2. Экономические реформы начала 90-х гг.: освобождение цен и свобода торговли, приватизация, инфляция, зарождение рыночной экономики.
3. Политическая система послесоветской России: Ельцин, Государственная Дума, развитие демократии.
4. Российская Федерация и СНГ. Международное положение.
5. Начало правления Путина. «Тучные 2000-ые».
Вопросы, выносимые на данный, заключительный, семинар курса «История», являются наиболее современными. Мы не всегда можем четко обозначить грань, отделяющую историю от современности. События недавнего прошлого живыми и крепкими нитями связаны с сегодняшним днем. Они еще не отошли от нас настолько далеко, чтобы мы могли увидеть их истинный масштаб и значение; процессы, начатые ими, еще не завершены. Но в том-то и заключается отличительная черта истории как науки. История — не только предмет изучения историка, исследователь сам вовлечен в нее.
Мы еще не знаем и можем только предполагать, как сложатся исторические судьбы новой России, возникшей в 1991 г., но можем сказать, что они зависят и от нас. И для определения своей жизненной и гражданской позиции нам необходимо прежде всего знание отечественной истории и любовь к ней. И на основании пройденного курса следует разобраться в событиях последнего времени и определить собственное отношение и понимание.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ
1. События августа 1991 г. и распад СССР.
2. Экономические реформы середины 1990-х годов.
3. Политическая система постсоветской России.
4. Ельцин как политический деятель.
5. Политический деятель современной России – В.В.Путин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991 /Р.Г.
Пихоя. - Новосибирск, 2000. - Гл. 8.
2. Приватизация по-российски / Под ред. А. Чубайса. - М., 2001.
3. Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995) / Под ред. А.Ф.
Киселева, Э.М. Щагина. - М., 2003. - С. 118-137,249-253.
1. История России. Учебник для вузов/А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М. Н. Зуев и др.; под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Высшая школа, 2009.
2. История России: учебник для вузов/А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011.
3. Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М.: КноРус Велби, 2008.
4. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник. М.: Норма, 2009. – 784 с.
5. История России. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г. Н. Сердюкова. - М ., 2010. С. 12-45.
6. История России. Материалы к семинарским занятиям. - М. 2006. С. 4-22.
7. Отечественная история. Элементарный курс. Учебное пособие / Под ред. И. М. Узнародова, Я. А. Перехова. –– М.: Гардарики. 2009. С. 23-33, 42-49.
8. Зуев, М.Н. История России: Учеб. для вузов по дисциплине «Отечественная история» неисторических специальностей/ М.Н. Зуев. М.: Юрайт-издат, 2009. – 634 с..
9. История России: учебник/ А.С. Орлов и др.; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист. фак. М.: Проспект, 2009. – 525 с..
Кириллов, В.В. История России. М.: Юрайт-Издат, 2007. – 661с..
10. Кузнецов, И.Н. Отечественная история: учебник для вузов по экономич. и гум. спец./ И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2008. – 813 с..
11. Мунчаев, Ш.М. История России: Учеб. для вузов / Ш.М. Мунчаев. В.М. Устинов. – М.: Норма, 2008. – 777 с.
2. Дополнительная литература:
1. Гумилев Л.Н. От Руси к России/Л.Н. Гумилев. – М.: ACT: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. –385 с.
2. История и культура Отечества: учеб. пособие/В.В. Гуляева, Л.Р. Горланов,
А.Ф. Батраков и др.; под ред. В.В. Гуляевой. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект: Трикста, 2007. – 284 с.
3. История России в схемах: учебное пособие/А.С. Орлов, В.А. Георгиев,
Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2009. – 304 с.
4. История и философия отечественной исторической науки: учеб. пособие для вузов/Р.Г. Пихоя, Н.М. Рогожин, А.И. Комиссаренко и др. – М: Изд-во РАГС, 2006. –429 с.
5. Курс отечественной истории IХ-ХХ веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе/ Под ред.
Ольштынского Л.И. (учебное пособие). – М.: ИТРК, 2002. – 544 с.
6. Смоленский Н.И. Теория и методология истории: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2007. – 273 с.
7.Данилов С. Ю., Никитин В. М. Очерки истории Отечества : Учеб. пособие.-М. , 2004. С. 3-16.
8. История России в вопросах и ответах. Курс лекций. Учеб. пособие / Сост. С. А. Кислицын. – Ростов н/Д, 2003. –– С. 81-89 ; 1999. –- С. 117-130, 141-146, 541-546; 2001. - С. 83-94, 99-107, 117-134.
