессиональной подго­товки, глубокого понимания роли химического эксперимента в учеб­но-воспитательном процессе, творческой активности в применении эффективных методов обучения.

Наличие комплекса учебного оборудования, необходимого для реализации программы по химии, умение учителя рацио­нально и эффективно его использовать, отобрать необходимые средства для урока, владение на высоком уровне техникой лабо­раторных работ — составляют важнейшие условия организации в школе химического эксперимента. А для успешного осуществ­ления последнего необходимо знать и соблюдать правила техни­ки безопасности. Это относится и к учителю, и к лаборанту, и к учащимся.

В данном пособии рассмотрены некоторые общие вопросы тех­ники безопасности при работе в химической лаборатории, дана ха­рактеристика работ, выполняемых в химическом кабинете школы, сформулированы обязанности учителя химии и лаборанта, приведе­ны инструкции по правилам безопасной работы с различными неор­ганическими и органическими веществами и оказанию первой помо­щи, представлена таблица групп хранения реактивов в соответ­ствии с Типовым перечнем для средней школы, а также прилагается авторская разработка инструкций к практической работе № 1 (8 класс) «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с рабочим местом и лабораторным оборудо­ванием».

Пособие предназначено для учителя и лаборантов химических кабинетов средней школы.


ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Работа в химической лаборатории связана с некоторой опас­ностью, поскольку многие вещества в той или иной степени ядо­виты, огнеопасны и взрывоопасны. Опыт показывает, что боль­шинство несчастных случаев, происходящих в лаборатории, явля­ется следствием небрежности и невнимательности работающих.

Возможность несчастных случаев может быть исключена при выполнении всех мер предосторожности. Обычно характер предуп­редительных мер, обеспечивающих безопасность проведения эк­сперимента, зависит от вида работы. Однако существуют общие правила, выполнение которых обязательно для каждого работаю­щего в лаборатории, независимо от того, какой эксперимент он проводит.

1. Работать одному в лаборатории категорически запрещается,
так как в ситуации несчастного случая некому будет оказать
помощь пострадавшему и ликвидировать последствия аварии.

2. Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чисто­
ту, тишину, порядок и правила техники безопасности, так
как поспешность и небрежность часто приводят к несчастным
случаям с тяжелыми последствиями.

3. Каждый работающий должен знать, где находятся в лабора­
тории средства противопожарной защиты и аптечка, содержа­
щая все необходимое для оказания первой помощи.

4. Категорически запрещается в лаборатории курить, принимать
пищу, пить воду.

5. Нельзя приступать к работе, пока учащиеся не усвоят всей
техники ее выполнения.

6. Опыты нужно проводить только в чистой химической посуде.
После окончания эксперимента посуду сразу же следует мыть.

7. В процессе работы необходимо соблюдать чистоту и аккурат­
ность, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и
рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и
слизистых оболочек.

8. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус.
Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя
пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к
сосуду и не вдыхая полной грудью.

9. На любой посуде, где хранятся реактивы, должны быть эти­
кетки с указанием названия веществ.


 

10. Сосуды с веществами или растворами необходимо брать одной
рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.

11. Категорически запрещается затягивать ртом в пипетки орга­
нически вещества и их растворы.

12. Во время нагревания жидких и твердых веществ в пробирках
и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей.
Нельзя также заглядывать сверху в открыто нагреваемые со­
суды во избежание возможного поражения при выбросе горя­
чей массы.

13. После окончания работы необходимо выключить газ, воду,
электроэнергию.

14. Категорически запрещается выливать в раковины концентри­
рованные растворы кислот и щелочей, а также различные орга­
нические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные ве­
щества. Все эти отходы нужно сливать в специальные буты­
ли.

15. В каждой лаборатории обязательно должны быть защитные
маски, очки.

16. В каждом помещении лаборатории необходимо иметь средства
противопожарной защиты: ящик с просеянным песком и со­
вком для него, противопожарное одеяло (асбестовое или толс­
тое войлочное), заряженные огнетушители.

17. В доступном месте в классе-лаборатории должен быть «Уго­
лок техники безопасности», где необходимо разместить конк­
ретные инструкции по методам безопасности работы и прави­
ла поведения в химическом кабинете.

19. При работе в лаборатории необходимо применять индивиду­альные средства защиты, а также соблюдать правила личной гигиены.

ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ (заведующего химическим кабинетом)

Как заведующий кабинетом, учитель химии несет полную от­ветственность за безопасность всех работ, выполняемых в этом кабинете, за его противопожарное состояние и за соблюдение пра­вил школьной санитарии, гигиены труда. Как специалист, он не­сет ответственность за правильное хранение и использование вред­ных, ядовитых, взрывчатых, легковоспламеняющихся и опасных химических веществ и материалов.

Учитель обязан проверять комплектность и исправное состоя­ние противопожарного оборудования, наличие и пригодность средств


оказания первой помощи. Он должен систематически контроли­ровать работу лаборанта и оказывать ему практическую помощь с целью предупреждения несчастных случаев.

Принимая на работу нового лаборанта, учитель должен лично проверить его знания основных правил по технике безопасности и охране труда, а также убедиться в его умении обращаться с проти­вопожарными средствами и электроприборами.

В дальнейшем проверка этих знаний должна проводиться еже­годно, в начале учебного года.

О всех недостатках в химическом кабинете, ведущих к нару­шению правил техники общей и пожарной безопасности, учитель обязан докладывать директору школы и требовать их быстрого устранения.

Большую опасность в отношении загрязнения воздуха, а так­же возможности несчастных случаев представляют фронтальные работы и проведение опытов на занятиях кружка. В таких случа­ях учитель должен проявлять повышенное внимание и быть осо­бенно требовательным к учащимся.

По-видимому, будет полезно, если в 8-м классе учитель поста­рается переговорить с родителями каждого учащегося и объяснит необходимость примерного поведения их детей на уроках химии. Учитель не должен допускать к занятиям в кружках недисципли­нированных учащихся.

По окончании занятий, перед уходом из химического кабине­та, учитель должен проверить, закрыты ли сосуды с ядовитыми и особо опасными веществами (щелочные металлы, бромная вода и т. д.), а также убедиться в том, что выключены все электронагре­вательные приборы.

Учителю химии положено иметь индивидуальный халат, за­щитные очки или маску, резиновые перчатки, фартук из химичес­ки стойкого материала.


 

3. Вести под руководством учителя инвентарную книгу, а также
книгу расходования реактивов и материалов.

