Эвристическое ценообразование-это метод ценообразования, при котором «нормальная» или желаемая предельная норма доходности, или процент дохода на инвестируемый капитал, прибавляется к оценочным средним издержкам для расчета цены продукта. Если у всех участников отрасли одинаковые издержки и они придерживаются одинаковых правил или если лидер предлагает формулу, а все остальные принимают ее, тогда сокращение цены ниже уровня полных издержек минимизируется, поведение конкурентов становится более предсказуемым, чем было бы в противном случае, а эффективно действующие производители уверены в получении по крайней мере нормальных прибылей.
Возможные решения проблемы координации представлены в теории фокальных точек профессора Шеллинга.
В решении множества проблем, когда поведение должно координироваться без непосредственных контактов, существует тенденция совпадения выбора в определенных фокальных точках. Фокальные точки могут быть выбраны благодаря аналогии, симметрии, предшествующему опыту, эстетическим соображениям или случайно, но в любом случае они должны быть уникальными. В экономических вопросах фокальными точками являются округленные значения, а также простые правила, такие, как «разделение различий».
Заслуга теории Шелленга о генеральных фокальных точках состоит в том, что она позволяет включить в основные положения теории олигополии ряд явлений, которые в противном случае считались бы просто любопытными фактами. Можно определить некоторые специальные способы включения фокальных точек в определение цен в условиях олигополии.
Об этом свидетельствует практика ценовых линий, распространенная в розничной торговле.Официальные верхние цены, устанавливаемые государственными органами, например, в ходе инфляционных компаний, становятся фокальными точками при принятии конкретных решений.
Теория фокальных точек может распространяться по динамическим эвристическим линиям. Даже цена, не обладающая особой уникальностью или обязательностью, в свою очередь может стать фокальной точкой просто потому, что часто повторяется.
Современная индустриальная экономика подвергает фирмы неожиданным изменениям спроса и издержек на факторы производства, что сказывается на производстве и темпах его развития. Решения об изменении уровня производства происходит с некоторым отставанием от изменений в спросе. В ранних исследованиях инвестиционного и производственного циклов Метцлер обнаружил, что плановый период между изменениями в спросе и изменениями в производстве в среднем составляет 5 месяцев. В промежутке, по крайней мере в первом приближении, дисбаланс выравнивается с помощью изменений в запасах и/или в потоках заказов.
Стимулы к ограничению изменений запасов и потоков запасов более или менее применимы ко всем промышленным структурам индивидуальным, олигополистическим и монополизированным. Однако, когда олигополисты одновременно стремятся максимизировать общие прибыли, цена становится предметом явной или тайной договоренности. Запасы могут служить стратегическим резервом, позволяющим фирмам пресекать любое нарушение договорной цены, наводняя рынок продуктов. Изменения запасов и потоков заказов будут наиболее заметными в концентрированных отраслях, где недостает формальной организации (как, например, карательных соглашений) для координации цен и объемов выпуска, но, тем не менее, есть стремление учитывать взаимную зависимость. Позволяя запасам и потокам заказов колебаться, производители в условиях олигополии могут подстраиваться к краткосрочным сдвигам спроса при минимальных потерях для дисциплины ценообразования в отрасли. Однако такая стратегия несет в себе риск того, что в условия стресса малодушные фирмы сбросят избыточный запас по низким ценам. В то же время большие запасы могут служить средством укрепления ценовой дисциплины: когда нарушение обнаруживается, выброс запасов на рынок ведет к охлаждению ценовой войны. Манипуляция запасами имеет преимущества перед избыточными мощностями как фактор наказания, поскольку период наказания ограничен исчерпанием запасов, а истощение запасов означает, что кооперация снова возможна.
Таким образом, существует несколько способов координации решения о ценообразовании олигополистами для максимизации совместной прибыли.Лидерство в ценах способствует монопольному ценообразованию в тех случаях, когда остальные фирмы готовы поддерживать лидера и сотрудничать с ним. Приверженность правил ценообразования по общим издержкам не позволяет получить прибыли столь же высокие, как в условиях тайного сговора, но удерживать их на уровне более высоком, чем они были бы при независимости конкуренции.