ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РАБОЧИМ МЕСТОМ И ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
Цели:
1.Изучить «Инструкцию по охране труда для учащихся».
2. Ознакомиться со своим рабочим местом в кабинете химии: с устройством, названием и назначением выданных на длитель ный срок предметов лабораторного оборудования.
3. Научиться обращаться с нагревательными приборами, хими ческой посудой, монтировать простейшие приборы для прове дения химических реакций.
Общие сведения
Вкабинете каждому учащемуся выдается рабочее место за двухместным лабораторным столом на весь учебный год. К каждому лабораторному столу подведены: электрический ток (42 В), вода и канализационный сток. На лабораторном столе укреплены два ящика, где хранятся реактивы, химическая посуда и другие предметы лабораторного оборудования.
Ответственность за сохранность лабораторного стола и оборудования несет тот ученик, за которым закреплено это рабочее место.
Внимание! Каждый учащийся обязан содержать рабочее место в чистоте и порядке. Обнаружив нарушения (порчу стола, рассыпанные или разлитые реактивы, отсутствие постоянно находящихся на столе и в наборах предметов и т. д.), немедленно сообщите об этом учителю.
Помните: порядок на рабочем месте— залог успешной и безопасной работы.
Порядок работы
1. Изучите «Инструкцию но охране труда учащихся при работе в кабинете химии» и строго следуйте ей.
2. Проведите внешний осмотр своего рабочего места.
3. Снимите крышку с правого ящика, в котором находится на бор реактивов, и повесьте ее на ящик с его тыльной стороны (не вставляя крючок в петлю). В маленьком отделении на двух полочках находятся реактивы в сухом виде. В большом отделении находятся реактивы в виде водных растворов. Об ратите внимание: на каждой склянке есть этикетка, на кото рой указана формула вещества (в некоторых случаях написа но название вещества). Склянки с сухим веществом закрыты
пробкой, а склянки с растворами — пробкой с пипеткой. Следите за тем, чтобы склянки всегда были закрыты. 4. Снимите крышку слевого ящика, в котором находится лабораторное оборудование. Повесьте крышку на ящик с его тыльной стороны, не вставляя крючок в петлю. Выдвиньте из нижней части ящика деревянный лоток. Рассмотрите, какое оборудование здесь размещается. Здесь находятся: лабораторный штатив в разобранном виде, зажимы (муфты), лапки и кольцо к штативу, держатель (зажим) для пробирок, ложка для сжигания веществ, зажим для резиновых трубок, огнезащитная прокладка, фарфоровый треугольник, медная спираль.
Рассмотрите оборудование, которое размещается в трех пластмассовых лотках. Здесь находятся: колбы, резиновые пробки с газоотводными трубками, стеклянная палочка, мерная пробирка, предметное стекло, прибор для получения газов, пластина для капельного анализа, фарфоровая посуда, стеклянные лопаточки и пластмассовый совочек для взятия сухих веществ, различные детали для монтажа простейших приборов. Внимание: разобраться в названии и назначении предметов лабораторного оборудования вам поможет Приложение № 5. В этом же ящике слева в маленьком отделении находятся химические стаканы, штатив с чистыми сухими пробирками, конусообразная воронка.
Запомните это расположение и после работы кладите все на свое место в чистом виде.
Оформите в рабочей тетради отчет о работе «Лабораторное оборудование». Для этого с помощью химической линейки сделайте рисунки некоторых предметов лабораторного оборудования и укажите их назначение. Зарисуйте схематично пробирку, коническую колбу, стакан химический, цилиндр, конусообразную воронку, чашку для выпаривания, зажим для пробирок. Например:
Конусообразная воронка — служит для наливания жидкостей и фильтрования.