Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЮКОС и Красноярский край



Поглощение ЮКОСом Ачинского нефтеперерабатывающего завода как в региональной, так и в центральной прессе осталось незамеченным. Однако борьба за сибирский рынок сбыта была.

Нефтяные компании «Сибнефть» и ЮКОС продолжают делить сибирский рынок сбыта. При этом «Сибнефть» одерживает тактические победы, постепенно лишая ЮКОС монополии в некоторых регионах. Так, в Красноярске «Сибнефть» намеревается на паритетных началах с ЮКОСом войти в капитал АО «Красноярскнефтепродукт», хотя еще недавно ЮКОС считалсь единственным претендентом. Как показывает опыт совместного управления «Новосибирскнефтепродуктом», эффективность такой схемы не оправдывает ожиданий.

О намерениях «Сибнефти» расширить присутствие в регионах заявляли в последнее время президент и вице-президент компании. В 2001 году «Сибнефть» начала активное наступление на томский рынок, а в прошлом году пришла и в Красноярск.

Вхождение в число собственников крупных нефтетрейдерских компаний становится для «Сибнефти» проверенным методом проникновения на уже освоенные другими НК региональные рынки. Так, в 1999 году интересы ЮКОСа и «Сибнефти» столкнулись в ОАО «Новосибирскнефтепродукт ВНК» (ННП). В то время лучшим решением стал паритетный контроль над ННП. Однако сейчас участники новосибирского рынка ГСМ говорят о том, что окончательный раздел ННП все неминуем.

На этом фоне сенсацией стало совместное намерение «Сибнефти» и ЮКОСа приобрести не менее 60% акций АО «Красноярскнефтепродукт» («КрасНП»).

Первый вице-губернатор края заявил, что одним из возможных вариантов продажи «КрасНП» может быть создание на паритетных началах совместного предприятия ЮКОСом и «Сибнефтью», которое затем выкупит акции «КрасНП» у администрации.

АО «Красноярскнефтепродукт» контролирует около 15% розничного рынка светлых нефтепродуктов в Красноярске и 40% - на остальной территории края. В собственности компании - 113 АЗС и 26 нефтебаз. Кредиторская задолженность «КрасНП» - 400 млн руб., износ основных фондов - 67%, рентабельность - не более 2%. Контрольный пакет компании находится у краевой администрации. Пока в Красноярске объявлено только о намерениях, а не о сделке.

Ранее в Красноярске предполагали, что последнее слово в борьбе за «КрасНП» останется за ЮКОСом, который сможет воспользоваться возможным банкротством «КрасНП» и скупить его активы. В этом случае ЮКОС мог бы получить около 80% топливного рынка края. Но покупка «КрасНП» ЮКОСом могла нарушить планы активного выхода «Сибнефти» на рынок Красноярского края. Уже в этом году компания Романа Абрамовича намеревается построить в крае три собственные нефтебазы и около 30 автозаправочных станций.

До сих пор большинство АЗС в крае принадлежит мелким частникам. Даже у основного поставщика топлива - ЮКОСа - нет собственных АЗС. Те заправки, которые работают в Красноярске под маркой ЮКОСа, используют договоры франчайзинга.

Продажа «КрасНП» - вопрос политический. Возможно, поэтому краевая администрация долгое время противилась продаже акций «КрасНП» в одни руки и согласилась на то, чтобы крупнейшим розничным продавцом управляли два конкурента - «Сибнефть» и ЮКОС.

Способы возникновения квазиинтегрированных объединений гораздо разнообразнее, они существенно зависят от конкретных особенностей экономической системы. В условиях развитой рыночной инфраструктуры - устойчивых правовых норм, наличия информационной базы принятия решений, урегулированных отношений собственности, эффективного финансового рынка - возможности возникновения отношений вертикальной квазиинтеграции (контроля над поведением без контроля над собственностью) более ограничены, а сам контроль над поведением менее устойчив. Для поддержания контроля над поведением он должен быть дополнен контролем над собственностью. Напротив, неразвитость рыночной инфраструктуры порождает широкие возможности существования устойчивых квазиинтегрированных цепочек. Более того, неурегулированность отношений собственности делает контроль над поставками и реализацией фирмы в целом более эффективным, нежели контроль над ее собственностью.

Вертикальная квазиинтеграция возникает на многих монопсонических рынках промежуточной продукции. Безальтернативность покупателя/канала сбыта оказывает сильное влияние на поведение фирмы, в частности, ее политику определения выпуска и цен, ассортимента, специализации/диверсификации, типов, направлений и масштабов исследований и инноваций. Контракты субподряда, подчиняющие политику мелких производителей интересам крупных покупателей, могут служить достаточным условиям вертикального контроля над поведением субподрядчиков.

Особым типом вертикальной квазиинтеграции, присущим российской экономике, служат отношения давальчества или толлинга, предусматривающие сохранение права собственности поставщика промежуточной продукции на конечный продукт при условии оплаты добавленной стоимости его производителю. Заметная доля давальческого сырья в общем объеме промежуточной продукции, получаемой производителем, ведет к трансформации текущих целей и ориентиров хозяйствования, политики предприятия - и в конечном итоге, при прочих равных условиях, к снижению конкурентоспособности продукции (что не исключает текущего краткосрочного выигрыша от использования системы давальчества). В условиях переходной экономики активное использование системы давальчества равнозначно возврату к нерыночным принципам хозяйствования, когда поставщик сырья заменяет министерство или объединение. С точки зрения институционального анализа происхождение давальчества может быть объяснено особой формой интернализации трансакционных издержек: внешние трансакционные издержки, связанные с информацией и обеспечением контрактов, трансформируются во внутренние неявные издержки вертикального объединения. На прикладном уровне развитие давальчества в российской экономике обусловлено в значительной степени возникшей вместе с либерализацией экономики проблемой неплатежеспособности производителей, особенно выпускающих промежуточную продукцию.

Другой немаловажной основой формирования квазиинтегрированных объединений служит использование так называемых альтернативных форм расчетов - бартера, расчета наличными (рублями или валютой), векселей различных эмитентов, налоговых освобождений, казначейских обязательств и других финансовых инструментов. Использование неденежных расчетов вызвано стремлением смягчить для предприятий отчественной промышленности проблему неплатежеспособности. В отсутствие механизма банковской поддержки коммерческого кредитования и, следовательно, вексельного обращения, для использования векселей и других ценных бумаг в расчетах оказалось необходимым заключение особых соглашений между предприятиями-производителями вдоль технологической цепочки от сырьевой до конечной продукции. Негативные последствия развития альтернативных расчетов связаны с тем, что их развитие дает возможность уклонения от налогов и в конечном итоге способствует уходу российских фирм в «теневую» или, по крайней мере, в «серую» экономику. Кроме того, преобладание неденежных расчетов в общем объеме расчетов накладывает существенные ограничения на выбор предприятием канала поставки и канала сбыта продукции и таким образом снижает потенциальную конкуренцию.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.