Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Спор о джентри» и последующие трактовки Английской революции 17 в.



Р. Тоуни.Статья «Подъём джентри», 1941 г. Лейборист. Говорит о строгом разделении об-ва на два элемента – аристократическая верхушка (живут на подачки короля) и джентри (относительно независимы, живут доходами с земли). Главная основа революции 17 века - социально-экономическая, пуританские идеи курят в сторонке. Джентри – черты буржуазного предпринимателя.

Концепция крайне спорная.

Хью Тревор-Роппер.Статья “The Elizabethean Aristocracy: Anatomy Reanatomised”. Спор с Тоуни. Он говорит, что поднимается аристократия финансово – например, на судопроизводстве. Настоящие джентри, связанные с землей, в упадке и отчаяние. Это отчаяние толкает их на революцию. Революция этих джентри вполне могла превратиться в революцию низов и возврат к архаике, но они предпочли пойти за Кромвелем.

Флорен Стоун.«Кризис аристократии», 1965 г. Взгляд слева В среде аристократии и джентри – серьезное расслоение. Аристократия дробится на тех, кто имеет доступ к телу короля и на тех, кто не имеет, джентри дорбится по географическому принципу – на город и село.

Кристофер Хилл.Сначала – сторонник того, что английская революция являлась буржуазной и протестантской. «Общество и пуританизм в предреволюционной Англии», 1964 г. Потом – поменял свои взгляды. 1972 г. – «Мир, перевернутый вверх дном». Отказ от теории буржуазной революции. Формирует две революции, которые не буржуазные: 1) социальная революция. Перспективы нового политического участия. 2) Плебейская революция. Она Хила интересует больше. Она коснулась народного сознания, народной культуры – и именно поэтому британская народная культура столь разнообразна. Проблема решения проблем в общественном пространстве – стремление к компромиссу. История с обрядом продажи женщин. Иная структура общества.

 

 

40. Ревизионизм как историографическое явление

 

Понятно, что он не единичен.

1. 1960-е. Размежевание с поколением отцов, критика теории тоталитаризма. Переход к изучению историко-культурных и социальных факторов разных режимов. Вовлекаются теории индустриального общества и модернизации, отсюда и различия.

2. В СССР оттепель: фашистские и советский режим разводят. Разная соц. база и динамика, противоп. левых и правых диктатур, полевение обществ. настроений. Противопоставление движения вперед СССР консервативным диктатурам Муссолини и Гитлера: Маркузе - "воспитательная диктатура", против архаики нацизма.

3. Утверждается понятие фашизма: исслед. общая генетика итал. и герм. режима. Далее см. Дискуссии европейских историков о фашизме в 60-е.

4. Ревизионизм в истории МО США - Тэнзил, "Война с черного хода" - не нужен был военный союз с СССР в годы ВМВ.

Но Флеминг и Шуман - исслед. внеш.пол. СССР, изоляция страны, ее законное стремление обеспечить защиту от агрессии.

Ревизионизм вн.полит. истории продолжен - Уильям Э.Уильямс, "Трагедия амер. дипломатии", 1959. Потом Алпровиц, Гарднер, Лафибер, Горовиц, Т.Маккормик. Антиэкспансионизм, поддержка нац-осв движений, против гегемонизма США и поддержки старых режимов. Отвергли концепцию "нац. интересов", рассм. вн. пол. с учетом полит. сил внутри страны, выявление экон. мотивов ВП. Уильямс - при рыночном капитализме США ищут рынки. "Империализм" присущ изначально, после закрытия фронтира начался экспансионизм: доктрина открытых дверей как средство достижения господства США. Еще - Колко, Горовиц - ВП США и Октябрьская революция: тогда началось сдерживание, а не после 1945. После победы в ВМВ "сняты" противоречия в капиталист. мире, теперь ХВ против СССР и КНР. Критикуется "оборонительный" характер ХВ со стороны США: Америка была гораздо сильнее. Есть левацкий максимализм. Антиимпериалистическое движение кон. 19 в. в "великих дебатах" - "антиимп. экспансионисты" и националисты, ибо долларовая экспансия.

Сглаж. различия между интервенционистами и изоляционистами. Игнор. положит. изменения при Кеннеди. Потом постревизионистский синтез. Гэддис, многофакторное происх. ХВ с обеих сторон.