4. Приобретать по указанию учителя предметы оборудования и
материалы для кабинета и обеспечивать их доставку в школу.

5. Проводить подготовку оборудования для проведения урока со­
гласно специальным карточкам.

6. Присутствовать на уроках и оказывать учителю помощь в орга­
низации лабораторных и практических работ.

7. Следить за наличием и исправностью противопожарного обо­
рудования и средств первой помощи при несчастных случаях.

8. Выполнять правила общей и пожарной безопасности и сле­
дить за выполнением их учащимися на уроках.

9. Непрерывно совершенствовать свои знания и практические на­
выки.

10. Каждый год проходить проверку знаний основных правил тех­
ники безопасности (у учителя) и результаты проверки отме­
чать в специальном журнале.

11. В конце рабочего дня проверять закрытие всех шкафов, всех
газовых и водопроводных кранов и выключать все электро­
приборы.

Лаборанту для персонального использования полагается ха­лат из хлопчатобумажной ткани, защитные очки или шлем, рези­новые перчатки, фартук из химически стойкого материала, поло­тенце, мыло. Халат должен застегиваться только спереди, манже­ты рукавов должны быть на пуговицах, длина его — немного ниже колен.

Лаборанту приходится иметь дело с химической посудой, заг­рязненной вредными веществами, поэтому он должен строго выпол­нять правила личной гигиены.


 


ОБЯЗАННОСТИ ЛАБОРАНТА ХИМИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Должность лаборанта школьного химического кабинета была введена в 1947 г.

Основные обязанности лаборанта:

1. Обеспечивать в кабинете чистоту и порядок размещения пред­
метов оборудования.

2. Содержать в определенном, наиболее удобном для работы по­
рядке приборы, химическую посуду, реактивы и вспомогатель­
ные материалы.


ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТ,

ВЫПОЛНЯЕМЫХ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

Основные работы, выполняемые в химическом кабинете и не­посредственно связанные с изучением химии, могут быть диффе­ренцированы следующим образом:

1. Демонстрационные опыты, проводимые учителем в процессе
изучения нового материала.

2. Лабораторные (фронтальные) работы, выполняемые учащими­
ся в порядке освоения новых знаний и навыков.

3. Практические работы, выполняемые учащимися фронтально
для проверки усвоения ими пройденного материала.


4. Практические работы, выполняемые учащимися индивидуаль­
но на учительском столе при контрольном вызове к доске.

5. Практические работы, выполняемые учащимися индивидуально
во время экзаменов.

6. Опыты и работы, выполняемые учащимися на занятиях круж­
ка.

7. Опыты и работы, выполняемые отдельными учащимися в по­
рядке помощи лаборанту и учителю при подготовке опытов.

8. Опыты, проводимые учителем в порядке популяризации хи­
мических знаний на различных вечерах и т. д.: а) в классе-
лаборатории; б) в актовом зале школы; в) на предприятиях.

9. Работы, проводимые лаборантом, при подготовке опытов.

Кроме этих работ, непосредственно связанных с прохождени­ем курса химии, лаборанту и учителю, изготовляющим для хими­ческого кабинета различные приборы, модели, макеты и т.д., при­ходится выполнять иногда столярные, слесарные, электромонтаж­ные, картонажные и малярные работы.

Большая часть опытов и работ связана с опасностью ожога, получения травмы, отравления или с возможностью воспламене­ния горючих веществ, нередко сопровождаемого взрывом. Выпол­нение этих работ требует соблюдения осторожности, вдумчивого отношения к проделываемой работе, знания и принятия соответ­ствующих мер безопасности.

Если демонстрационные опыты проводятся учителем, имею­щим специальную подготовку, то лабораторные и практические работы выполняют учащиеся, не всегда понимающие опасность, угрожающую им при проведении опыта. Поэтому учитель и лабо­рант должны особенно тщательно следить за поведением каждого учащегося при выполнении практических работ.

Большой объем опасных работ падает на долю лаборанта, ко­торый постоянно имеет дело с крепкими кислотами и щелочами, огнеопасными и вредными веществами, различными химическими и электрическими приборами.


Правительство г. Москвы Московский комитет образования Западный административный округ Средняя общеобразовательная школа № _

УТВЕРЖДАЮ.

Директор школы №_

(ф. и. о.)

УТВЕРЖДЕНО:

Постановлением профсоюзного коми­
тета школы №___________

От « » 20 г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

I. Общие положения

Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех лиц, работающих в кабинете химии. К работе в кабинете химии допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, ме­дицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоя­нию здоровья.

Лица, допущенные к работе в кабинете химии, должны со­блюдать правила внутреннего распорядка, расписание учеб­ных занятий, установленные режимы труда и отдыха. При работе в кабинете химии на работающих и обучающихся возможно воздействие опасных и вредных производственных факторов с такими последствиями, как:

— химические ожоги при попадании на кожу или в глаза ед­
ких химических веществ;

— термические ожоги при неаккуратном пользовании спир­
товками и нагревании веществ в пробирках, колбах и т. п.;

— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной по­
судой;

— отравление парами и газами высокотоксичных химических
веществ;

— ожоги от возникшего пожара при неаккуратном обращении
с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями;


 




— поражение электрическим током при нарушении правил пользования электроприборами.

5. Учащиеся могут находиться в кабинете химии только в при­
сутствии учителя: пребывание учащихся в помещении лабо­
рантской запрещается.

6. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лабо­
ранта.

7. Запрещается использовать кабинет химии в качестве класс­
ных комнат для занятий по другим предметам и для групп
продленного дня.

8. В кабинете химии из числа внеурочных мероприятий разреша­
ется проводить только занятия химического кружка и фа­
культатива по химии.

9. Запрещается пить, есть и класть продукты на рабочие столы в
кабинете химии и лаборантской, принимать пищу в опецо-
дежде.

10. Кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом.

11. Всем лицам, работающим в кабинете химии, необходимо при­
менять индивидуальные средства защиты, а также соблюдать
правила личной гигиены. Администрация школы обязана обес­
печить учителя химии и лаборанта спецодеждой и средствами
индивидуальной защиты (хлопчатобумажный халат, защит­
ные очки, фартук из химически стойкого материала, резино­
вые перчатки; халат должен застегиваться только спереди,
манжеты рукавов должны быть на пуговицах, длина хала­
та — ниже колен). Стирать халат, испачканный химическими
реактивами, необходимо отдельно от остального нательного
белья.

12. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами
пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком,
накидками из огнезащитной ткани размером 1,2 мх 1,8 м и
0,5 м х 0,5 м.