9. История России: Учебное пособие для вузов. В 2-х т. / Под ред. С. В. Леонова. - М., 2003. –– Т. 1. С. 11- 32.
10. Кожинов В. История Руси. Современный взгляд. - М., 2001. - С. 40-80.
11. Поляк, Г.Б., Маркова, А.Н. Всемирная история. Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. – 496с..
12. Хрестоматия по истории России: учеб. пособ./ автор-сост. А.С. Орлов и др.; МГУ им М.В. Ломоносова. М.: Проспект, 2009. – 588 с..
13. Викторов, В.В. Российская цивилизация: тенденции развития от истоков к современности: учеб. пособ./ В.В. Викторов, М.: вузовский учебник, 2009. – 335 с.
14. Вдовин А.И., Барсенков А.С. История России. 1917–2004. М., 2005. С. 816.
15. Зуев М.Н, Отечественная история. Т. 1-2. М., 2005. С.687.
16. История России , 1945-2008 г. : Кн.для учителя . Филлипов А.В.; Уткин А.И. Алексеев С.В. М.2008. С. 528.
16. История России . Учебное пособие для абитуриентов и старшеклассников. М.2007. С. 91.
17. Краткий справочник дат по истории. Алексеев Д.Ю. М.2007. С.320.
18. Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы. Орлов А.С., Полунов А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинов Ю.А. 2-е изд. Дополненное М. 2005 С. 476.
19. История России. Кириллов В.В. М., 2007 С. 661.
20. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю. 1985–1991. М., 2002. С.367.
21. Волков В. Войны и войска Московского государства. М., 2004. С.572
22. Воронин Е.С. Красота В.Ф. Филиппов И.Т. Солдаты победы. 1941–1944. М., 2000. С.263.
23. Кульков Е.Н., Мягков М.Ю., Ржешевский О.А. Войа 1941 – 1945: Факты и документы. М., 2001. С.478.
24. Милов Л.В. Великорусский пахарь. М., 2000. С.464.
25. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. 3-е изд., М., 2004. С. 536.
26. Россия и СССР в войнах ХХ века: статистическое исследование. М., 2001. С. 608
25. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 2004. С. 640.
26. Новейшая история России в 2-х томах. ХХ век. / под ред. А.Ф. Киселёва, Э.М. Щагина. Учебник для вузов. М., 2002. Т1 С.496 ; Т2 С. 405.
27. Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России. Т. 1-2. М., 1999, С.400.
28. Минеева Т.И. История ветеринарии. М., 2005. С.383.
29. Новейшая история России. 1914 – 2002 / под ред. М.В. Ходякова. М., 2004. С.525.
30. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917 – 1940. М., 1999. С.272.
31. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941 – 1991. М., 1999. С.415.
32. Щетинов Ю.А. История России. ХХ век. М.,1999. С.368.
33.Тесты по истории России для абитуриентов. Новичков А.В. Королев, 2006 С.76.
5. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
6. Карамзин Н.М. История государства Российского http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/karamzin/karahist.htm.
7. История России – http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm
8. Учебник истории для вузов под ред. И.Я. Фроянова «История России от древнейших времен до начала ΧΧ века http://www.anriintern.com/history/rushist2/ rushistory.htm
9. Воронин А.В. История Российской Государственности http://www.lants.tellur.ru/ history/voronin/index.htm
10. http://rushistory.stsland.ru/.
11. http://www.hrono.ru/.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
http://ru.wikipedia.org/wiki;
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
1. Персональные ЭВМ, объединенные в локальную вычислительную сеть.
2. Проекционное оборудование.
9. Образовательные технологии:
В рамках дисциплины «История» с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий (в виде элементов тренингов, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой. Во время семинаров и самостоятельной подготовки обучающимся обеспечивается доступ к сети Интернет.
Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы студентов. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и практических рекомендаций.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа осуществляется в рамках предлагаемой примерной сквозной тематики рефератов и посвящается какой-либо значимой классической, либо современной управленческой проблеме. Творческая работа нацелена на раскрытие аналитических способностей студента.
10. Оценочные средства (ОС):
Формой итогового контроля знаний студентов является устный экзамен, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения управленческих задач, выполняемых менеджером по организации работ инновационного подразделения и оценке текущего состояния и перспектив применения инноваций и новых технологий в организациях.
В течение семестра студентами выполняются тестовые задания в которых студенты демонстрирует навыки по анализу и организации инновационной деятельности предприятия или организации. Тестовые задания формулируются в оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.