 

5. В 1960-е ревизия школы консервативного консенсуса - Хофстедтер признал роль конфликтов в амер. ист. Новая левая историография - радик. школа. И радик.-дем. направл. в рамках нов. истор. науки. Лемиш, Линд, Мейн о гор. низах в кон. 18 в. Их понимают как отдельный рев. поток, свергая с пьедестала Джефферсона. С этим связаны и исследования рабов Дженовезе (политэкономия рабства), марксистов Аптекера (восстания рабов), Фонера (док-ты Фредерика Дугласа). Гражд. война и реконструкция - Литвак, Фонер (см. билеты). Рабочее движение исслед. снизу, критика консерв. рук-ва АФТ-КПП.

 

 

42. Новая социальная история в ФРГ. В.Конце и Ю. Кокка

 

 

Растет значение массовых соц-экон факторов, осознается с конца 1950-х.

1. Вернер Конце. 1957, приоритет стр-соц подхода и необход. изучения "типичных коллективных феноменов". Промышл. рев-ия на руб. 18-19 вв. разорвала непрерывность истории, тут история стала анонимным соц-эк процессом. Индустр. общество ибо. Изменен способ человеч. существ., всеобщая связь истории. Отказ от схемы античность-средневековье-новое время. Новая схема: доистор. эпоха примитивной техники и соц. стагнации; эпоха высоких культур (с ок. 6 тыс. лет, они статичн), третья стадия - после индустриализации, это завершение европейской и всемирной истории. Ноые методы - теория индустр. общ-ва и синтез соц. и полит. истории. Главная закономерность - переход от аграрного к индустр. обществу, ОЭФ - искусств. схема. Это только начало, он потом еще будет.

2. Ганс Ротфельс и Теодор Шидер - вместо индивидуализации ист. явл. типологические конструкции и применение теории идеальных типов Вебера и отчасти методов "Анналов".

3. Ганс-Юрген Пуле. Юнкерско-бурж. блок не был сплоченным и консолидированным, была борьба. Юнкеры - восточноэльбское крупное поместье, остались привилегии, большое представ. в властях. В рейхстаге и ландтаге у аграриев есть костяк депутатов. Магнатам надо договариваться, они только в ПМВ усиливаются.

4. Дирк Штегман. Формир. в 1897-1918 консерв. блока - и крах империи.Больше монолитности, чем у Пуле, на основе антидемократии и антилиберализма, внешняя политика не исследовалась.

5. Михаэль Штюрмер. Постепенно вправо. Бисмарк - консервативный утопист в условиях индустриализации. Лавирование между монарх-цез и либ-парлам принципами - баланс на грани переворота, ищем врагов (католики, с-д, либералы). Внутр. нестабильность, соседи тоже опасаются.

6. Рейнхарт Козеллек. В Пруссии 19 в. совпали индустриализация и превращ. в великую державу. Законы нач. 19 в. расчистили дорогу бурж. устройству, ликвидировали крепостничество. Неимущие и бедные потеряли защиту кр. землевлад., цехов и т.п. и оказаись в конфронтации с гос-вом. Отсюда революция 1848-49.

7. Вернер Конце-2 и гейдельбергская школа. "Гейдельбергское рабочее общество о современной социальной истории". Отбросить индивидуалист. метод исслед. соц. проблем. Исследуется интеграция рабочих в индустр. общ-во, возникновение и развитие раб. и с-д движ., соц-эк история, история отдельных предприятий и их анатомия.

Правящие круги империи решения искали в репрессиях, а не в либ. реформ. В итоге отчуждение рабочих от гос-ва, раскол нем. полит. сознания на бурж-национальное и пролет-социалист. Типологизация рабочего движения: англосаксонский, российский и германский типы.

Идеал - англосаксы - прагматим, слабы идеол. постулаты, эволюц-реформ. хар-р, уважение парламентарной системы власти.

Российский - наоборот, негодники. В условиях отсталой и консервативно-авторитарной полит. системы и слабой буржуазии. Восприимчив к идеологич. агитации социалистов, за акт. революц. борьбу.

Немцы между: отчуждение от бурж. гос-ва и общ-ва, тенденция к созданию организ. и сплоч. партии, дуализм революц. идеологии и реформ. практики. Отсюда дуализм реформ и революц, реально-практ и эфемерно-теор, национально-лояльной и интернац. линий. Первые - Борн, Лассаль, Бернштейн, вторые - Бебель, Либкнехт, Люксембург. Нац. идеей злоупотр. консерваторы, но рабочие верны нации и классу. СДПГ перешла на марксистские позиции и радикализировалась из-за запретительной политики Бисмарка. Демократизация была необратима, поэтому революция 1918-19 вообще-то не революция, ибо это продолж. развития к соврем. индустр. общ-ву. После поражения обще-во атомизировалось, лозунги слева и справа. Гос-конст кризис усугубляется экономическим. Стабильный парлам. демократизм только после второго краха.

