Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История есть движение мысли». Б. Кроче и Дж. Коллингвуд



В первую очередь, необходимо усвоить, что такое презентизм. Презентизм – это взгляд в исторической науке, согласно которому, существует (более точно – является значимой) только современная история. Всё, что до этого, уже было и особо значения не имеет. Впервые появляется (ориентировочно) в начале 20 в., в наше время очень популярен.

Снижается интерес к прошлому. Метафорически – история прошлого – это небольшая стенка, сложенная историком из кирпичей, он их складывает, но ни в коем случае не обтёсывает. Историки начинают терять уверенность в научности собственной профессии. Критика позитивизма – работы Кроче и Коллингвуда посвящены именно этому. Создание новой, отличной от старой методологии. Подчёркивание интеллектуального потенциала и личности историка. Главная идея Кроче и Коллингвуда (далее – КиК) – история = движение мысли. История – процесс который был давно, его роль – не очень большая. Отныне, история = движение мыслей историка. Позитивизм отталкивается от прошлого, КиК считают, что прошлое не является аксиоматическим. Более того, у каждого историка есть своё прошлое. Прошлое теперь – не основа, а вещь, которая отражается через призму сознания историка.

Основные деятели – Карл Беккер, Бенедито Кроче, Робин Джордж Коллингвуд.

Б. Кроче. Относится к американскому презентизму достаточно условно – жил и творил он, в основном, в Милане. Противник фашистской системы и режима Муссолини.

Писать начал еще в 1МВ. «Теория и история историографии». 1915 – труд появился в Германии, 1917 – в Италии. Главное – внутренний мир историка, через него все строится. Отталкивался от позитивизма и романтизма, сильно спорил с ними. Школу Кроче назовут этико-политической. Движение истории = движение нравственных/политических/этических норм. Романтизм (витающий где-то в облаках) и позитивизм (слишком приземлённый) отвергнуты. Позитивизм вызывает больше критики. 3 псведоистории – 1) филологическая (сбор материала), 2) поэтическая (Кроче позитивно относится к Вальтеру Скотту и историков романтического направления, одновременно утверждает – эстетика у них заменяет логику, а это недопустимо), 3) практическая историография, появившаяся в угоду политическим/нравственно-воспитательным интересам (она, по мнению Кроче, претендует на научность, но есть один важнейший минус – историки, в данном случае, ориентируются на заданный извне постулаты, а не на свою систему ценностей, это тоже недопустимо). Это – ложный истории. Главный критерий подлинности истории – историк должен быть свободным. Другой тезис Кроче – нет никакой истории, кроме современной. История есть жизнь, историк её изучает, через призму настоящего изучает/рассматривает прошлое. Интерес к прошлому рождает исследование фактов минувшего. Итог – история, согласно мнению Кроче – процесс исключительно субъективный, напрямую зависящий от мыслей историка.

Во второй части вышеупомянутой работы Кроче разбирает романтизм. Он говорит, что романтизм – это шаг вперёд по сравнению с Просвещением, которое сократило идею человеческого развития только до идеи материального прогресса. Романтики говорят о «прогрессе духа». Идеология Просвещения жестко связывает и классифицирует культуру, романтизм – нет. Кроче говорит, что это – невозможно. Он считает, что закономерность истории – процесс логики исторического исследования.

Р. Дж. Коллингвуд. The Idea of History, «Идея истории», написана в 1930-е, опубликована в 1946 г., переведена в СССР. Структура напоминает книгу Кроче. Сначала – история историографии от Античности до начала 20 века, потом – свою концепция. Главный враг – позитивизм. Коллингвуд был исследователем античной Британии, пол логике вещей должен доверять вещественным памятникам. Но – ставка делается на воображение историков. Концепция прошлого должна родиться до начала изучения предмета. Работа историка – творческий акт, она ставится во главу угла и на неё все опирается. Прошлое иногда может (а иногда – его просто необходимо приносить в жертву) приносится в жертву воображению историка. Метафора – историк похож на следователя. Коолингвуд идет за неокантианцами и разграничивает факт гуманитарный (движение мысли) и естественный. Главный вопрос к историку: «ПОЧЕМУ так произошло»?. Точка отсчёта – мысль о факте. Коллингвуд приписывает излишнюю рациональность действиям исторических лиц. Все сводится к аргументам. Помимо рациональности есть и чрезмерный индивидуализм. Кроче сужает сферу деятельности историков и ограничивает ее только социальной историей. Никаких повседневностей, экономики и т.д. Только в социальной истории может авоплотиться воображение историка.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.