Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Историография ч. 2 (билеты)



1. Основные понятия историографии, способы классификации исторических трудов

 

1. Течение - направление- школа.

2. Поворот - turn, Wende - совокупность научных и мировоззренческих достижений, которые накопились за годы развития науки и доминируют в тот или иной период, это парадигмы, они меняются.

Классификация ист. знания по Ницше (см. 2). Савельева и Полетаев разграничивают интуитивную, прагматическую и аналитическую истории.

 

2. Итоги развития исторической науки к началу ХХ века

 

1. Методологический кризис в условиях ПМВ и революций: учит ли история?

1а) Историзм. Требовал объективности, самоценность каждого периода, рационализм человеч. деят. Целеустремленность истории, наличие истор. прогресса.

1б) Самоуверенность науки - опора и на позитивизм. Царица наук. Традиции.

1в) Монизм - у Гегеля дух, а Марка произв. отнош.

2. Историк - престижная профессия. Властители дум. При дворах, воспитывают кронпринцев.В науке доминирует вертикаль учитель-ученик, историки немногочисленны, гориз. связей мало.

2а) К концу века рост науки вширь: De с 12 кафедр до 175. Связь с другими науками. Тут истор. право, география.

3. Доминирует консервативная ориентация, в основном монументальная история, история великих династий. Не зазорно служить правящей власти.

4. Публикуются документы, формируются основные жанры ист.соч.: монография, докум. очерк, статья, рецензия. Оформл. научно-справочный аппарат. Появл. историч. периодика в De, Fr, UK, US. В ней доминирует полит. история: Revue historique 46,8%. Более 60% по Франции.

 

5. Классификация ист. знания по Ницше: 1) антикварное новые факты по источникам, что самоценно; 2) монументальное - якобы предостерегает от ошибок на опыте прошлого; 3) критическое попытка некое прошлое воссоздать.

Савельева и Полетаев разграничивают.

6. Неокантианство - Риккерт. Отнесение к ценностям.

 

3. Причины и проявления кризиса классического историзма

 

1. Кризис в общественных настроениях, в науке вообще, в истории.

2. Декаданс и потеря веры в прогресс, линейный прогресс еще до 1914. Марксизм - инструмент рабочего класса. Позитивистское здание рухнуло, экстенсивный путь исчерпан.

3. История открыта для влияний извне. Субъект познающий человек. Риккерт - невозможно понять прошлое, изобразить действ. та, как она была.

4. Историю использовали политики для легитимации своих режимов, это подрывает ее авторитет, особенно после ПМВ.

5. Истор. цех раскалывается.

 

4. Концепция идеальных типов Макса Вебера

 

1. "Зеркало неокантианской революции", ученик Риккерта (остается важным отнесение к ценностям и деление на истор. и неистор. народы). Спор с моноказуальностью Гегеля и Маркса. Европоцентризм, уверенность в познаваемости мира и прогрессе.

2. Понимание прошлого должно результировать в объяснении. Для этого используются модели - идеальные типы. Один из них ВНЕЗАПНО раскрыт в "Протестантской этике" (»Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus«, 1905).

3. Религия сменяет запрет на богатство, это побочный результат Реформации. Отцы хотели сделать человека духовно богатым и свободным, но далее обогащение. Стержень капитализма - рационализм (okzidentaler Rationalismus). Работник психологически присосабливааетс к рациональной организации производства, также появляется высокоразвитая бюрократия - самост. элемент жизни. Отсюда рождается Leistungsgesellschaft.

 

5. Происхождение капитализма: сравнительный анализ взглядов Вебера и Зомбарта

 

1. Вебер справа налево к либералам, Зомбарт вправо от марксизма ("кафедрального социализма" - Kathedersozialismus) к консервативной революции, критикуя капитализм с точки зрения архаич. докапиталистических форм и Марка тоже критикуя.

2. Капитализм и национализм прикрывают ключевые инстинкты, за место на земле. Критика - "Современный капитализм" (»Der moderne Kapitalismus«), 1902.