13. В кабинете химии (в лаборантской) должна быть аптечка пер­
вой медицинской помощи, укомплектованная в соответствии
с перечнем медикаментов, разработанным для школьных ка­
бинетов химии.

14. Каждый работающий в кабинете химии должен знать место­
нахождение средств противопожарной защиты и аптечки пер­
вой медицинской помощи.

15.0 каждом несчастном случае пострадавший или очевидец не­счастного случая обязан немедленно сообщить администрации школы.


 

16. Работающие в кабинете химии должны соблюдать правила
техники безопасности и пожарной безопасности, выполнять
требования инструкций по безопасному обращению с реакти­
вами, лабораторным оборудованием и электроприборами, со­
держать в чистоте рабочее место.

17. На видном месте в кабинете химии должен быть Уголок тех­
ники безопасности, где необходимо разместить конкретные ин­
струкции с условиями безопасной работы и правила поведе­
ния в химическом кабинете.

18. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции
по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответствен­
ности в соответствии с правилами внутреннего трудового рас­
порядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной про­
верке знаний норм и правил охраны труда.

II. Требования безопасности перед началом работы

1. Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного
шкафа.

2. Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборан­
тской.

3. Надеть спецодежду. При работе с токсичными и агрессивными
веществами подготовить к использованию средства индивиду­
альной защиты.

4. Подготовить к работе необходимое оборудование, лаборатор­
ную посуду, реактивы, приборы.

III. Требования безопасности во время работы

1. Во время работы в кабинете химии необходимо соблюдать чи­
стоту, тишину и порядок на рабочем месте.

2. Запрещается пробовать на вкус любые вещества. Нюхать ве­
щества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или
газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не
вдыхая полной грудью.

3. В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не
попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызы­
вают раздражение кожи и слизистых оболочек.

4. Опыты нужно проводить только в чистой посуде.

5. На всех банках, склянках и другой посуде, где хранятся реак­
тивы, должны быть этикетки с указанием названия вещества.
Запрещается хранить реактивы в емкостях без этикеток или с


 




надписями, сделанными карандашом по стеклу, растворы ще­лочей — в склянках с притертыми пробками, а легковоспламе­няющиеся и горючие жидкости — в сосудах из полимерных материалов.

6. Склянки с веществами или растворами необходимо брать од­
ной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.

7. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при на­
клоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!).
Каплю, оставшуюся на горлышке сосуда, снимают верхним
краем той посуды, куда наливается жидкость.

8. При пользовании пипеткой категорически запрещается втяги­
вать жидкость ртом.

9. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок толь­
ко с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

10. При нагревании жидких и твердых веществ в пробирках и
колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей.
Нельзя также заглядывать сверху в открыто нагреваемые со­
суды во избежание возможного поражения в результате хими­
ческой реакции.

11. Категорически запрещается выливать в раковины концентри­
рованные растворы кислот и щелочей, а также различные орга­
нические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные ве­
щества. Все отходы нужно сливать в специальную стеклян­
ную тару емкостью не менее Зле крышкой (для последующего
обезвреживания).

12. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и
нагревательные приборы с открытой спиралью.

13. Не допускается совместное хранение реактивов, отличающих­
ся по химической природе.

14. Выдача учащимся реактивов для опытов производится в мас­
сах и объемах, не превышающих их необходимое количество
для данного эксперимента, а растворов — концентрацией не
выше 5%. На рабочих местах для постоянного размещения
допускаются только реактивы и растворы набора типа НРП,
утвержденного Министерством просвещения РФ.

IV. Требования безопасности по окончании работы

1. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на
свои места в лаборантскую в специальные шкафы и сейфы.

2. Отработанные растворы реактивов слить в специальную стек­
лянную тару с крышкой, емкостью не менее 3 л (для последу­
ющего обезвреживания и уничтожения).


 

3. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа.

4. Снять спецодежду и средства индивидуальной защиты.

5. Тщательно вымыть руки с мылом.

6. Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборан­
тской.

V. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. В случаях с разбитой лабораторной посудой, не собирать ее
осколки незащищенными руками, а использовать для этой
цели щетку и совок.

2. Уборку разлитых и рассыпанных реактивов производить, ру­
ководствуясь требованиями инструкции по безопасной работе
с соответствующими химическими реактивами.

3. В случае с разлитой легковоспламеняющейся жидкостью и ее
загоранием немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть
и приступить к тушению очага возгорания первичными сред­
ствами пожаротушения.

4. При получении травмы немедленно оказать первую помощь
пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при
необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечеб­
ное учреждение.

Зав. кабинетом химии

(ф. и. О)

СОГЛАСОВАНО

Ответственный за охрану труда и тех­нику безопасности

(ф. и. О)




Правительство г. Москвы Московский комитет образования Западный административный округ Средняя общеобразовательная школа № _

УТВЕРЖДАЮ.

•Директор школы №_

(Ф. И. О.)

УТВЕРЖДЕНО:

Постановлением профсоюзного коми­
тета школы №___________

От « о 20 г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ ПО ХИМИИ

I. Общие положения

Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно длявсех лиц, работающих в кабинете химии. К работе в кабинете химии допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, ме­дицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоя­нию здоровья.

Лица, допущенные к работе в кабинете химии, должны со­блюдать правила внутреннего распорядка, расписание учеб­ных занятий, установленные режимы труда и отдыха. При работе в кабинете химии на работающих и обучающихся возможно воздействие опасных и вредных производственных факторов с такими последствиями как:

— химические ожоги при попадании на кожу или в глаза ед­
ких химических веществ;

— термические ожоги при неаккуратном использовании спир­
товок и нагревании веществ в пробирках, колбах и т. п.;

— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной по­
судой;

— отравление парами и газами высокотоксичных химических
веществ;

— ожоги от возникшего пожара при неаккуратном обращении
слегковоспламеняющимися и горючими жидкостями;

— поражение электрическим током при нарушении правил
пользования электроприборами.


 

5. Запрещается привлекать учащихся к подготовке и проведе­
нию демонстрационных опытов по химии: к этой работе раз­
решается привлекать лаборанта.

6. Запрещается пить, есть и класть продукты на рабочие столы в
кабинете химии и лаборантской, принимать пищу в спецо­
дежде.

7. Кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом.

