Осуществление инновационной деятельности связано с внутренними и внешними затратами.
Внутренние затраты (текущие и капитальные) распределяются по источникам финансирования:
¨ собственные средства организации;
¨ средства бюджета;
¨ средства внебюджетных фондов;
¨ средства организаций предпринимательского сектора.
Внутренние текущие затраты на исследования и разработки распределяются по видам работ и секторам деятельности.
Выделяют затраты на:
¨ фундаментальные исследования;
¨ прикладные исследования;
¨ разработки.
По секторам деятельности:
¨ государственный;
¨ предпринимательский;
¨ сектор высшего образования;
¨ частный бесприбыльный сектор.
Для оценки эффективности затрат на инновационную деятельность необходимо решить проблему оценки ее результатов.
Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей (продавцов) и покупателей.
В соответствии с Положением о составе затрат расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции серийного и массового производства, а также технологических процессов не относятся на себестоимость продукции и возмещаются за счет внебюджетных фондов финансирования отраслевых и межотраслевых НИОКР и мероприятий по освоению новых видов продукции (внебюджетные фонды финансирования НИОКР).
Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР определяется соответствующими решениями Правительства РФ.
Внебюджетные фонды формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере 1,5% от себестоимости продукции.
Средства внебюджетных фондов идут на финансирование научно-исследовательских и опытных конструкторских работ по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработки новых и совершенствования применяемых технологий, работ по повышению технического уровня продукции, работ в области охраны труда и техники безопасности, разработок нормативных и инструктивных материалов и др.
Средства, получаемые из внебюджетных фондов, используются строго по целевому назначению и отражаются на счете 96 "Целевые финансирования и поступления".
Затраты, связанные с изобретательством, включают:
¨ расходы на проведение опытно-экспериментальных работ;
¨ расходы на изготовление моделей и образцов;
¨ расходы на организацию выставок, конкурсов и других мероприятий по маркетингу;
¨ выплату авторских вознаграждений.
Затраты на создание новой техники зависят от срока начала и завершения соответствующих работ. Поэтому в год окончания НИОКР учитываются затраты этого года, включая затраты прошлых лет, общие затраты на создание новой техники.
Общие затраты (З) на создание новой техники можно представить как произведение средних затрат в расчете на один образец (Зi) и количество созданных образцов:
. (12.3)
Покажем некоторые приемы анализа влияния факторов на изменение общих затрат.
Пример 12.1. Средние затраты на разработку одного образца составили в базовом году 2 200 тыс. руб., в текущем году 2 160 тыс. руб. Число созданных образцов — соответственно 200 и 250.
Тогда
З0 = 2 200 * 200 = 440 000 тыс. руб.
З1 = 2 160 * 250 = 540 000 тыс. руб.
В 10.3 представлена двухфакторная мультипликативная модель, в которой Зi – качественный показатель, а ni – объемный (количественный).
Определим, как повлияли эти факторы на изменение общих затрат по созданию образцов.
В теории индексного анализа изменение качественного показателя рассматривают при сохранении объемного показателя на уровне отчетного периода, а изменение объемного показателя — при сохранении качественного показателя на уровне базового периода.
В нашем примере, общий индекс затрат на разработку образцов:
, или . (12.4)
, или
.
Общие затраты на создание образцов увеличились (DЗ = 540 000 - 440 000) на 100 000 тыс. руб.
Средние затраты на создание одного образца (качественный показатель берется в расчете на единицу) снизились на 40 000 руб. Под влиянием этого фактора общие затраты изменились следующим образом:
, (индекс затрат на один образец),
. (12.5)
Имеем (2 160 - 2 200) * 250 = - 10 000 тыс. руб.
Число созданных образцов (количественный или объемный фактор всегда отражает некоторую совокупность) увеличилось на 50.
В результате общие затраты на создание образцов изменились следующим образом:
, (индекс числа созданных образцов) (12.6)
.
По данным приведенного примера:
тыс. руб.
Отметим, что
.
.
В нашем примере общие затраты на создание образцов выросли по сравнению с базовым годом на 100 000 тыс. руб. Однако снижение затрат на создание одного образца на 40 тыс. руб. привело к снижению общих затрат на 10 000 тыс. руб. Вместе с тем, увеличение на 50 единиц числа созданных образцов способствовало повышению общих затрат на 110 000 тыс. руб.
Поэтому общее изменение:
DЗ = (- 10 000) + (110 000) = 100 000 тыс. руб.
