Ковалев И.М. Конструирование и расчет на прочность валов редуктора / Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002. – 52 с.
Изложена методика конструирования и расчета на прочность валов редуктора. Даны рекомендации для разных этапов проектирования: по эскизному проектированию и отработки конструкции ступеней вала, по составлению расчетной схемы и выполнению проверочных расчетов на сопротивление усталости и статическую прочность. Приводятся теоретические и справочные материалы, дан пример конструирования и расчета промежуточного вала редуктора. Указания предназначены для студентов, занимающихся проектированием деталей и узлов машин.
Введение
Валы относятся к числу наиболее ответственных деталей машин. К валам предъявляют высокие требования по прочности, жесткости, виброустойчивости и точности изготовления. Расчет и конструирование валов являются взаимосвязанными процессами, которые следует выполнять в определенной последовательности.
Проектировочный расчет валов позволяет определить по напряжениям кручения ориентировочно диаметры ступеней вала и разработать его конструкцию. Проверочный расчет выполняют с целью определения запасов прочности в опасных сечениях с учетом всех основных факторов, влияющих на прочность. Проверочный расчет выполняют после полного конструктивного оформления вала, подбора подшипников, расчета соединений, участвующих в передаче вращающего момента.
Критерии работоспособности и этапы расчета валов
Основными критериями работоспособности валов являются прочность и жесткость. Валы испытывают совместное действие кручения от передаваемого вращающего момента, изгиба и растяжения (сжатия) от сил в зацеплении передач редуктора и консольных сил открытых передач, муфт. Влияние на работоспособность растягивающих (сжимающих) напряжений незначительно и обычно их в прочностных расчетах не учитывают[2-4].
Прочность оценивают [2] коэффициентами запаса S при расчете на сопротивление усталости и SТ при расчете на статическую прочность. Основным является расчет вала на сопротивление усталости, т.к. разрушение валов, как правило, носит усталостный характер. Жесткость для валов передач обычно не оценивают [2,3]: крутильная жесткость не имеет существенного значения на работоспособность, а изгибная жесткость для коротких редукторных валов обеспечивается, так как углы наклона упругой линии малы. Для длинных валов (например, для вала червяка), чтобы не выполнять расчет на жесткость, в прочностных расчетах завышают значение допускаемого коэффициента запаса прочности.
Проектирование и расчет редукторных валов проводят в следую- щей последовательности: 1. Проектировочный расчет и разработка конструкции; 2. Предварительный выбор типа и схемы установки под- шипников, конструирование ступеней вала; 3. Определение изгибаю- щих и крутящих моментов в сечениях вала; 4. Проверочный расчет на сопротивление усталости и на статическую прочность.
Проектировочный расчет и разработка конструкции вала
Вал в редукторе представляет собой ступенчатое цилиндрическое тело, которое имеет концевые участки, участки для установки подшипников, уплотнений, колес передач и т.д. Проектировочный расчет выполняют с целью определения ориентировочно диаметров ступеней вала. Расчет вала производят условно только по напряжениям кручения, при этом не учитывают напряжения изгиба, концентрацию и переменность напряжений во времени. Для компенсации приближенности расчета диаметральных размеров допускаемые напряжения кручения в (1) принимают заниженными – [t]к=20…30 МПа для быстроходного (входного) и тихоходного (выходного) валов; [t]к=10…20 МПа для промежуточного вала двухступенчатых редукторов:
(1)
где Т – вращающий момент быстроходного (Тб) или промежуточного (Тп), или тихоходного (ТТ) валов, Н×м.
В проектировочном расчете по (1) определяют диаметр выходного конца (хвостовика) для быстроходного и тихоходного валов или диаметр вала под колесом для промежуточного вала. Диаметры других ступеней вала назначают с учетом технологии изготовления и сборки.
Длину каждой ступени вала определяют в ходе эскизного проектирования редуктора по конструктивным соображениям, чтобы обеспечить достаточную жесткость узлов и требуемое положение зубчатых колес, подшипников.
Конструкцию быстроходного, промежуточного, тихоходного валов обычно принимают, ориентируясь на типовые конструкции или прототип проектируемого редуктора [1,2]. При этом желательно изначально определить для проектируемой конструкции быстроходного и тихоходного валов вариант исполнения концов – конический или цилиндрический (см. п. 4), и способ крепления колес на валу – посадкой с натягом или при помощи шпоночного соединения.
Валы следует конструировать гладкими с минимальным числом уступов. В этом случае существенно сокращаются расход металла и трудоемкость на изготовление вала, что особо важно для крупносерийного и массового производства. В индивидуальном и мелкосерийном производстве валы делают ступенчатыми с буртиками и заплечиками для упора колес, подшипников.