3. Рубежи - сер. 16 в., сер. 18 в., 1914 (конец). Капитализм делится на ранний, высокий и поздний (Früh-, Hoch- und Spätkapitalismus).

4. "Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека" (просто Der Bourgeois, 1913). Портрет буржуа, не пролетария, т.е. человека, который не продает свой труд.

5. Капитализм растет из безнравственности, жажды наживы и экспансии (в отличие от Вебера, хотя общий подход социально-психологический). Ренессанс более освободил тело, чем дух, религиозные рамки были поломаны. Зомбарт анализирует и пролетария, материалистически изучая историю рабочего движения (буржуазия материалистически не может изучаться, это акты индивидуумов). Прототип капиталиста - разбойник. Изучается движение капитализма с Сев. Италии, Нидерландов к Англии. Катализатором капдуха таки является религия, но таки иудаизм. Евреи придумали биржу и ЦБ, заняв ключевые позиции в фин.сфере (на грани антисемитизма). Европейский капитализм - единичное явление. Потом дистанцировался от нацизма в работе "О человеке" ("Vom Menschen"), 1938.

6. Куда идти? Назад. Но так просто нельзя, великана капитализма нужно выдрессировать, чтобы тащить демократическую повозку. Чрезмерного оптимизма нет.

 

6. Первая мировая война и ее воздействие на эволюцию исторической науки

 

1. Драматично влияние на проигравшие страны - Германия, Россия, Италия, отчасти Австрия и Венгрия.

2. Кризис историзма начался еще до войны, она усугубила. Нет конечной точки прогресса, история - не учительница жизни. Человечество повторяет кровавые ошибки, а ведь ужасы ПМВ никто не предсказал. В этом обвиняют историков. Многие оказались интелл. банкротами - обслуживали режимы в годы войны, создавали демонические образы противника. Формирование всемирной историографии затруднено. Немцев не пригласили на междунар. конгресс в Брюсселе в 1923, только в Осло в 1928 (там и русские появились).

3. Разуверились в позитивизме (по учебнику к 1930-м, Англия тверда с источниками, в США тоже запоздали). Чарлз Бирд, Карл Лотус Беккер в США заявили, что истор. познание произвольно и ненаучно, "написание истории - акт веры" (Бирд), "каждый сам себе историк" (Беккер). Неогегельянец Коллингвуд (ВБ) - "вся история есть история мысли", историк творит субъективно, образ истории. Кроче - "любая история есть современная история".

3. От веры в прогресс поворот к архаическим идеалам, потерянному гармоничному прошлому. В Германии - консервативная революция (A. Moeller van den Bruck, J. Drexel, H. Freyer, E. J. Jung, E. Jünger, E. Niekisch, F. von Papen, E. von Salomon, H. Schulze-Boysen, W. Sombart, O. Spengler).

4. Доминируют национально-консерв школы, ВБ и Фр, германская историография ушла на второй план, там идеалист. историзм и иррац. дух толкований прошлого, политизация и размежевание науки на консервативно-национ-реванш. крыло и пестрое либер. направление, есть марксисты (Карл Грюнберг, Инст. соц. исслед Ф-н-Майне, Макс Хоркхаймер; "западный марксизм" Дьёрдя Лукача, Карла Корша и немного Антонио Грамши, фрейдомарксизм Вильг. Райха). Прагматичные историки обслуживают и новые режимы, особенно легитимируя новые границы. Политиация прошлого, в т.ч. и антидемократические тенденции (и тоталитарные страны).

