Радиальные реакции в опорах определяют в соответствии с расчетной схемой вала для вертикальной и горизонтальной плоскостей, составив два уравнения равновесия плоской системы сил.
Рассмотрим (продолжим) определение реакций в опорах вала промежуточного на примере рис. П1:
1. Горизонтальная плоскость XOZ:
а)
Откуда:
б)
Откуда:
в) Проверка:
2. Вертикальная плоскость YOZ:
а)
Откуда:
б)
Откуда:
в) Проверка:
3. Суммарные радиальные реакции в опорах
; .
Определение изгибающих и крутящих моментов
В сечениях вала
Значения изгибающих моментов определяют в вертикальной и горизонтальной плоскостях по участкам вала для характерных сечений, составив уравнения изгибающих моментов.
Рассмотрим (продолжим) определение изгибающих и крутящих моментов для сечений вала промежуточного на примере рис. П1:
1. Горизонтальная плоскость XOZ:
Сечение А: ; Сечение В: ;
Сечение С слева: ;
Сечение С справа: ;
Сечение Е слева: ;
Сечение Е справа: ;
Сечение Р: .
2. Вертикальная плоскость YOZ:
Сечение А: ; Сечение В: ;
Сечение С: ; Сечение Е: ;
Сечение Р: .
Крутящий момент Мк (внутренний силовой фактор) передается вдоль оси вала от середины ступицы колеса быстроходной передачи до середины ширины шестерни тихоходной. Величина Мк в разных сечениях на этом участке вала для редукторов с одним потоком передаваемой мощности постоянна и совпадает со значением вращающего момента Тп (внешней нагрузке) промежуточного вала:
.
На основании полученных значений изгибающих МХ , МY и крутящего МК моментов необходимо выбрать масштаб и построить эпюры (рис. П1).
Для проведения проверочных прочностных расчетов следует выделить два наиболее опасных сечения вала в соответствии с формой, размерами сечений, источниками концентрации напряжений и эпюрами МХ , МY , МК моментов. Обычно опасными являются сечения, в которых действуют наибольшие моменты и в которых имеются концентраторы напряжений.
Для вала на рис. П1 опасными сечениями предположительно могут быть:
1.Сечение С-С под колесом быстроходной передачи, здесь источниками концентрации напряжений являются шпоночная канавка и натяг от посадки колеса на вал;
2.Сечение Е-Е посередине ширины шестерни тихоходной передачи, здесь действует максимальный изгибающий момент, источниками концентрации напряжений являются зубья (шлицы вала) шестерни, изготовленной заодно с валом, а для насадной шестерни концентраторы напряжений будут такими же, как в сечении С-С;
3.Сечение Р-Р на торце шестерни тихоходной передачи со стороны буртика колеса, здесь источником концентрации напряжений является ступенчатое изменение вала с галтельным переходом.
Для вала – шестерни с размерами df1> dБК (dБП) следует считать более опасным сечение Р-Р, а если размеры df1< dБК (dБП) , то следует считать более опасным сечение Е-Е.
Суммарные изгибающие моменты МИ в опасных сечениях
; ; ,
где в качестве расчетных МХ , МY принимают наибольшие по абсолютной величине значения момента в сечении ( или ; или ).