8. Социально-критическая школа.После кризиса истор. науки в ФРГ в 1970-е, Билефельд. Структурно-исторический принцип - не монополия соц-эк истории, а везде. Социальная история исслед. тут соцструктуры, процессы и действия, развитие классов, слоев и групп, взаимоотн. ик конфликты. Нужно все писать с критич. школы зрения. Нужна взаимосвязь научного исследования и обществе. практики, реформы для улучшения сущ. обществ. отношений, опора на прочные теор. основы. Прдемет истор. науки - широкие обществ. процессы, а не отд. явления или личности, эти процессы могут не осознав. современниками. История - не наука о духе. Методическя кооперация с системно-соц науками, даже до диалект-матер. метода. Ни одна теория не может быть отмычкой ко всей истории. Марксизм прекрасно работает только для 18-19 вв., для 20 в. нужны и другие теории.Теория модернизации индустр.+НТР+разв.системы обраования и просвещения+переоформл. стр-р власти в напрвлении парламентарно-демокр. системы. Нет вульгарного детерминизма, плюрализм. Общество условно поделено на традиционное и современное, переход с помощью рационализации.

8а) Юрген Кокка пишет о нем. общ-ве в годы ПМВ. На основе классовой теории марксизма, с дополнениями теориями конфликта. Несколько механистично. Анализ роста противоречий, отчуждение рабочих от гос-ва, от обюрократившихся профсоюзов и СДПГ. Схема - эвристическое средство. Усиление промышл. элементов за счет аграрных. Все равно нет реформам, гос-во потеряло авторитет.

8б) Фридрих Август Винклер. История рабочих в Веймар. Руководство СДПГ в 1918 не сумело укрепить основы дем. республики, а пошло на союз с реакц. бюрократией и офиц. корпусом. Момент упущен, в Нацсобрании большинства нет. Предпосылок для социалист. революции не было, союз с КПГ невозможен, да и она слишком слаба и радикальна. СДПГ шаг за шагом уступает буржуазии и юнкерству. КПГ - радикалы, потом просто диктат Коминтерна и партия сталинистского тоталитарного типа. Вину за гибель Веймара несут нацисты, правые националисты, КПГ и коминтерн. Вина СДПГ была объективной, ибо они не могли спасти демократию в одиночку и были окружены стеной враждыю

8в) Вольфганг Моммзен. Империализм - следствие льющейся через край энергии европ. общ-в. И.экспансия - следствие технол. и экон. превосходства индустр. гос-в, которым тесно. И доиндустр. элиты делают ставку на экспансию ради себя. Империализм бывает реакционный и исторически прогрессивный: первый осуществ. захватническую политику, второй - транснац. финанс. капитал, он не на войны, а на междунар. сотрудничество и кооперацию. Отсюда критика ленинской теории.

8г) Ганс-Ульрих Велер. Взаимосвязь колон. политики Германии и индустриализации. Империализм имел не только экон., но и соц, полит и идеолог. причины, это и внешняя, и внутр. политика, оборонительная стабилизация господства, чтобы разрешить внутр. соц. противоречия и конфликты не реформами, а переводом интересов и энергии в экспансию (социал-империализм). Автор. стр-ра империи не позволила модернизацию в парлам. тип, что предопределило крушение. Преемств. линии от консерват. объединения до фашизма, элементы доиндустриального общества провели от Бисмарка до Гитлера. В Германии не было успешной буржуазной революции, а вообще реформа лучше.

 

43. "Спор историков" в ФРГ и современные тенденции в изучении фашизма

 

Короче, это дубляж вопросов 19-20 по существу.

 

1. Андреас Хилльгрубер и Эрнст Нольте. В апреле-июне 1986 в Die Welt и Frankfurter Allgemeine. Преступления НС не что-то уникальное, массовые уничтожения можно понять только на фоне др. преступлений, прежде всего "совершенных сталинских режимом". Между массовыми убийствами по классоввым мотивам и по расовым нет принцип. разницы, а еще между ними есть причинно-следственная связь. Поддержали Иоахим Фест и Клаус Хильдебранд, вписавшие НС в "общетоталитарную тенденцию" ХХ в. Это сдвиг вправо, восстановление нац. идентичности немцев со своей историей. Эрнст Нольте продолжил потом. Europäischer Bürgerkrieg. НС уникален, но контекст составной части европ. гражд. войны 1917-45. Ценности либерализма и демократии против темных сил. НС - ответ на диктатуру большевиков. Нацизм встал в линейку режимов. НС пытались по-своему отстоять ценности западного мира, традиц. миропорядок, Гитлер скорее на стороне Запада.