5. Позитив: перестали мерять историю масштабами нац. государств, переход к сравнительной истории. К тому же эмигранты: Кизеветтер, Ростовцев, Питирим Сорокин, Бердяев. С рубежа 1920-30- растетсоврем. экон. история (Симиан), колич. история. Ну и школа "Анналов". Венский кружок и неопозитивизм (Мориц Шлик, Отто Нейрат, Рудоль Карнап, Людвиг Витгенштейн: натурализм, сциентизм, бихевиоризм, верификация, квантификация, методол. объективизм. Это воспринято. Развив. экон. история - Фр.Симиан. Вызревает соц. история - Анри Берр (объед. ист. с психол. и социол.). Лейбористская ист-фия - Джордж Коул, висконсинская школаДжона Коммонса - история рабочего и социал. движения, отсюда Межд. инст. соц. истории в Амстердаме (1935).

6. Что есть большевизм? Ужас или будущее Европы?

 

7. Культурно-историческая концепция О.Шпенглера

 

Закат Европы - "Der Untergang des Abendlandes", 1918-22.

 

Под влиянием Гёте и Ницше. Влиял на Тойнби и Сорокина.

1. История человечества делится на культуры, которые непроницаемы. Основа их не рациональное познание и т.п., а воля индивидов, инстинкты. Культура проходит циклы развития и увядания как живой организм ([Geburt,] Blüte, Reife und Verfall), он говорит и о цикле весны-лета-осени-зимы. Фаза заката и умирания, зимы - цивилизация, когда культура теряет ритм собственного развития. Апогей умиранипя - явление "Цезаря" (человека или государства, который/ое развяжет мировую войну и установит свое абсолютное господство над данной культурой, чего Шпенглер ждал с мрачным воодушевлением. Срок жизни ок. 1000 лет. Шпенглер дал Европе лет так еще двести.

2. Культура живет духом, цивилизация материей; культура религиозна, цивилизация рационалистична/атеистична; культура живет прошлым и традициями, цивилизация устремлена в будущее; культура национальна, цивилизация интернациональна. Победа техники над духом, победа внешней экспансии и материализма над внутренним самосовершенствованием. У Шпенглера важна борьба за существование, в которой человек развивает технику (см. Der Mensch und die Technik, 1931), дух имеет роль, подчинённую жизни и космическому закону роста и упадка.

3. Фатализм Шпенглера. Но будут новые культуры, их у него девять. Девятая - славяно-сибирская, за ней вроде было будущее.

3а) Культуры: египетская (с крито-минойской), вавилонская, индийская, китайская, античная, арабская (с раннехристианской), западная (abendländische) и мексиканская травянистая (mexikanische). Это Брокгауз. Потом и вылезет 9-ая славяно-сибирская. Учебник: египетская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская и культура майя (8 штук). Рождается 9-я - русско-сибирская.

4. Вознесен на щит культурно-цивилизационный подход, культура является доминирующим элементом общественного развития, выше экономики и политики. Множество аналогий, разрабатывается идея цикличности, прямое противоречие идее линеарного прогресса. Нет европоцентризма. Нет понятия отсталых и неисторических народов, ни одна из культур не имеет преимуществ, все культуры как природные организмы равноценны, хотя не равны и не сравнимы (кроме структурно "одновременных" фаз их развития). История должна служить потребностям общественного времени и настроениям, а не запираться в академизме.

5. Кумир эпохи. Критика есть. Февр - "политическая микстура, состряпанная ловким и мнительным краснобаем". Изолированность культур и ненакапливаемость истор. опыта опровергаются эмпирич. данными. Историческое знание жестко делится на созерцательное и научное. Биологизм сочетается с подменой причинности, "свинцовым" фатализмом. В тексте есть явные противоречия здравому смыслу. Защита прусского социализма (»Preußentum und Sozialismus«, 1920) и консервативной революции. С нацистами отношения плохие, умер в 1936 при неясных обстоятельствах.

 

 

8. Теория цивилизаций А.Дж.Тойнби

 

Античник. "Постижение истории" (A Study of History), 12 томов.

1. Нет жесткого фатализма циклизма и умирающих цивилизаций, методологически ставка на сопереживание. Развитие цивилизаций определяет вызов/ответ (SUDDENLY demand/response). Бог создал культуру, дьявол создает вызовы, которые свои у каждой цивилизации. Тойнби делает акцент не на биол. детерминизм, а на свободу человеческой воли, свободу выбора и самоопределения, вместо судьбы Шпенглера присутствует свобода.