8. Всем лицам, работающим в кабинете химии, необходимо при­
менять индивидуальные средства защиты, а также соблюдать
правила личной гигиены. Администрация школы обязана обес­
печить учителя химии и лаборанта спецодеждой и средства­
ми индивидуальной защиты (хлопчатобумажный халат, за­
щитные очки, фартук из химически стойкого материала, ре­
зиновые перчатки; халат должен застегиваться только спе­
реди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах, длина
халата — ниже колен). Стирать халат, испачканный хими­
ческими реактивами, необходимо отдельно от остального на­
тельного белья.

9. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами
пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком,
накидками из огнезащитной ткани размером 1,2 мх 1,8 м и
0,5 м х 0,5 м.

10. В кабинете химии (в лаборантской) должна быть аптечка пер­
вой медицинской помощи, укомплектованная в соответствии
с перечнем медикаментов, разработанным для школьных ка­
бинетов химии.

11. Каждый работающий в кабинете химии должен знать место­
нахождение средств противопожарной защиты и аптечки пер­
вой медицинской помощи.

12.0 каждом несчастном случае пострадавший или очевидец не­счастного случая обязан немедленно сообщить администрации школы.

13. Работающие в кабинете химии должны соблюдать правила
техники безопасности и пожарной безопасности, выполнять
требования инструкций по безопасному обращению с реакти­
вами, лабораторным оборудованием и электроприборами, со­
держать в чистоте рабочее место.

14. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции
по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответствен­
ности в соответствии с правилами внутреннего трудового рас­
порядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной про­
верке знаний норм и правил охраны труда.


II Требования безопасности перед началом работы

1. Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного шка­
фа.

2. Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборан­
тской.

3. Надеть спецодежду. При работе с токсичными и агрессивными
веществами подготовить к использованию средства индивиду­
альной защиты.

4. Проверить исправность подготовленной лаборантом аппарату­
ры, приборов, качество лабораторной посуды и наличие реак­
тивов.

5. Проверить противопожарные средства кабинета и лаборантс­
кой.

6. Удалить с учительского стола все предметы, не относящиеся к
данному опыту. Это правило следует особо выполнять в отно­
шении легковоспламеняющихся, горючих и других опасных
веществ и объектов.

7. Если учитель проводит опыт впервые, то он обязательно дол­
жен предварительно проверить его в отсутствие учащихся с
помощью лаборанта.

8. Перед демонстрацией электрифицированных моделей, макетов
и т.п., питаемых током от осветительной электросети, необ­
ходимо до урока проверить электроизоляцию проводов и всех
деталей.

9. При проведении опыта, сопровождающегося громким звуком
(выстрелом), яркой вспышкой и т.д., учитель должен предуп­
редить об этом учащихся во избежание их испуга и вредного
воздействия на их нервную систему.

III. Требования безопасности во время работы

1. Демонстрационные опыты по химии, при которых возможно
загрязнение атмосферы кабинета токсичными парами и газа­
ми, необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу с
включенной вентиляцией.

2. Опыты нужно проводить с использованием только чистой по­
суды.

3. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость
ртом.

4. В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не
попадали на кожу лица и рук.


 

5. Склянки с веществами или растворами необходимо брать од­
ной рукой за горлышко, а другой поддерживать за дно.

6. Реактивы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при на­
клоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!).
Каплю, оставшуюся на горлышке сосуда, снимают верхним
краем той посуды, куда наливается жидкость.

7. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок толь­
ко с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок. Для
твердой щелочи пользоваться только пластмассовой или фар­
форовой ложечкой. Не использовать металлических ложечек
и не насыпать щелочи из склянок через край!

8. Для нагревания жидкостей разрешается использовать только
тонкостенную посуду. Пробирки для нагревания жидкостей
запрещается наполнять более чем на одну треть их объема.
Отверстие пробирки при нагревании нельзя направлять в сто­
рону учащихся и на себя.

9. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в лап­
ке лабораторного штатива осторожно, слегка поворачивая вок­
руг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.

10. Нельзя заглядывать сверху в открыто нагреваемые сосуды во
избежание возможного поражения в результате химической
реакции.

11. Демонстрацию взаимодействия щелочных металлов и каль­
ция с водой необходимо проводить в химических стаканах
типа ВН-600, наполненных не более, чем на 0,05 л. В этом
случае допускается демонстрация опыта без защитного экра­
на.

12. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и
нагревательные приборы с открытой спиралью.

IV. Требования безопасности по окончании работы

1. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на
свои места в лаборантскую в специальные шкафы и сейфы.

2. Установки, приборы, в которых использовались или образо­
вывались вещества 1, 2 и 3 классов опасности, оставить в
вытяжном шкафу с работающей вентиляцией до конца заня­
тий, после окончания которых учитель лично производит де­
монтаж установки, прибора.

3. Отработанные растворы реактивов слить в специальную стек­
лянную тару с крышкой, емкостью не менее 3 л для последую­
щего обезвреживания и уничтожения.

3-3851


4. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа.

5. Снять спецодежду и средства индивидуальной защиты.

6. Тщательно вымыть руки с мылом.

7. Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборан­
тской.

V. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. Вслучаях с разбитой лабораторной посудой, не собирать ее
осколки незащищенными руками, а использовать для этой
цели щетку и совок.

2. Уборку разлитых и рассыпанных реактивов производить, ру­
ководствуясь требованиями инструкции по безопасной работе
с соответствующими химическими реактивами.

3. В случаях с разлитой легковоспламеняющейся жидкостью и
ее загоранием немедленно сообщить в ближайшую пожарную
часть и приступить к тушению очага возгорания первичными
средствами пожаротушения.

4. При получении травмы немедленно оказать первую помощь
пострадавшему, сообщить об этом администрации школы при
необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечеб­
ное учреждение.

Зав. кабинетом химии

(ф. и. О)

СОГЛАСОВАНО

Ответственный за охрану труда и тех­нику безопасности

(ф. и. О)


Правительство г. Москвы Московский комитет образования Западный административный округ Средняя общеобразовательная школа № _

УТВЕРЖДАЮ.

Директор школы №____

(ф. и. о.)

УТВЕРЖДЕНО:

Постановлением профсоюзного коми­
тета школы №___________

От « »_____ 20____ г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

I. Общие положения

1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно
для всех учащихся, работающих в кабинете химии.

2. Учащиеся могут находиться в кабинете только в присутствии
учителя; пребывание учащихся в помещении лаборантской не
допускается.

3. Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время экс­
перимента допускается только с разрешения учителя.

4. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.

5. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него
любые вещества без разрешения учителя.

6. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумка­
ми.

7. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблю­
дать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следо­
вать правилам техники безопасности.

8. Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь и устраи­
вать игры.