2. Юрген Хабермас, в Die Zeit 11.07.1986. Консерваторы имеют полит. расчет: создать образ врага в лице СССР с его преступным, но не преодоленным прошлым. НС уникален, несравним. И понеслось.

3. Консерваторы - лето 1941 - последняя возможность упредить другого агрессора, надо избавиться от комплекса вины за истор. прошлое. Доктрина тоталитаризма - сходство гитлеровского террора и преступлений сталинизма, коммунист. террор "первичен". Их критикуют.

4. Ганс Моммзен. СДПГ. Консерваторы хотят националист. возрождения, несост. и полит. ангажированность их.

Ныне после Фюре. У нас с Галкина. В соврем. немецкой историографии есть тенденции к ревизии: признание историч. континуитета не только в идеологии и вн. политике, но и в других областях. Развивались социальные традиции 19 - 20 вв. (Винклер, Фрай). Нацисты невольно способствовали развитию социально-нивелированного общества "среднего класса" (Бенц, Вендт, Хуммель, Дюффлер). "Многоцветность" режима, объяснение его притягательности для народа (Тамер, Райхель). Исслед. повседневная жизнь при НС. Система доносительства и коллаборационизма (Мальман). Исследование герм. сопротивления НС (Моммзен, Тухель, Штайнбах, Юбершер, Дробиш). Но есть и Италия ведь.

 

1. Андреа Грациози. Концепция тоталитарной фазы в ХХ в. 1905-56 гг. Это болезнь европ. обществ.

2. Эмилио Джентиле. Много отличие итальянского и германского фашизма, но тоталитарная модель жива.

3. Норберт Фрай. Der Führerstaat. В 1945 немцы были более готовы к стабильности и демократии, чем в 1918. НС осуществляли вопреки интенциям радикальную модернизацию, расчищая поле для демократизации. Разрушены сословность, партикуляризм, уважение к человеку труда.

4. Дэвид Голдхаген. Немцы - послушные исполнители, Холокост нашел полную поддержку, когда евреев лишали имущества и удаляли их из жизни общества, все только за.

5. Ян Кершоу. 2 т биографии Гитлера, 1998-2000. Понятие харизматического сообщества. Без окружения Гитлер был бы никем, его подталкивали к радикализации. Это граничило с мессианством.

 

44. Послевоенная итальянская историография фашизма

 

1. Либералы. Кроче абстрагировался, фашизм - болезнь, поиск причинных связей неправомерен (1947).

2. Федерико Шабо - публикация итал. дипломатических документов, глава инст. Кроче. Но этико-политическая и экономико-юридическая школа ослабели, растет влияние марксистов и католиков. С 1960-х появляются монографии по межвоенной истории.

Далее важен вопрос генезиса фашизма.

3. Сальваторелли, Мира - фашизм имеет скорее антилиберальную, а не антисоциалистическую направленность, 1956.

4. Таска - "Зарождение и приход к власти фашизма" - написана в 1930-е, опублик. в 1950. Фашизм пришел к власти тогда, когда револ. подъем закончился и рабочий класс потерпел поражение.

5. Алатри - фашизм был малозначительным движением, потом окреп при содействии правящего класса и при либеральной системе, который был не в состоянии удержать свое господство прежними методами.

6. Марксисты. От традиций Грамши и Тольятти. Блок различных соц. сил, где интересы ведущих и ведомых в сложном взаимодействии, хар-р фашизма псосле прихода к власти меняется, у него есть автономная логика развития. Только в 1970-е их наследие открыто.

6а) Сантарелли - обобщающий труд. "Фашизм и неофашизм".

6б) Каталано - история всей фаш. диктатуры, проблемы корпоративизма и положения рабочего класса.

6в) К левым близки Кароччи и Куацца.

7. С 1960-х призывы к отказу от "идеологических" интерпретаций фашизма, объективным исследованиям.

7а) Ренцо Де Феличе. Римский ун-т. Отошел от марксизма, ушел от Кроче, "фетишизация" истор. документа, близость к позитивизму. Биография Муссолини: его личности придается "решающее значение для понимания фашизма". "Интервью о фашизме", 1975. Отдельные нац. варианты фашизма слишком специфичны, чтобы было общее.

В 1964 Де Феличе говорит, что фин. капитал поддерживал Муссолини, потом говорит, что крупный капитал и фашизм были относительно автономны.

Исследование фашистской мифологии, "нового человека", "новой культуры". На базе предположения о наличии консенсуса. Де Феличе - традиции Просвещения, мелкобурж. демократии, утоп. социализма. Фашизм - форма "левого тоталитаризма". Близок к католику Дель Ноче. 1982 - серии на ТВ.