2. Развитие цивилизации - не цикл, а дорога либо к прогрессу, либо к упадку, жесткой линии нет, пути спасения цивилизации вне ее. Цивилизации (26 шт) проницаемы, они взаимодействуют, но одна не может быть полностью ассимилирована другой. Неповторимость цивилизации связана с геогр. средой. Суть развития - человеч. дух, развитие челов. личности.

3. Личность и масса. Есть коллективная личность, творческое меньшинство, пионеры, они дают ответ на вызов. Теория элит. Нужно и подражание - иначе никто за ними не пойдет.

4. На это завязано развитие цивилизации. Они закатываются, когда их лидеры не мыслят творчески, превращаются в замкнутую самовоспроизводящуюся касту, а цивилизации тонут в грехах национализма, милитаризма и деспотического господствующего меньшинства. Ответа на вызовы нет - надлом и гибель цивилизации.

4а) Цивилизации делятся на первичные, вторичные и третичные. Современный мир - пять осн. цивилизаций - западная, ортодоксальная христианская, исламская, индуистская, дальневосточная. Развитие западной - эллинист., далее 675-1075, 1075-1475, 1475-1875, с 1875. Развив. индустр. система в эк-ке и демократия в политике: парлам. управл. в сувер. незав. нац. гос-ве. 1475-1875 - создание великих держав, каждая из которых претендует на мировую, утвержд. нац гос-ва. 1860-70-е важный период, рост обществ. интеграций, национализм охватывает малые народы и теряет созид. черты, ПМВ - распад великих держав. Брит. история - часть европейской и мировой.

5. Кризис усугубл. появлением внутр. и внешнего пролетариата. "Внешний пролетариат" - народы на границах цивилизации, кои варвары и угрожают набегами. "Внутренний пролетариат" - люмпены, которые не хотят трудиться и защищать родину, но готовы затеять смуту ради "хлеба и зрелищ". Отсрочить кризис может рац. политика правящей элиты или "единение духа" на основе ценности, главная - вселенская религия.

4. Будущее - некое новое христианство (после войны Тойнби упирал на роль религии в развитии ц., мировые р. - объединяющий момент истории), в котором Тойнби к концу жизни подразочаровался. Критиковали и за использование мифов и метафор как источников, сравнимых с реальными данными. Такая культурно-историческая монадология, как и у Шпенглера.

 

9. Революция в России и ее влияние на мировую историографию

 

1. На место демокр. ВП приходит идеократический режим, который требует сделать революцию во всем мире. Мессианизм. Мы командуем истории, мы первые. Военизированность, дисциплина, Коминтерн - генштаб революции.

2. Большевики эксплуатируют прошлое.Предш. научного социализма с одной стороны и тюрьма народов с другой. И публикация тайных договоров Российской империи. Вкусно, очень вкусно.

3. Мнение на Западе: конспирологические подозрения (жидомасоны с Уолл-стрит или немецкий штаб). Потом, ну Россия это не Европа, а Россия, Третий Интернационал - как Третий Рим, у нас такого не будет. Во Франции сравниваются ВФР и Октябрьская революция (Матьез). После войны в США в ИМО будет спор (см. в ревизионизме) о влиянии ВОСР на вн. политику США.

4. А не выход ли русская революция из тупика ПМВ? Нужно же выходить из тупика. Ответ - социальное государство.

5. Эмигранты. См. 10. Питирим Сорокин - теория соц. страт. Виноградов какой-нибудь. Прага и прочие.

 

10. Историософские взгляды русской эмиграции

 

1. Россия и Запад в ПМВ: русские таскали каштаны, нас тут бросили, революция в итоге победила. На Запад ли Россия-то идет? Каковы их отношения?