9. Не допускается нахождение учащихся в кабинете химии во
время его проветривания.

10. Учащиеся, присутствующие на лабораторной или практичес­
кой работе без халата, непосредственно к проведению экспери­
мента не допускаются.



II. Требования безопасности перед началом работы

1. Перед проведением экспериментальной работы каждый уча­
щийся должен надеть халат. Халат должен быть из хлопча­
тобумажной ткани, застегиваться только спереди, манжеты
рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата — ниже
колен. Стирать халат, испачканный химическими реактивами,
необходимо отдельно от остального нательного белья.

2. При проведении эксперимента, связанного с нагреванием жид­
костей до температуры кипения, использованием разъедаю­
щих растворов, учащиеся должны пользоваться средствами
индивидуальной защиты (по указанию учителя).

3. Учащиеся, имеющие длинные волосы, не должны оставлять
их в распущенном виде, чтобы исключить возможность их
соприкосновения с лабораторным оборудованием, реактивами
и тем более — с открытым огнем.

4. Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, учащи­
еся должны по учебнику или инструктивной карточке изучить
и уяснить порядок выполнения предстоящей работы.

5. Учащиеся обязаны внимательно выслушать инструктаж учи­
теля по технике безопасности в соответствии с особенностями
предстоящей работы. Текущий инструктаж по технике безо­
пасности перед практической работой регистрируется, собствен­
норучно учащимися в тетрадях для практических работ. Те­
кущий инструктаж перед лабораторной работой не регистри­
руется.

6. Приступать к проведению эксперимента учащиеся могут толь­
ко с разрешения учителя.

III. Требования безопасности во время работы

1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть
максимально внимательными, дисциплинированными, строго
следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддержи­
вать чистоту и порядок на рабочем месте.

2. Во время демонстрационных опытов учащиеся должны нахо­
диться на своих рабочих местах или пересесть по указанию
учителя на другое, более безопасное место.

3. При выполнении лабораторных и практических работ учащи­
еся должны неукоснительно соблюдать правила техники, бе­
зопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу
лица и рук,
так как многие из них вызывают раздражение
кожи и слизистых оболочек.


 

4. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус!
Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя
их пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к
сосуду и не вдыхая полной грудью.

5. При выполнении лабораторных работ учащиеся должны точ­
но повторять действия учителя, показывающего, как нужно
правильно проводить эксперимент.

6. Подготовленный к работе прибор учащиеся должны показать
учителю или лаборанту.

7. По первому требованию учителя учащиеся обязаны немедлен­
но прекратить выполнение работы (эксперимента). Возобнов­
ление работы возможно только с разрешения учителя.

8. Учащимся запрещается самостоятельно проводить любые опы­
ты, не предусмотренные в данной работе.

9. Учащимся запрещается выливать в канализацию растворы и
органические жидкости.

10. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся долж­
ны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся
запрещается самостоятельно убирать любые вещества.

11. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, элек­
тросети и т.п. учащиеся обязаны сообщить учителю или лабо­
ранту. Учащимся запрещается самостоятельно устранять не­
исправности.

12. При получении травм (порезы, ожоги и т. п.), а также при
плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить
об этом учителю или лаборанту.

 

13. Во время работы учащимся запрещается переходить на другое
рабочее место без разрешения учителя.

14. Учащимся запрещается брать вещества и какое-либо оборудо­
вание с незадействованных на данный момент рабочих мест.

15. Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу ка­
кие-либо вещи (учебники, тетради, ручки и др.).

16. Запрещается оставлять без присмотра включенные нагрева­
тельные приборы, а также зажигать горелки и спиртовки без
надобности.

IV. Требования безопасности по окончании работы

1. Уборка рабочих мест по окончании работы производится в
соответствии с указаниями учителя.

2. Учащиеся должны привести в порядок свое рабочее место, сдать
учителю или лаборанту дополнительные реактивы и оборудо-


 

 

ВИДЫ ИНСТРУКТАЖА

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

(в соответствии с ГОСТом 12.0.0004-


 

90 Организация обучения безопасности труда)


 


to

со


 

№ п/и Вид инструктажа Время или причины проведения Ответственный за проведение Документ для регистрации
Вводный На первом уроке химии и с каждым вновь прибывшим учащимся Зав. кабинетом, учитель Классный журнал
Первичный на рабочем месте Перед практической работой — правила техни­ки безопасности при работе в кабинете химии, и с каждым вновь прибывшим учащимся Зав. кабинетом, учитель Классный журнал
Повторный На первом уроке в каждом полугодии Зав. кабинетом, учитель Классный журнал
Текущий Перед проведением лабораторных и практи­ческих работ Учитель Фиксируется только для практических работ в классном журнале(учите­лем) и в тетрадях (учащи­мися)
Внеплановый В случаях: а) грубого нарушения безопасности труда; б) получения травмы; в) отсутствия на занятиях (работе) более 60 дней; г) введения в действие новых правил, инструкций по охране труда и технике безопасности Зав. кабинетом, учитель Классный журнал (для лаборанта и практикан­тов — специальный жур­нал)
Целевой В случаях: а) постановки химического экспе­римента на вечерах занимательной химии; б) проведения экскурсий на промышленные предприятия и в химические лаборатории Учитель Специальный журнал

I


Вводный инструктаж для лаборанта и студентов-практикан­тов проводит директор школы при приеме па работу (практику) и фиксирует это в школьном Журнале вводного инструктажа по ох­ране труда.

Первичный, повторный, а также внеплановый для лаборанта и студентов-практикантов инструктаж на рабочем месте проводит заведующий кабинетом (учитель) в те же сроки, что и для уча­щихся, и фиксирует его в школьном Журнале инструктажа на рабочем месте.

Запрещается допускать к самостоятельной работе учащего­ся, лаборанта или практиканта, не усвоивших правила безопас­ности!

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ* В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

1. Устройство и условия эксплуатации электрооборудования в
химических лабораториях должны соответствовать требова­
ниям действующих Правил устройства электроустановок. Пра­
вил технической эксплуатации электроустановок потребите­
лей и Правил техники безопасности при эксплуатации элект­
роустановок потребителей.

2. Питание электроприборов кабинета (лаборатории) химии дол­
жно осуществляться от щита с разделительными трансформа­
торами, подсоединенного к электрическому вводу через защит­
но-отключающее устройство.

3. Химические лаборатории должны быть оснащены оборудова­
нием промышленного производства. Запрещается использо­
вать самодельные приборы!