Посмотрим теперь, почему произошло изменение средних затрат на создание одного образца. Для этого рассмотрим таблицу 12.1.
Таблица 12.1
Расчет средних затрат на изготовление образца, тыс. руб.
Базовый период
Текущий период
Образцы
Количество изготовленных образцов, n0
Общие затраты на изготовление образцов, З0
Затраты на изготовление одного образца,
Количество изготовленных образцов, n1
Общие затраты на изготовление образцов, З1
Затраты на изготовление одного образца,
193 600
1 613
351 000
246 400
3 080
189 000
Итого
440 000
2 200
540 000
2 160
Индекс средних затрат на изготовление одного образца:
или 98%,
где
– общая средняя,
то есть затраты снизились на 2% или на 40 тыс. руб.
На этот результат могли повлиять затраты на изготовление конкретного образца (Зi) и удельный вес (доля) изготовленных образцов i-того вида в общем числе изготовленных образцов .
Следовательно, на изменение средних затрат по изготовлению одного образца влияют внутрипроизводственные и структурные факторы.
Средние затраты ( ) на изготовление образцов можно выразить следующим образом:
. (12.8)
Для дальнейшего анализа воспользуемся системой индексов переменного состава ( ), фиксированного состава ( ) и влияния структурных сдвигов ( ).
Расчет индексов представим в таблице 12.2 (с использованием таблице 12.1).
Таблица 12.2
Расчет индексов затрат на изготовление образцов
Базовый период
Текущий период
Расчетные показатели
Образцы
Средние затраты на один образец,
Доля изготовленных образцов в общем числе,
Средние затраты на один образец,
Доля изготовленных образцов в общем числе,
0,6
0,8
0,4
0,2
Итого
1,0
1,0
Нетрудно убедится, что итог группы 1 и 3 соответствует итогу групп 5 и 6, то есть результат расчета индекса переменного состава с разложением на внутрипроизводственные и структурные факторы совпадает с расчетом по выше приведенной методике.
Индекс фиксированного состава покажет влияние изменения затрат по отдельным образцам на изменение общих средних затрат:
или 113,3%.
Изменение затрат на изготовление одного образца при их структуре на уровне отчетного периода могло бы привести к повышению общих средних затрат на 254 тыс. руб. Однако, в текущем периоде снизилась доля образцов с более высокими затратами на изготовление одного образца.
Изменение структуры числа изготовленных образцов следующим образом повлияло на изменение общих средних затрат:
или .
В нашем примере:
или 86,6%.
Это значит, что за счет структурных сдвигов общие средние затраты снизились на 294 тыс. руб.
Таким образом, изменение общих средних на изготовление одного образца составляет
(+ 254) + (- 294) = - 40 тыс. руб.
Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшеств, их транспортировкой, освоением и др.
Эффективностью затрат на использование новшеств можно управлять, анализируя следующие показатели:
¨ затраты на освоение новшеств;
¨ общие затраты на производство и реализацию продукции;
¨ выручка от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;
¨ прибыль от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;
¨ выручка от реализации всей продукции;
¨ стоимость нематериальных активов (средняя за период);
¨ стоимость основных фондов (средняя за период);
¨ чистая прибыль;
¨ средняя списочная численность персонала.
Приведенные показатели позволяют построить систему взаимосвязанных факторов - сомножителей для проведения факторного индексного анализа:
¨ затрат на единицу объема реализации;
¨ прибыли от реализации продукции;
¨ чистой прибыли.
Введем следующие условные обозначения:
З – затраты на производство реализованной продукции;
ВР – выручка от реализации всей продукции;
ЗОН – затраты на освоение новшеств;
ВРН – выручка от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;
ПР – прибыль от реализации продукции;
ПРН – прибыль от реализации новой продукции;
НА – стоимость нематериальных активов;
– коэффициент соотношения нематериальных активов и основных фондов;
– затраты на единицу объема реализации;
П – чистая прибыль.
Эффективность затрат на освоение новшеств проявляется в:
¨ снижении себестоимости продукции;
¨ росте фондовооруженности труда;
¨ росте производительности труда;
¨ увеличении объема реализации продукции или объема продаж;
¨ повышении рентабельности продаж и других производственных и финансовых показателей.