7-2. Критика в журнале Института истории освобод. движения, коммунист Амендола выступил с "Интервью об антифашизме". Сборник "Фашизм и капитализм" - Алатри, Куацца, Кароччи, Коллотти (специалист по нацизму).

8. Неофашисты. Тамаро - работы по респ. Сало и двадцатилетию. Фашизм в целом соотв. нац. интересам. 1983 - сборник "Фашизм сегодня" - неофашисты. Но есть и критика некоторых сторон режима Муссолини. Полемика с Де Феличе и его представл. о фашизме как левом течении и его связях с просвет. и демокр. традициям. Нет, это "человек античной расы" и т.п.

 

45. Вклад отечественных историков в изучение фашистских режимов

 

1. Итальянский фашизм
Лопухов - превращение фашизма в орудие крупного монополист. капитала, хотя есть противоречия между промышленниками и властями. Филатов - корпоративная система - соц. демагогия. Белоусов - биография Муссолини, фашистский режим и публика.

Лопухов, Борьба рабочего класса против фашизма (1920-1922), 1959. Фашизм и рабочее движение Италии, 1968. История фашистского режима в Италии, 1977. Комолова, Классовые бои в итальянской деревне 1945-1950. 1963. Движение Сопротивления и политическая борьба в Италии, 1943-1947. 1972. Филатов. Итальянские коммунисты в движении Сопротивления. 1964. Крах итальянского фашизма, 1977. Фашизм, неофашизхм и антифашистская борьба в Италии. Сами-знаете-кто. Италия: молодежь против фашизма, 1919-1945. 1987. Он Же. Муссолини: диктатура и демагогия, 1993. и Массы же.

 

2. Национал-социализм

Галкин, "Германский фашизм". Nuff said. Социалка и экономика, автономность фашизма. 1967, 89. Еще Ушаков, Внешняя политика Гитлеровской Германии, 1961. Розанов, Германия под властью фашизма (1933-1939), 1964. Мельников, Заговор 20 июля 1944 в Германии, 1965. Ну Тимофеева Т.Ю.

Важные историки у нас: Галкин, Гинцберг, Бланк, Буханов, Дашичев, Мельников, Проэктор, Семиряга, Безыменский, Чёрная. Внутриполит. развитие НС Германии - Розанов, Аникеев, Ерин, Черкасов.

 

46. Гендерная история, ее истоки, основные подходы и достижения

 

1. В рамках отхода от Нов. истор. науки в 1970-80-е и усиления влияния феминизма с 1960-х.

2. История женщин. Это группа - новый угнетенный класс, забытый Марксом. Двойная эксплуатация: работа и семья. Воспроизводство. Жесткие соц. нормы. Естественно, что полы - это не физич. (sex), а социальные, социальные роли (gender, отсюда Gender Studies, разницу показал Роберт Столлер, потом Энн Оукли, 1972. В истории Gender History/Geschlechtergeschichte/Histoire du genre).

3. Историю женщин должны писать женщины. До этого история была история патриархата. Упреки в том, что женщин слишком мало в Амер. ассоциации историков в 1960-х. Ныне в Германии есть кафедры по истории молов в Билефельде, Бохуме, Гумбольдте и Своб. ун-те.

В США в 1970-е - два подхода: особое соц.-истор. "поле женщин" (где нет экономики и политики, но есть дом, семья, религия, мораль и этика: стабилиз. роль в обществе). Два - антагонизм мужчин и женщин, мужчины демонстрировали шовинизм и загнали женщин в ущербную соц. среду, традиц. америк. соц.-семейные ценности отвергаются как патриархальные.

3. Женский "скрытый реванш" в приватной сфере - как у Джона Тоша о брит. общ-ве 19 в. Мотивирование мужчин, кодирование их поведения. Гендерная асимметрия. Но у женщины не было собств. материальной базы: в ВБ замужние женщины имели право на собств. с 1882.

4. История семьи: две роли. Тут тоже реванш женщин. С этим связана история возрастов.

5. История маскулинности. Есть вот монография Männliche Sozialisation. Важны и masculinity studies, вот Raewyn Connell - поменявшая пол австралийская профессор социологии.

6. Доротея Вирминг, "Девушка на все случаи жизни" (Mädchen für alles), 1987. Служанки нач. ХХ в. в Германии, коих 1,5 млн. В Берлине, Гамбурге до 5%. В семьях. Это не атавизм аристократизма, а огромная соц. группа. Нет профсоюзов. нет произв-ва, нет политич. орг-ии, нет возможности создать семью. Нет никакой соцзащиты.