2. НЭП. Многие думают, что режим возвращается к европейскому пути, глядишь и вернуться можно. Но нет, власти не хотят сотрудничасть с некоммунистами и немарксистами, идеологическая чистота выше. Философский пароход 1922 г.

3. Бердяев, Николай Александрович. В истории действуют три силы. Крайности - Бог и рок. Между человеческая свобода - выбор, куда идти. Принцип роста цивилизации - доминирование духовного. В человеке доминирует природное, ибо он животное, а надо бороться за духовное.

3а) А современный мир обратился к матер. страстям, главная - революция. Р. - обичение неудачи истории, когда творческое меньшинство не в состоянии контролировать общественное развитие. Есть ситуации, когда революция необходима и неизбежна, сравнивает ее с катарсисом. Но хорошего не будет: для русских характерны качели бунта-вольности-диктатуры-бунта...

3б) Россия и Запад могут взаимодействовать, ибо нет изолированных ультур. И перспектива России - взаимод. с Западом, движение к религ. перерождению, но через отторжение природного движения Запада. Мы не стали еще на ступень цивилизации, переживаем кризис культуры, не дойдя до нее, но мы и не будем скованы цивилизацией так, как народы Запада. Но есть перспектива природного сближения России с капитализмом и обществом потребления - появилась (1937) группа, заинтересованная в термидоре, это "милитаризованная молодежь". Говорится и об американизации рус. народа, тотемом стала машина, природное доминирует над духовным.

3в) Не видно сил демокр. обновления. Сначала Б. надеялся на итал. фашизм, но разочаровался. Гитлер - "новое средневековье". Туда же и большевиков.

4. Евразийство. Прага. Концепция взаимоотношений среды, общества, государства и народа. Жесткий отрыв России от Запада, уход от З. большевиков - плюс. Большевики вернули Россию к соборности допетровской эпохи, капитализм не был бы принят. "Русский не борется с капиталом, он его не постигает". Некий почвеннический соборный путь.

Ник. Серг. Трубецкой, "Европа и человечество в 1920-е годы". Россия - наследница не Киева, а монголов. С Европой трудно бороться, она сильнее и притягат. Но можно отвернуться, большевики тут демиурги, послушавшие крики души рус. народа, восст. против чуждой войны и культуры. Революция отвернула и подняла Россию над Европой.

Еще концепция месторазвития. Степь и контакты с ней, пространства России. Мореходы Запада и землепроходцы России, два пути. Геополитизм. Бердяев критикует - нет геогр. раздел. добра и зла, славяне не лучше европейцев.

 

 

11. Формирование советской исторической науки до конца 20-х гг.

 

1. История - источник легитимации власти. Потери в свободе научного творчества, новояз. Партийность науки, т.зр. одна. Милитаризация сознания - бойцы идеолог. фронта. В школах и университетах вместо истории есть маркс. социология, общ. науки, мат. история. Нарратив не нужен. Истмат - схема, доминирующая над материалом. Н.И. Бухарин, "Теория исторического материализма", 1921. Базис и надстройка, движение к прогрессу, победа революции в России повлечет за собой всемирную революцию.

2. Осталась старорежимная профессура.

Кареев, Петрушевский, некое разномыслие. И университетская наука.

Давид Борисович Рязанов, скорее меньшевик, в 1918 возглавил госуправление по делам архивов, основав ЦГАОР. Создана Социалистическая (потом Комм.) Академия (25.06.1918). С 1919 особые кабинеты по истории соц-ма, 2 и 3 интерн., вн. политики, с 1922 "Вестник". 1921 - Рязанов возглавил Институт изучения Маркса и Энгельса. Оный ИМЛ формирует сакральное знание, собраны документы М. и Э., по ВФР, памфлеты Англ. рев-ии. Автономия ограничена - в 1927 ИМЛ запретили заниматься теор. деят. 1922 - Рос. ассоциация научно-исслед. инст. общ. наук (РАНИОН), там и Инст. ист.1925 - Общество историков-марксистов (ОИМ), в нем секция истории Запада, с 1929 секции истории промышл. капит. и истории империализма. Объед. ученых в центре и на местах, орга-ия дискуссий.