4. Все электрооборудование, электроинструменты при напряже­
нии свыше 42 В, а также оборудование и механизмы, которые
могут оказаться под напряжением, должны быть надежно за-
нулены. Строго запрещается заземлять приборы на батареи
парового отопления или водяные грубы!

5. В случае перебоев в подаче электроэнергии все электроприбо­
ры должны быть немедленно выключены.

6. Штепсельные розетки, вилки, применяемые для напряжения
42 В, по конструктивному исполнению должны отличаться от
обычных штепсельных соединений, предназначенных для на-

* Все инструкции, которыми необходимо руководствоваться при работе в химической лаборатории, должны быть подписаны заведующим лабора­торией (кабинетом химии) и утверждены директором школы.


пряжения 220 В, и исключать возможность включения вилок на 42 В в штепсельные розетки на 220 В.

7. Все розетки в химической лаборатории должны быть промар­
кированы с указанием подаваемого напряжения.

8. Запрещается подавать на лабораторные столы напряжение пе­
ременного тока выше 42 В и постоянного — выше 110 В.

9. Все токоведущие элементы электрических приборов должны
быть надежно защищены от случайного прикосновения.

10. Запрещается использовать выключатели, штепсельные розет­
ки для подвешивания плакатов и т. п.

11. При эксплуатации электронагревательных приборов необхо­
димо следить за тем, чтобы их установка исключала непосредст­
венную близость легковоспламеняющихся веществ, материа­
лов, предметов и конструкций.

12. Запрещается работать на неисправных электрических при­
борах и установках! О всех обнаруженных дефектах в изоля­
ции проводов, о неисправности штепсельных вилок, розеток и
т. п., а также занулении следует немедленно сообщить адми­
нистрации. Все неисправности должен устранять квалифици­
рованный специалист.

13. Запрещается переносить включенные электроприборы и остав­
лять их без надзора.

14. Запрещается загромождать подходы к электрическим устрой­
ствам.

15. Осмотр и чистка электроприбора производятся при его отклю­
чении от сети (особенно в опытах по электролизу).

16. После подготовки прибора к опыту и сборки электрической
схемы она должна быть проверена учителем, и только после
этого можно включить прибор в сеть.

17. Перед включением прибора в сеть необходимо убедиться, соот­
ветствует ли напряжение, на которое рассчитан прибор, на­
пряжению сети.

18. Нельзя пользоваться для включения прибора аппаратным
шнуром без вилки (голыми концами проводов), т. к. при этом
можно легко получить электрический удар.

19. При получении нового электроприбора необходимо прежде всего
внимательно изучить инструкцию и, в случае неясности неко­
торых вопросов, получить консультацию у электрика.

20. Все электронагревательные приборы должны иметь теплоизо­
лирующие ножки, и их нужно устанавливать на жаростойкие
подставки.

4-3851


21. Все электроприборы необходимо оберегать от сырости и осо­
бенно от наличия в атмосфере шкафа, где они хранятся, па­
ров соляной и других кислот.

22. Запрещается брать электрические приборы мокрыми рука­
ми! В случае попадания на электрический прибор влаги его
необходимо немедленно обесточить. Возобновить эксплуата­
цию прибора возможно лишь после его полного высыхания.

ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЕ СО СТЕКЛЯННОЙ ПОСУДОЙ И АМПУЛАМИ

1. Стекло — хрупкий материал, имеющий малое сопротивление
при ударе и незначительную прочность при изгибе. Примене­
ние физической силы при работе со стеклянными деталями
связано с опасностью их поломки. Особенно велико бывает
искушение применить усилие при разъединении заклинивших
шлифов, вынимании пробок, насаживании резиновых шлан­
гов на отверстия большего диаметра. Однако во всех этих
случаях лучше недооценить прочность стеклянной детали, чем
переоценить ее. Вероятность ранения рук пропорциональна уси­
лию, приложенному к стеклянной детали.

2. Ни при каких обстоятельствах нельзя допускать нагревания
жидкостей в закрытых колбах или приборах, не имеющих
сообщения с атмосферой, даже в тех случаях, когда темпера­
тура нагрева не превышает температуру кипения жидкости.

3. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую
трещины или отбитые края. Острые края стеклянных трубок
следует немедленно оплавить в пламени горелки. Неоплавлен-
ные края стеклянных трубок опасны не только как источник
травм — со временем они перерезают надетые на них резино­
вые шланги, особенно тонкостенные, что может послужить
причиной аварии.

4. Работы, при проведении которых возможно бурное течение
процесса, перегрев стеклянного прибора или его поломка с
разбрызгиванием горячих или едких продуктов, должны вы­
полняться в вытяжных шкафах на противнях; по месту работ
следует устанавливать прозрачные предохранительные щит­
ки. Работающий должен надеть защитные очки или маску,
перчатки и резиновый фартук.

5. При смешивании или разбавлении веществ, сопровождающем­
ся выделением тепла, следует пользоваться термостойкой или
фарфоровой посудой.


 

6. Стеклянную посуду (тонкостенные химические стаканы и колбы
из обычного стекла) запрещается нагревать на открытом огне
без асбестированной сетки.

7. При переносе сосудов с горячей жидкостью следует пользо­
ваться полотенцем или другими материалами, сосуд при этом
необходимо держать обеими руками: одной — за горловину, а
другой — за дно. Большие химические стаканы с жидкостью
нужно поднимать только двумя руками так, чтобы отогнутые
края стакана опирались на указательные пальцы.

8. Нагревая жидкость в пробирке, необходимо держать после­
днюю так, чтобы отверстие было направлено в сторону от себя
и соседей по работе.

9. Посуда, хранящаяся в рабочем столе или шкафу, должна со­
держаться в порядке, мелкие детали — в неглубоких короб­
ках в один слой на вате. При выдвижении ящиков стола посу­
да не должна ударяться друг о друга. Если посуда не имеет
своего постоянного места, хранится неаккуратно, в тесноте,
она неизбежно бьется, что повышает вероятность травм.

10. Недопустимо убирать осколки разбитой посуды незащищен­
ными руками!
Осколки необходимо убирать с помощью щетки
и совка.

11. Стеклянные приборы и посуду больших размеров можно пере­
носить только двумя руками. Крупные (более 5 л) бутыли с
жидкостями переносят вдвоем в специальных корзинах или
ящиках с ручками. Поднимать крупные бутыли за горло зап­
рещается.

