Собеседование на семинаре. Согласно списку литературы и указаниям к семинарским занятиям необходимо подготовить устные сообщения по вопросам для обсуждения на семинарском занятии. Ответ на устный вопрос должен быть кратким и лаконичным, включающим от 3 до 7 тезисов. Оценивается умение сообщить суть, опираться на мнения и факты, взятые из различных источников, собственная позиция. К тому же оцениваются конспекты, написанные от руки или представленные в электронном виде. Конспекты должны быть готовы непосредственно к занятию по теме. Приветствуется обращение к дополнительным источникам. Приветствуется представление конспектов в виде сокращенных планов, структурированных таблиц, схем.
К отдельным семинарским занятиям студентам предлагается подготовить доклад. Примерные темы докладов
Для выбора темы доклада необходимо обратиться к перечню вопросов к экзамену (во втором семестре – из вопросов к экзамену 2 семестра, а в третьем – соответственно из вопросов к экзамену 3 семестра). Так, в первую очередь, необходимо обращать внимание на те вопросы, которые были предложены студентам на самостоятельную подготовку, хотя и углубленное исследование вопросов, разбиравшихся на лекционных и практических занятиях, не запрещено. Вопросы, содержащие уточнение, можно разбить на ряд сообщений: например, вопрос «Французская журналистика во время революции 1789—1794 гг. Революционная журналистика М. Робеспьера, Ж.-П. Марата и Г. Бабефа» может быть рассмотрен в нескольких сообщениях 1) Обзор французской журналистики во время революции 1789-1794 гг. 2) Революционная журналистика М. Робеспьера. 3) Революционная журналистика Ж.-П. Марата. 4) Революционная журналистика Г. Бабефа. 5) Революционная журналистика Ж. Дантона либо любого другого журналиста-революционера.
Анализ текста.К каждому практическому занятию (за исключением первого) студент обязан прочитать рекомендованные тексты для анализа.
Повтор материала из предыдущих разделов необходим для успешного написания мини-тестов: требуется уделить внимание как темам лекционных, так и практических занятий.
Предлагается ответить на тестовые вопросы по темам лекционных и практических занятий. Один тестовый блок представлен в следующем виде: вопрос и четыре варианта ответов, только один из которых правильный. Например:
«Филиппики» были написаны:
как Эсхином, так и Исократом;
как Демосфеном, так и Цицероном;
Цезарем;
Г. Гракхом.
Презентации с использованием светопроекционной аппаратуры являются заключительным этапом курса, позволяющим студентам проявить свои аналитические и творческие способности. Студенты могут выбрать любую тему из истории зарубежной журналистики, относящуюся к изучаемому периоду. При подготовке творческих презентаций рекомендуется включать в сообщение дополнительный материал, раскрывающий специфику явления с привлечением слайдов, иллюстративного материала, раздаточного материала.
Во время презентации связный устный рассказ должен сочетаться с показом слайдов, демонстрацией видеоизображений или прослушиванием аудиозаписей. Важно: содержимое слайдов не должно дублировать звучащие слова (данный подход не является правильным). Количество текста на слайде не должно быть чрезмерным. Приветствуется умение вычленять главное и представлять в краткой, удобочитаемой форме.
При подготовке презентации не следует бездумно заимствовать материалы из сети Интернет. Настоятельно рекомендуется воспользоваться основной и дополнительной литературой, указанной в конце раздела. Приветствуется самостоятельный поиск новых источников информации, дополняющих содержание лекций и практических занятий.
Важно заранее выяснить, как произносятся фамилии, имена, названия газет и журналов (поскольку большинство из них иностранные) и произносить их правильно.
Творческий подход, неожиданные решения и даже театрализованные элементы будут приветствоваться. Компьютерные файлы и (или) видео (аудио) записи должны быть подготовлены заранее и записаны на жесткий диск компьютера в мультимедийной аудитории.
Презентации могут быть как индивидуальными, так и коллективными (до 3 человек), причем каждый из членов группы должен лично принять участие в подготовке презентации. Соответственно время выступления – 5 мин. на одного и 10-15 мин. на коллектив выступающих.
10.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций
Вопросы к экзамену (1 курс)
1. Предпосылки возникновения устной публицистики в Древней Греции.
2. Библиотеки древнего мира.
3. Первые учителя красноречия.
4. Софистика: основная характеристика и главные представители. Роль софистики в становлении ораторского искусства.
5. Политические ораторы в Афинах. Демократическое устройство афинского полиса и ораторское искусство.
6. Горгий и горгианские фигуры.
7. Практика судебного красноречия. Речи Лисия.
8. Жизнь и социально-политические взгляды Исократа.
9. Ораторское искусство Демосфена и Эсхина: причины конфликта и полемика.
10. Взгляды на риторику Сократа и Платона.
11. Риторическое учение Аристотеля. Классификация речей. Разделы риторики и их характеристика.
12. Государственное устройство Древнего Рима и место в нем ораторского искусства. Противоречия между политическими партиями в связи с развитием ораторского искусства.
13. Жизнь и творчество Цицерона.
14. Цицерон и Демосфен: сходства и различия в биографиях и ораторском искусстве.
15. Жизнь и политическая карьера Цезаря. Характеристика задач и стиля Цезаря-публициста.
16. Римские протогазеты.
17. Красноречие императорского Рима. Творчество Сенеки.
18. Эллинское возрождение и «вторая софистика». Общая характеристика.
19. Творчество Апулея, Диона Златоуста, Элия Аристида и Либания.
20. Плутарх, Светоний и античная биография. Античная биография и современная журналистика.
21. Риторика и раннее христианство.
22. Христианская публицистика евангелистов и апостола Павла.
23. Древнегреческое, древнеримское и раннехристианское красноречие: сходства и различия.
24. Устная и письменная публицистика Средневековья. Церковная проповедь как публицистический жанр. Характеристика «примеров».
25. Изобретение книгопечатания и идеологическая борьба в Европе в XV-XVI веках.
26. Место предшественников периодических изданий в экономической и политической жизни Европы XVI века.
27. Протестантская и гуманистическая публицистика. Полемика М. Лютера и Эразма Роттердамского.
28. Рукописные формы журналистики. Методы сбора информации. Способы тиражирования и распространения рукописной периодики.
29. Типология первых печатных газет.
30. Первые европейские журналы в XVII веке.
31. Английская памфлетная публицистика XVII века. Причины и последствия «памфлетной войны».
32. Дж. Мильтон о цензуре и цензорах.
33. Памфлеты Д. Лильберна и Дж. Уинстэнли.
34. Религиозная публицистика во Франции в XVII веке.
35. Становление американской нации и пуританская публицистика.
36. Позиция государства и церкви в отношении печати в XVI-XVII веках.
37. Политика кардинала Ришелье в области печати. Деятельность Т. Ренодо.
38. Цели и функции просветительской журналистики. Характеристика «персонального журнализма».
39. Журналистская деятельность Д. Дефо и Д. Свифта.