Быстроходные валы
На рис. 1 – 3 показаны типовые конструкции быстроходных валов редукторов: с цилиндрической шестерней (рис. 1), с конической шестерней (рис. 2), с червяком (рис. 3).
В проектировочном расчете по (1) с учетом вращающего момента ТБ определяют диаметр выходного конца d. Для схем приводов, в которых валы электродвигателя и редуктора соединены муфтой, необходимо принять для выбора стандартной муфты диаметр выходного конца быстроходного вала:
, (2)
где – диаметр вала электродвигателя.
Диаметры ступеней: dу – под уплотнение, dп – под подшипник, dБП – буртика подшипника, dМ – резьбы под шлицевую гайку, назначают конструктивно или определяют по формулам:
где tЦ(tК) – высота заплечика; r – радиус фаски подшипника. Предварительно принимают по табл. 1 [2] значения tЦ(tК), r в зависимости от диаметра ступеней вала.
Расчетные значения d, dУ , dБП округляют в ближайшую сторону до стандартных (табл. 2), значение dП согласовывается с диаметром внутреннего кольца подшипника (значение dП должно оканчиваться на 0 или 5), значение dМ округляют до ближайшего по стандарту для резьбы гайки круглой шлицевой.
Диаметры вершин (da1) и впадин (df1) зубьев (витков) принимают из расчета геометрии шестерни (червяка) быстроходной передачи. Червяк и шестерню коническую обычно изготавливают заодно с валом (вал-шестерня, вал-червяк). Для цилиндрической шестерни необходимо проверить условие:
где m – модуль зацепления. Если условие выполняется, то шестерню в целях экономии материала выполняют насадной (съемной).
Зубья шестерни цилиндрической передачи иногда имеют размеры df1< dБП , при этом конструкцию вала выполняют, как на рис. 1, г, пре- дусматривая участки выхода фрезы, нарезающей зубья (см. табл. 8).
Примечание: под косой чертой приведены размеры для посадочных мест подшипников качения.
Промежуточные валы
На рис. 4 показаны типовые конструкции промежуточного вала: рис. 4, а – колесо быстроходной передачи крепится на валу по посадке с натягом; рис. 4, б – при помощи шпоночного соединения; рис. 4, в – вал-червяк цилиндрическо-червячного редуктора.
В проектировочном расчете по (1) с учетом вращающего момента ТП определяют диаметр вала под колесом dК (рис. 4). Для вала-червяка (рис. 4, в) dК следует определять, занижая максимально в (1) значения допускаемых напряжений кручения ([t]K =10 МПа).
Диаметры ступеней dП и dБП, а также dБК – буртика колеса назначают конструктивно или определяют по формулам:
где размеры r и f (f – размер фаски колеса) принимают по табл. 1 в зависимости от диаметра ступени вала.
а) б)
в)
Рис. 4. Диаметры ступеней вала промежуточного
Расчетные значения dК , dБК ,dБП округляют в ближайшую сторону до стандартных (табл. 2), значение dП согласовывают с диаметром внутреннего кольца подшипника (значение dП должно оканчиваться на 0 или 5), значение dМ округляют до ближайшего по стандарту для резьбы гайки круглой шлицевой. Величина dП для промежуточного вала должна быть не меньше, чем dП для быстроходного вала , в противном случае диаметры ступеней этих валов необходимо переназначить.
Диаметры вершин (dа1) и впадин (df1) зубьев (витков) принимают из расчета геометрии шестерни (червяка) тихоходной передачи. Для цилиндрической шестерни необходимо проверить условие:
df1³ dБП +(7…9)m ,
где m – модуль зацепления. Если условие выполняется, то шестерню в целях экономии материала выполняют насадной (съемной).
Тихоходный вал
На рис. 5 показаны типовые конструкции тихоходного вала: рис. 5, а – колесо тихоходной передачи крепится на валу по посадке с натягом; рис. 5, б – при помощи шпоночного соединения.
В проектировочном расчете по (1) с учетом вращающего момента ТТ определяют диаметр d выходного конца вала.
Диаметры ступеней dУ, dП , dБП , dК, dБК – назначают конструктивно или по формулам:
Расчетные значения d, dУ, dК , dБК ,dБП округляют в ближайшую сторону до стандартных (табл. 2), а значение dП согласовывают с диаметром внутреннего кольца подшипника (значение dП должно оканчиваться на 0 или 5).
Конструкцию и размеры ступеней валов уточняют при выполнении компоновочного чертежа редуктора после подбора подшипников и определения размеров деталей (колес, втулок и т.д.), установленных на валу.