12. Запаянную ампулу вскрывают только после охлаждения ниже
температуры кипения запаянного вещества: после охлажде­
ния ампулу заворачивают в какую-либо ткань (не использо­
вать полотенце!), затем делают надрез ножом или напильни­
ком на капилляре и отламывают его.

13. Все операции с ампулами до их вскрытия следует проводить
не вынимая их из защитной оболочки в вытяжном шкафу,
надев защитные очки или маску.

14. Чтобы избежать травмирования при резании стеклянных тру­
бок, сборке и разборке приборов и узлов, изготовленных из
стекла, необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

 

— ломать стеклянные трубки небольшого диаметра после над-
резки их напильником или специальным ножом для резки
стекла, предварительно защитив руки какой-либо тканью
(не использовать полотенце!);

— просверленная пробка, в которую вставляют стеклянную
трубку, не должна упираться в ладонь, ее следует держать


 




за боковую поверхность; стеклянная трубка при этом дол­жна быть предварительно смазана глицерином или смочена водой;

— нельзя сильно сжимать трубку, ее необходимо держать как можно ближе к вставляемому в пробку концу.

15. Колбу или другой тонкостенный сосуд, в который вставляют
пробку, следует держать за горлышко по возможности ближе
к устанавливаемой пробке, защищая при этом руку какой-
либо тканью.

16. Тонкостенную посуду (колбы, пробирки) следует укреплять в
лапках лабораторного штатива осторожно, слегка поворачи­
вая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.

17. Для нагревания жидкости пробирку запрещается наполнять
более чем на треть. Недопустимо нагревать сосуды выше уров­
ня жидкости, а также пустые сосуды с каплями влаги внутри!

18.При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала
равномерно прогреть весь предмет, а затем проводить местный
нагрев.

19. Обезвреживание и удаление остатков веществ из химической
посуды необходимо производить по возможности сразу же пос­
ле освобождения посуды. При обезвреживании и мытье посу­
ды необходимо надевать защитные очки, перчатки, фартук.
Посуду следует обезвреживать в вытяжном шкафу.

20. При мытье посуды надо обязательно надевать резиновые пер­
чатки, а в случае использования агрессивных жидкостей —
защитные очки или маску, фартук из химически стойкого ма­
териала.

21. При мытье посуды щетками (ершами) следует направлять дно
сосуда только от себя или вниз.

22. С точки зрения техники безопасности, шлифы, безусловно,
предпочтительнее резиновых пробок. В то же время заклини­
вание конусных шлифов — сравнительно частое явление.
Разъединение же заклинивших шлифов с применением физи­
ческой силы — опасная процедура, нередко приводящая к по­
ломке деталей и, как следствие, к травмам.

Чтобы разъединить шлифованное соединение или вынуть плот­но притертую пробку рекомендуется осторожно нагреть вне­шний шлиф над пламенем спиртовки так, чтобы внутренний шлиф не успел прогреться. Внутренний шлиф осторожно по­качивают в разные стороны, прилагая основное усилие вдоль оси шлифа. Руки при этой операции обязательно защищают полотенцем, пальцы держат по возможности ближе к шлифу. Нельзя прилагать усилие к изогнутым частям разъединяемых


деталей. Если результат не достигнут с первого раза, после охлаждения шлифов операцию следует повторить. Нельзя при­бегать к нагреванию, если сосуд содержит горючую или легко­воспламеняющуюся жидкость!Если шлиф заклинило в ре­зультате кристаллизации попавшего на его поверхность веще­ства, рекомендуется замочить шлиф на несколько часов в жидкости, хорошо растворяющей данное вещество. После того как жидкость проникнет в зазор между шлифами, соединение тщательно обтирают снаружи и, если оно не разъединяется обычным способом, прибегают к нагреванию. Практика показывает, что гораздо проще и безопаснее заранее предотвратить заклинивание шлифов, чем заниматься разъе­динением деталей. Залог безотказной работы шлифованных соединений — использование только хорошо притертых шли­фов и правильное применение смазки.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЕМОНТАЖА ПРИБОРОВ, В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ИЛИ ОБРАЗОВЫВАЛИСЬ ВЕЩЕСТВА I, II и Ill-го КЛАССОВ ОПАСНОСТИ*

По окончании эксперимента использовавшиеся приборы не­медленно выносятся из помещения кабинета химии в лаборантс­кую или работающий вытяжной шкаф. Демонтаж приборов про­водит учитель после занятий.

1. Если в приборах имеются остатки галогенов (например, после получения хлора и исследования его отбеливающих свойств), необходимо залить все сосуды доверху нейтрализующим ра­створом. В широкую ёмкость, заполненную этим же раство­ром, опускают соединительные шланги и стеклянные трубки. Через 10 минут раствор сливают в канализацию, а сосуды ополаскивают чистой водой.

Сосуд, в котором получался хлор путем взаимодействия пер-манганата калия или оксида марганца (IV) с соляной кисло­той, заполняют также нейтрализующим раствором, однако жид­кость из него сливают в сосуд для отработанных растворов.

* Существуют 4 класса опасности химических веществ в соответствии с предельно-допустимой концентрацией (ПДК) (ГОСТ 12.1.0007-76):

IV

I
И

III

-+■
1,0
0,1

4-

ПДК, мг/м3


1.

Для приготовления нейтрализующего раствора к1 лводы добавляют 10-12г безводного сульфита натрия или 20-25 г гипосульфита натрия десятиводного.

Колокол после проведения под ним реакции взаимодействия иода с алюминием ополаскивают этим же раствором до исчез­новения всех кристаллов или протирают тампоном, смоченным этанолом. В последнем случае следует работать в перчатках. Сосуды, в которых производилось сжигание в кислороде фос­фора и серы, открывают в работающем вытяжном шкафу. Со­суд с оксидом серы. (IV) ополаскивают содовым раствором, жидкость сливают в канализацию. Сосуд с оксидом фосфора (V) ополаскивают водой, жидкость сливают в сосуд для отра­ботанных растворов.

Сосуд, в котором получался хлороводород действием серной кислоты на хлорид натрия, заливают холодной водой и после растворения осадка сливают жидкость в сосуд для отработан­ных растворов. Работу выполнять в защитных очках и пер­чатках.

При получении азотной кислоты из нитратов реторту после остывания до комнатной температуры заливают водой и ос­тавляют на 20—30 минут. Получившийся раствор сливают в сосуд для отработанных растворов.