7. Линн Хант, "Семейный романс во Французской революции", 1992. Падение патриархального авторитета короля и королевы: ритуал казни короля, диффамация королевы. На смену братство - но мужчин. Женщины не избавились от корсетов, оставлены на кухне, Кодекс Наполеона фиксирует неравноправие.

8. Натали Земан Дэвис. "Дама на обочине", 1994. Еврейка из Гамбурга, вдова, ставшая банкиром и пишет мемуары. Француженка, вдова в 18 лет, стала монахиней и миссионерствовала в Канаде. Немка из Франкфурта, уехала в Голландию, стала сектанткой, развелась с мужем, занялась энтомологией, уехала в Суринам и организовала рабовладельческую плантацию for the great justice. Они не требуют уступок от мужчин, ведут диалог с Б-гом, тут попустительство, но нет соц. бунта.

 

47. Особенности локальной истории и истории повседневности

 

spatial turn, Lokalgeschichte and Alltagsgeschichte

 

1. Локальная история - исследование социокультурной пространственной среды, в которой творилось прошлое. Выросла в рамках соц. истории - см. истор. мастерские в ВБ. Это пространство опыта, маленькие соц. общности, броделевская зыбь. В Германии с 80-х региональный поворот (regionale Wende).

Карл Шлегель, Im Raume lesen wir die Zeit. Простр. - действующее лицо истории, его развитие формир. траекторию прошлого. Градостроительные планы. Метро вот. Он же, Berlin, Ostbahnhof. Рус. эмиграция между мир. войнами, 1998. Ворота в Европу. Тут формируется представление о Западе, часто негативное. Шарлоттенбург - русские селились. Множественность.

Саймон Шама. Смушение богатстом. Формирование нац. характера голл. нации в золотой век (по Шама 1670-1670). (The Embarrassment of Riches: An Interpretation of Dutch Culture in the Golden Age). Первая часть - как геогр. среда, пост. борьба с морем сформировали нац. идентичность голландцев: моральная география (Шама), ментальная география. Далее про нац. культуру - идентичность, сотканная из противоположностей. Голландская семья: меняется отношение к детям, уже не маленькие взрослые.

2. Повседневная история (Alltagsgeschichte, микроистория (microstoria) в Италии). Биографии одного человека, коллект. биографии соц. групп (например, школьный класс). Личные переживания, личное освоение мира. Роберт Дартон об избиении кошек. Джовании Леви в Италии и Карло Гинзбург, Сыр и черви (Il formaggio e i vermi, 1976). Мельник-фриулец Domenico Scandella с его ересями: проблема в адекватности образа мельника историческим процессам, репрезентативности. Но лучше все об одном, чем ничего о всех (микроисторики). Германия: Хауперт и Шефер, Молодежь между крестом и свастикой. Молодой парень Йозеф Шефер из Саарской области в Версале, в 20 лет сгорел в танке в 1944. Есть солдатский дневник. Его внутренний мир - копромиссы между идеологией и прагматикой: он может вырваться из затхлой деревенской среды. В Версале побывал. Соц. лифт, открытый нацистами. Можно не быть антисемитом, вроде бы французы такие же\, ка к и немцы, но Франция - враг. Шефер интегрируется в Volksgemeinschaft. Служение большоей идее, связи с католич. идеалами, есть критич. настрой и недоантисемитизм. Это не стереотипный фанатик. Интервью с матерью - она, получив похоронку, возненавидела НС.

Т.Ю.Тимофеева, Мы жили обычной жизнью: берлинская семья в 1930-40-е годы. М., 2011. Интервью у берл. буржуаной семьи, есть внутр. сопротивление, мягкое диссиденство (маленькие флаги, не вешают на третий этаж). Но НС идут к детям. Растут поколенческие конфликты, но радик. изменение после перелома в ВМВ: семья снова стала основой, где спасаются.

 

 

48. Социокультурный поворот в современной историографии

 

1. 1980-90-е. Не такая же наука, как физика или социология, нельзя и плоностю уходить на их принципы. Понятие культуры - набор усвоенных навыков и элементов жизни, сознания, ценностей, менталитета, моделей поведения, Lebenswelt. Картины мира. В ист.науке отход от новой историч. науки, происходит глобализация, потеря доминирующго положения левого движения, новая оценка прогресса (зеленые, обращение к прошлому), смена философских трендов: постмодерн вместо неопозитивизма.

1а) Поворотов-то много. Visual turn, лингвистический поворот ( Хайден Уатт, "Метаистория", 1973 - лингв.поворот/семиотич. вызов, новая постмодернистская парадигма, потом Виктор Клемперер, Lingua tertii imperii), антропологический, гендерный.