1928-29 - Первая всесоюзная конференция историков-макрсистов. По секциям.

1930 - дискуссия "Буржуазные историки Запада в СССР", потом в в Л. при ЛОКА и отделении ОИМ. Тут Лукин громит Кареева, Бузескула, Егорова. С 1929 Рязанов и Бухарин в АН СССР. Рязанов предлагает создать Институт истории, где были бы маркс. и старорежимные профессора, нов 1929 Инст. истории РАНИОН переведен в Комакадемию для идеолог. контроля.

3. Есть ряд конъюнктурных иследований. Марксм и соцдвижение. Н.М.Лукин пишет о Робеспьере, акад. Волгин об утопическом социализме. И это научно.

4. Покровский, Михаил Николаевич. Борьба со старорежимной историографией. Установки - критическое знание (см. Ницше). История до и после 1917. Передовая Франция в 1812 несла ценности в отсталую Россию. История освоения торговых путей, все равно к социализму. Вульгарный "экон. материализм". социологизм и схематизм. Он и свел историю к обществоведение на уровне пятичленки. Воспитания патриотов нет, только классовая борьба. нет матер. и дух. культуры, вклада крупных деятелей. Ум. в 1932, 1934 поворот.

 

12. "Великий перелом" в советской историографии 30-х гг.

 

1. Великий перелом - 1929 - Покровский объявил об кончании "периода мирного сожительства" с учеными дорев. школы, Молотов - 1930 - "последний год для старых специалистов", 1929-1931 - "академическое дело" С.Ф.Платонова и других. Это про историков Академии наук, который якобы хранят письма и документы царской семьи. В Сибирь и Казахстан. Рязанов - в Саратов, покаялся, работал в библиотеке, в 1937 казнен. Архив его исчез.

2. В игре Сталин. Краткий курс, 1938. Он патриарх, король, властелин. Линия партия одна. Школа Покровского осуждена. Е.Ярославский стал главой акад. науки и ОВБ.

После провала мировой революции переход к ценностям патриотического плана. 1931 - письмо Сталина в журнал "Пролетарская революция". 16.05.1934 - пост. Совнаркома и ЦК о преподавании гражд. истории. Воссоздан Истфак МГУ и другие, пишутся учебники по истории. Учебник по новой истории (1934-35) п/р Лукина с замечаниями Сталина, Жданова и Кирова. В центр поставлена ВФР, водораздел между предысторией и собств. историей. И ей противостоит ВОСР - первая к либерализму, вторая к подлинной свободе. Рубеж между восход. и нисходящей линией капитализма - Парижская коммуна. Потом учебники Тарле, 1940 учебник по нов.ист. колониальных и завис. стран. 1936 - ликвидирована Комакадемия, учрежд. передали в Инст.ист. АН СССР, глава акад. Лукин.

Главные факторы - формирование режима личной власти Сталина, откуда в истории появились герои и личности, а не пустая социология Покровского. И переход от коминтерновских к национально-патриотическим ценностям. Независимость. Усталость от экспериментов, желание стабильности, устоявшийся образ прошлого.

4. Е.В. Тарле. С 1927 неск. волн критики. Он проходил по делу Промпартии 1930 (см. диск. 1930). Г. Зайдель громит его, якобы "реставрация рус. буржуазии", империализма. Он мимикрирует, как бы марксист. Подъем Гитлера - в ответ блестящая биография Наполена, летмотив - стремления к мировому господству тщетны. 1939-41 - работа о Крымской войне (потепление тогда с Ге, охлаждение с ВБ и Фр).

5. Террор прокатился и по ист. науке, многие не идут в нее, многие занимаются неопасными сюжетами типа Древней Руси (Лихачев). ННИ в МГУ разгромлена в 1936-38.

6. В науке жесткая иерархия, замык. на идеологический отдел ЦК КПСС и отдел науки.