Сосуды, в которых производились эксперименты сЛВЖ (лег­ковоспламеняющаяся жидкость)* и другими органическими

В зависимости от температуры вспышки ЛВЖ принято условно относить к одному из трех разрядов:

 

Разряд Характеристика Температура вспышки, °С
опасности жидкости в закрытом тигле в открытом тигле
I Особо опасные до -18 до -13
II Постоянно опасные от -18 до 23 от -13 до 27
III Опасные при повышен от 23 до 61 от 27 до 66
  ной температуре    

Жидкости, имеющие температуру вспышки выше 61"С в закрытом тигле или выше 66"С в открытом тигле и способные гореть после удаления источни­ка зажигания, относятся к ГЖ (горючие жидкости).

К I разряду относятся: акролеин, ацетальдегид, ацетон, бензины, гексан, диэтиламин, диэтиловый эфир, циклогексан, этиламин, этилформиат и др.

К II разряду относятся: бензол, трет-бутиловый спирт, гептан, дихлорэ­тан, диэтилкетон, изопропилацетат, изопропиловый спирт, лигроин, метила-цетат, пиридин, толуол, этилацетат, этилбензол, этанол и др.

К III разряду относятся: амилацетат, бутанол, изоамилацетат, керосины, ксилол, муравьиная кислота, пентанол, пропилбензол, пропанол, скипидар, стирол, уайт-спирит, уксусная кислота, уксусный ангидрид, хлорбензол и др.


реактивами, после сливания из них жидкости в сосуд для отработанных ЛВЖ, промывают горячим раствором карбона­та натрия или калия. Жидкость после промывания сливают в сосуд для хранения отработанных растворов. Содержимое колбы после эксперимента по получению уксусно-этилового эфира выливают в широкий фарфоровый или эма­лированный сосуд и поджигают в вытяжном шкафу жгутом из бумаги. После выгорания органических соединений и остыва ния до комнатной температуры жидкость сливают в сосуд для отработанных растворов. Все указанные действия выполняй, в перчатках изащитных очках.

Содержимое сосудов после экспериментов с фенолом и анили­ном перемещают в сосуд для хранения отработанных ЛВЖ. Затем сосуды ополаскивают, соответственно первый — содо­вым раствором и второй — раствором серной кислоты с массо­вой долей 10—15%. Жидкость после ополаскивания сливают в сосуд для хранения отработанных растворов и сосуды про­мывают чистой водой. Работать необходимов перчатках.

ИНСТРУКЦИЯ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ОТРАБОТАННЫХ ЛВЖ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ ВОДНЫХ РАСТВОРОВ, ПО УБОРКЕ РАЗЛИТЫХ ЛВЖ И ОРГАНИЧЕСКИХ РЕАКТИВОВ

Отходы ЛВЖ и ГЖ (горючая жидкость) объемом не более 0,5 л сжигают на воздухе один раз в месяц или чаще в месте, согласо­ванном с органами пожарной охраны и СЭС. Жидкость наливают в металлический или фарфоровый сосуд вместимостью не менее 1 л, помещенный в ямку, глубиной не менее 3/4 высоты сосуда или зафиксировангый от падения иным способом. Располагаются от­носительно сосуда таким образом, чтобы ветер дул в спину, и затем металлическим прутом, длиной не менее 1,5 м, с факелом на конце поджигают содержимое сосуда. Работать необходимо в пер­чатках и защитных очках! Уничтожение отходов производитучи­тель илилаборант.

Отработанные водные растворы собирают, независимо от их происхождения, в закрывающийся стеклянный сосуд вместимос­тью не менее 3 л. После того, как он наполнится на 4/5, проверя­ют рН и при необходимости нейтрализуют жидкость до рН 7— 7,5 твердыми карбонатами или гидроксидами натрия или калия. Жид­кость выливают в канализацию с одновременной подачей свежей воды. Ликвидацию растворов производит учитель илилаборант.

При разливе ЛВЖ или органических реактивов объемом до 0,05 л необходимо немедленно погасить открытый огонь (спир


товки, газовые горелки)во всем помещении и проветрить его. Если разлито более 0,1 л, следует сначала незамедлительно уда­лить учащихся из помещения, погасить открытый огонь и отклю­чить систему электроснабжения через устройство, находящееся вне лаборатории. Место пролитой жидкости следует засыпать сухим песком, затем загрязненный песок собрать деревянным совком или лопатой (недопустимо использовать стальную лопату или совок!)в закрывающуюся тару и обезвредить в тот же день. Все указан­ные действия выполняет учитель или лаборант.

Работу в лаборатории можно возобновить только после пол­ного исчезновения запаха разлитой жидкости.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТАХ

Приподготовке опыта, опасного в каком-либо отношении (воз­можность вспышки, загорания, взрыва), учитель должен хорошо продумать весь процесс проведения демонстрации и принять сле­дующие меры:

1. Проверить исправность подготовленной лаборантом аппарату­
ры и наличие реактивов.

2. Проверить противопожарные средства класса-лаборатории и
на учительский стол поставить небольшой огнетушитель.

3. Проверить наличие и исправность специальных средств защи­
ты (защитного экрана, очков, перчаток и т. д.).

4. Удалить с учительского стола все предметы, не относящиеся к
данному опыту. Это правило следует выполнять особенно в
отношении легковоспламеняющихся, горючих и других опас­
ных веществ и объектов.

5. Если учитель проводит опыт впервые, то он обязательно дол­
жен предварительно проверить его в отсутствие учащихся с
помощью лаборанта.

6. Перед демонстрацией электрифицированных моделей, макетов
и т. п., питаемых током от осветительной электросети, необ­
ходимо до урока проверить электроизоляцию проводов и всех
деталей.

7. Следует всегда иметь наготове нейтрализующие вещества и
аптечку с набором средств оказания первой помощи.

8. При проведении опыта, сопровождающегося громким звуком
(выстрелом), яркой вспышкой и т.д., учитель должен заранее
предупредить об этом учащихся во избежание их испуга и
вредного воздействия на их нервную систему.


 

9. Если передний ряд парт примыкает непосредственно кучи­
тельскому столу, то учащиеся с этих парт должны пересесть
на более удаленные.

10. При малых размерах класса-лаборатории опасные опыты сле­
дует проводить на отдельном столике, установленном в углу у
внешней стены.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА

ПРИ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТАХ

Источники загрязнения воздуха помещений химического ка­бинета многочисленны и разнообразны. Загрязнение воздуха клас­са-лаборатории происходит главным образом при неправильном проведении многих демонстрационных опытов и некоторых лабо­раторных и практических работ, предусмотренных программой. Значительно снижается чистота воздуха лаборантской при подго­товке демонстрационных опытов и практических р




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.