Среди широкой номенклатуры средств охраны подвижных объектов в последнее время наиболее активно развиваются автомобильные противоугонные системы. Стремление к высокой надежности, исключению ложных срабатываний, возможности скрытного размещения, оперативности формирования и доведения сигнала тревоги, определению местоположения мобильного средства определяет необходимость использовать при создании противоугонной аппаратуры эффективных технических решений, перспективных технологий и современной элементной базы.
Сердцем любой охранной системы являются датчики. В соответствии с ГОСТ 26342—84 наиболее часто в средствах обеспечения безопасности подвижных объектов используются следующие датчики:
• электроконтактные;
• магнитоконтактные;
• удароконтактные;
• электромагнитные бесконтактные;
• пьезоэлектрические;
• емкостные;
• ультразвуковые;
• вибрационные;
• оптико-электронные активные;
• оптико-электронные пассивные;
• оптико-электронные телевизионные;
• радиоволновые;
• акустические (звуковые).
Существующие технические средства охраны подвижных объектов можно классифицировать по следующим группам:
• механические устройства;
• отключающие и блокирующие приборы;
• электронные системы без дистанционного управления;
• электронные системы с дистанционным ключевым управлением.
Механические устройства выполняются в виде замков различной конфигурации со сложной (часто индивидуальной) формой ключа, скоб для блокирования органов управления (рулевая колонка, педали). Они обладают, как правило, высокой прочностью и требуют большого времени для их устранения. Однако при наличии необходимого инструмента, времени и благоприятствующей угонщику обстановки механические устройства охраны устраняются без труда.
Отключающие и блокирующие приборы, как правило, монтируются в системе подачи топлива или в цепи зажигания. Органы их включения и выключения скрытно устанавливаются в салоне. Устройства просты, дешевы и удобны, но не исключают угон путем буксировки или погрузки на другое транспортное средство. Типичное противоугонное устройство без дистанционного управления — это переносная установка, размещаемая снаружи автомобиля. При срабатывании охранного датчика включается сирена с уровнем звукового сигнала более 110 дБ.
Абсолютное большинство современных электронных противоугонных систем строится с использованием дистанционного управления по радиоканалу. Доступ в схему управления закрывается специальными кодовыми ключами. Отдельные устройства имеют очень большое число вариантов кодирования (более 1015), что исключает возможность вскрытия кодов даже при применении специальных сканирующих устройств. Формирование команд управления и их ретрансляция в радиоканал осуществляются с помощью маломощных миниатюрных передатчиков, а прием, декодирование и выделение сигналов, воздействующих на исполнительные устройства, — с помощью миниатюрных приемников, скрытно размещаемых в автомобиле. В качестве исполнительных устройств могут использоваться электрические замки, бортовая световая и звуковая сигнализация, система защиты двигателя. Для других систем характерно включение дополнительных сирен с уровнем звука 110—130 дБ, которые, сигнализируя о несанкционированном проникновении в автомобиль, оказывают ощутимое воздействие на слух угонщика, находящегося в салоне.
Для индивидуального оповещения пользователей применяются звуковые и визуальные сигнализаторы, встраиваемые в носимые приемные устройства (пьезокерамические элементы, жидкокристаллические дисплеи).
Существующие средства защиты подвижных объектов могут быть весьма эффективно использованы и для защиты стационарных объектов в нестандартных ситуациях (например, при временном развертывании технических средств и систем).