 

2. Постструктурализм. Мишель Фуко, Жак Деррида - отрицание прошлого как такового, невозможность построения адекватных прошлому структур, что не нужно. Язык - не коммуникационный инструмент, а самост. инструмент, ибо постмодернистский вызов. Нет ничего, кроме текста (Деррида). История возвращена в сферу поэтическую, ибо прошлое отделено от человека непроницаемым экраном культуры, оно конструируется и не подлежит верификации. "Истина является вымыслом, чья вымышленность забыта" (Деррида). Возвращается нарратив, формируется дискурс - поле смыслов, которые равноправны.

 

3. Поворот к субъективному, к человеку, его эмоциям и страстям и их связи с культурными процессами в обществе: антролог. во Франции, новая культурная история в ВБ и США, культура и повседневность в Германии, микроистория в Италии.

 

4. Новое социо-культурного поворота:

 

а) Отказ от структур и теории большого порядка (19 в. - эпоха большой теории, 20 в. - эпоха большого ифа). Исходен хаос, где есть стабильные элементы, культура - осознанная или неосознанная повторяемость. Ее элементом является язык.

б) Центр исследований - смена картин мира. Потом уже меняются соц-полит обстоятельства. Период - РНВ, но есть и современность (НС).

в) Радик. изменение отношения к прогрессу. Дело не только в сомнении в линейности и мериле всех вещей, а на цену прогресса и потяренное, например человека играющего.

г) Признана инаковость прошлого, и люди там другие. Оно невыводимо из настоящего, и наоборот. Отсюда: колониальные народы не должны идти по европейскому пути, как у Ростоу, тут как у Ранке: не мерять другие эпохи собств. масштабом.

д) Возвращение нарратива. Revival of the Narrative (1979, Оливер Стоу). История должна быть интересной. Этим и злоупотребляют.

е) Расширение источников, большая роль личных документов, oral history.

ж). Сохранился акцент на истории низов, которые были скрыты. Гендер. Общество как взаимодействие соц. субъектов, определяемых культурой. Социальное, научные революции обусловлены сменой картин мира. Вводится понятие культурных практик - экзистенциального опыта людей, живущих в тени.

Минусы:

з) Не решена проблема репрезентативности перехода от малого к большому: в каой мере единичное типично.

и) Мало политики, в т.ч. соц-экон. Общество раскладывается на единичные случаи, игнорируются большие соц. процессы.

к) Успех у публики - один из критериев успеха вообще. Растет роль пиара.

л) Нет инструментов по работе с источниками более ранних эпох: какие интервью с древними римлянами?

м) Возник языковой барьер, ибо трудно понять нюансы другого языка и эпохи.

н) Вопрос "как" подменяет "почему": падение роли причинности.

 

49. Антропологические акценты в современных исторических исследованиях

 

Человек рассматривается в целом, абстрагируясь от конкретно-исторической среды.

1. Два типа обществ - горячие и холодные. Горячие - очень быстро происходят изменения, даже не уловить. Холодные (ранее неисторические) - имзменяются медленно. Ключевой метод - полевые исследования. Суть человека в постоянности.

2. Акцент на истории тела, ан е некоего духа. Изучаются повседневные практики: быт, гигиена, сексуальные отношения, брачные ритуалы, ритуалы еды, изменения человека с возрастом.

3. Антрополог. подход - вживание в другую культуру. Соц. реальность непрозрачна, нужно анализировать косвенные проявления. Анализ традици. стилей мышления и поведения. Плотное описание (dick description) - уловить все детали без заранее спланированной схемы (Клиффорд Гирс о петушиных боях на Бали). И local knowledge - хар-ка местного общества, описание прошлого языком прошлого.

4. Норберт Элиас, "Цивилизационный процесс" (Über den Prozess der Zivilisation), 1939, переизд. 1969. Переход от патриарх. СВ общ-ва к общ-ву НВ. Противостояние концепции прогресса как освобождения. ОТделена цивилизация от культуры: ц. как набор привычек или кодекс вежливости развив. не прямолинейно. Сначала близость к королю, допуск к телу определяют статус. Закрепощение тела, повыл. порога стыда и неловкости, происходит Selbstzwang - самоограничение. Появляется новая стратификация. Изменения в психол. стр-ре, долговременные соц. процессы влекут за собой незапланированные последствия в виде техн. и соц. инноваций, изменений в структурах вплоть до гос-ва.