7. Внимание концетр. на ключевых сюжетах (ВФР, рев. 1848-49, Коммуна, раб, соц. и комм. движение, экон. история и история соврем. МО).

Английская революция. Архангельский - аграрное зак-во 1640-50-х - соц. результаты капразвития Англии выявились при Тюдорах и первых Стюартах, зем.собств. в знач. части перешла от старой знати в руки купцов и промышл. По Англ. рев-ии создан коллект. труд.

ВФР - Лукин (Робеспьер, якобинизм), Щеголев ("Конец максимума"), Добровольский (настр. в Париже при термидоре, массы), Тарле (жерм. и прериаль 1795, МО, рабдвижение во Фр: "Рабочий класс во Франции в первые времена машинного производства, "Жерминаль и прериаль", 1937). Обобщ. - "Французская буржуазная реуолюция 1789-1794 гг", 1941, Волгин Тарле. С другой стороны есть Кареев, историография ВФР.

Революции 1848-49 - после 75-летнего юбилея. Молок - июнь Париж.

Парижская Коммуна - Лукин, Молок, Книжник-Ветров (о рус. участницах Коммуны).

Пром.переворот в ЗЕ и США. Тарле, Потемкин (1830-40-е Фр), Лавровский (агр. переворот и ограж. в Англии), Ефимов (форм. и разв. кап-ма в США).

Раб. и соцдвижение в ЗЕ и США в переход от свободного кап-зма в монополистический. Зайдель (2 Интернационал). Лукин (рабочие и соцдем Германии рубежа веков, семинар по фр. соц. и раб. движ.), Далин (фр. раб. движ в нач. ХХ в), Милицына (ВКТ), Бантке (созд. ФКП).

Утопический социализм. Волгин (Фр, Ан, разгр. у.с. и эгалитаризма).

МО в новое время. Публикации, в т.ч. и темат. сборников ("Красный архив" при Центрархиве с 1922). Еще сборник с 1931. Покровский орг-ет. Покровский - "торг. капитализм", борьба царизма за Босфор и Дарданеллы. Тарле - реш. роль Германии. Созд. блоков - Сказкин.

1812 - Тарле ("Наполеон" 1936, "Нашествие Наполеона на Россию" 1938, потом Тайлеран и Кр. война). 1941-45 - "История дипломатии".

Новейшая история. Влияние ВОСР. Рев. в Германии и события 1918-1919 и 1923 - Панкратова, Шелавин - фабзавкомы. Лепешинская - Англия - забаст. 1926. Шнеерсон - эк-ка Франции. Лан - США. Сандомирский - итал. фашизм. Сборник о роли КПГ в борьбе против герм. фашизма. Сидоров - эк-ка и мелкая буржуазия при нацизме. Павлович (Вельтман) МО - империализм. Иванов - мор.соперн., разоруж, междуунар. орг-ии, Восток, роль СССР. История дипломатии, третий том, 1945.

8. Изоляция от западной историографии, коя буржуазная и вчерашний день. 1931 - дискуссия о "Положении и задачах западно-европейского научного фронта", идеология. В.П.Волгин и Н.М.Лукин выступили с критикой немарксистов на межд. конгр. в Варшаве в 1935.

9. Царские профессора выводятся (см. выше), прерывание связи поколений и падение профессионализма.

10. Закрыли источники по МО и новейшему времени.

11. Но: надежное матобесп. историков. Восстановлены научные степени и звания.

12. Идеолог. муштру замен. соц. контракт: у историков есть некая автономия, отказ от императивного контроля и ежедневного воспитания.

13. Все же удалось сделать масштабные публикации: по вн. политике с купюрами, 12 т всемирной истории, ист. экнциклопедия.

14. Историч. знания пошли вширь, в массы, ибо народ читать научили. И идеолого-воспит. функция. "Крымская война" Тарле. "Александр Невский" (кроме запрета в 1939-41). Патриотизм.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.