5 Филипп Арьес Ультраправый, "воскресный историк" ( un historien du dimanche ). "Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке" ( L'enfant dans la vie familiale sous l'Ancien Régime ), 1960. До 16-17 вв. дети - маленькие взрослые. В 17 в. социализация детей, важна школа (встреча с себе подобными, меньше включен в семью как в хоз. единицу). Появилась эмоц. зависимость между детьми и взрослыми (кон. 18 в., контроль рождаемости и падение плодовистости и детской смертности), появилась иная концепция семьи - пространства эмоц. привязанностей, трад. экон. семья стала ячейкой частной жизни. "Человек в час смерти" ( L'homme devant la mort ), 1977. Смерть бывает дикой ( sauvage ) и укрощенной ( apprivoisée ). Ранее она была прирученной, она была повсюду и воспринималась как данность, а не как трагедия. Человек "отмучился", ему даже завидовали. Но вот "дикая" смерть - это страх, родившийся в Просвещение. Жизнь - удовольствие, надо много сделать, уходит и нее жалко, в загробной жизни появились сомнения, тут и забота о теле и здоровье. Ныне смерть - это смущение, она скрывается, умирающий стесняется своего поражения.

6. История человеч. тела.

6а) Филипп Саррасин, Reizbare Maschinen: Geschichte des Körpers 1765-1914, 2002. Изменение отношения к телу. Исходный момент - переход от теолог. к медиц. знаниям о теле, победа в 18 в. Секуляризация общ. жизни, прогресс в медиц. знаниях и гигиене. Пример - Франция и Германия. Тело - сосуд Разума, ибо Просвещение. Его начали беречь. В 19 в. меняется одежда, даже у женщин, уходят кринолины, корсеты, одеваются по погоде. Рубеж 19-20 вв. - дискуссии о теле в обществе. Связано с проблемой проституции и доказательства ее полезности. И потом евгеника, нет вырождению нации, личные интересы мотивируются общественными. ХХ в. - гос. интерес к телу: рост и вес рекрутов, общ. бани, финанс. спорта.

6б) Рой Портер, UK. Болезнь, медицина и общество в Англии 1550-1860-х гг. Рубеж веков. Медикализация общ. жизни в 19 в. Конкуренция врачей. Врачи - пятая власть викторианского общества, но они безжалостно обирают пациентиков.

 

 

50. Основные тенденции в развитии современной западной историографии

 

 

1. Нет глобальной исторической схемы и метатеории, как у Броделя. Пошатнулась вера в историю как разумный и наполненный смыслом процесс, усились сомнения в смысле истории, представления о том, что она идет к совему концу. Отсюда история не может объяснить сходу все прошлое и предсказать будущее, потеря интереса к истории в обществе. Историч. факультеты закрываются.

1а) Из-за этого есть работы по маленьким раздробленным темам - опасность "тоннельной истории".

2. Прошли эпоху пика научности в 70-х и поворотов. К сер. 90-х отход от радик. лингвистических и культуралистских позиций. Роже Шартье - самувер. соц. истории пошатнулась, дискурс историка - всегда повествование. Генрих Август Винклер - повествование тоже может быть анализом.

Есть и метания, и расширение кругозора. Но интерес сместился на экзистенциальные переживания отдельных людей, которые ранее были на задворках - соц-культ история. Тут в 90-е Эммануэль Ле Руа Лядюри, до 1997 Франсуа Фюре, Мона Озуф (Париж), Карло Гинцбург (Болонья), Джованни Леви (Венеция), Натали Дэвис и Роберт Дарнтон (Принстон), Грег Дэнинг и Инга Клендиннен (Мельбурн), Ганс Медик (Гёттинген), Лутц Нитхаммер (Йена).

3. Постмодернистский вызов. Его какбе выдержали. Но нет ментальности вне языка.

4. Историю в ХХ в.поставили на место, это не королева наук. Но она остается как часть культурной идентичности и сохраняет воспитательную функцию.

 

Тенденции

 

5. Глобализация. Европейский поворот: наднациональная история, имманентно присущ элемент сравнения. Интернационализация науки: конференции международны, профессора из-за рубежа. English, do you speak it? Подключается и (бывший) третий мир: Китай, Индия. Русские отстают. Интеграция разных видов истории: после падения МСС это нельзя объяснить методами одного направления.

6. Ландшафт более плоский. Мало ярких лидеров и темных лордов. Теряется элитарность и закрытность, переход от институционального к проектному финансированию.

7. Коммерциализация истор. науки. Есть истор. публицистика, коммерческий спрос деформирует научные интересы, история становится конъюнктурной вдвойне. Формируется историческая память (Пьер Нора). История обращается к политике и современности: "Анналы" сделали подзаголовок "История - социальная наука" (1994). Брит. журнал "Истор. мастерская" убрал подзаголовок "Журнал историков-социалистов и феминистов" как устаревший.

8. Есть проблема достоверности и объективности исторического знания.

9. Интернет и информационная революция. Есть ли историографическая революция?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.