Для анализа влияния освоения новшеств на себестоимость продукции примем в качестве результативного показателя затраты на единицу объема реализации ( ). Влияние затрат на освоение новшеств на единицу объема реализации позволяет проанализировать модель:
, (12.8)
где
–
затраты по освоению новшеств на единицу объема реализации продукции, произведенной с их применением;
–
коэффициент увеличения затрат за счет других затрат, включаемых в себестоимость продукции;
–
доля выручки от реализации новой продукции в общей выручке от реализации.
Для освоения новшеств необходимы знания, опыт и другие нематериальные активы.
Отношение прибыли от реализации продукции, произведенной с применением новой техники или технологии к средней годовой стоимости нематериальных активов, характеризует рентабельность нематериальных активов:
(12.9)
где
–
рентабельность нематериальных активов при освоении новшеств.
Влияние рентабельности нематериальных активов на прибыль от реализации продукции отражает модель:
, (12.10)
где
–
потребность в нематериальных активах на единицу объема выручки от реализации продукции;
–
коэффициент увеличения прибыли от реализации всей продукции
Сопоставив стоимость нематериальных активов со средней списочной численностью персонала, получим показатель "вооруженность нематериальными активами". Отношение стоимости основных фондов к численности персонала является традиционным показателем фондовооруженности.
Взаимосвязь показателей вооруженности нематериальными активами и основными фондами отражает модель:
, (12.11)
где
–
фондовооруженность (стоимость основных фондов на одного работника);
– вооруженность работников нематериальными активами;
N – средняя списочная численность персонала;
–
коэффициент соотношения основных фондов и нематериальных активов
Показателем эффективности работы персонала является выручка от реализации на одного работающего ( ).
Модель (12.12) позволяет оценить влияние вооруженности нематериальными активами и основными фондами на эффективность работы персонала:
, (12.12)
где
– выручка от реализации на единицу стоимости основных фондов.
Модель (12.13) отражает влияние факторов на изменение прибыли:
, (12.13)
где
– рентабельность продукции или рентабельность продаж;
коэффициент соотношения нематериальных активов и стоимости основных фондов;
–
средняя годовая стоимость основных фондов.
Для оценки влияния факторов на результативный показатель в приведенных выше моделях используем взаимосвязанные факторные индексы и покажем методику их применения на примере модели 12.13.
Перед непосредственной иллюстрацией методики применения взаимосвязанных факторных индексов целесообразно кратко остановиться на логике их построения.
Сущность метода взаимосвязанных факторных индексов (в литературе по анализу хозяйственной деятельности их называют цепными подстановками) состоит в том, что влияние каждого отдельного фактора на результативный показатель рассматривается во взаимодействии с другими факторами.
Например, имеем трехфакторную модель (в которой факторы обозначим условно "а", "б", "в")
у = а * б * в.
Индекс результативного показателя (Iy):
.
Абсолютное изменение результативного показателя равно разности числителя и знаменателя:
Dу = а1 * б1 * в1 - а0 * б0 * в0.
Дальнейшие рассуждения следующие:
1. Оцениваем влияние фактора "а" на результативный показатель. Изменение фактора "а" происходит во взаимодействии с факторами "б" и "в", то есть
, Dа = (а1 - a0) * б1 * в1.
2. При построении каждого следующего факторного индекса от уже изученного фактора абстрагируются. Так, при построении индекса фактора "б" имеем
, Dб = a0 * (б1 - б0) * в1.
3. Следовательно
, Dв = a0 * б0 * (в1 - в0).
Взаимосвязь индексов
.
Общее изменение результативного показателя с учетом влияния факторов:
Dy = Da + Dб + Dв.
Более подробно теория взаимосвязанных факторных индексов изложена в специальной литературе по индексному методу [].
Вернемся к модели 12.13 (исходные данные для расчетов приведены в табл. 12.3).
Индекс изменения чистой прибыли
или 100,3%.
Прибыль увеличилась на 0,3%, что в абсолютном выражении равно разности числителя и знаменателя:
DП = 12090 - 12050 = 40 млн. руб.
Индекс рентабельности продукции (фактор "а"):
.
В нашем примере (табл. 12.4) 1,043 или 104,3%.
Для упрощения дальнейших расчетов используем алгоритм:
Dа = (а1 - a0) * б1 * в1 * г1 * д1.
Имеем
(0,27) * 2,26 * 0,31 * 0,465 * 26 000 = 2 286,97.
Индекс рентабельности нематериальных активов (фактор "б"):
что близко к гр. 3, табл. 12.4, расхождение за счет округлений в расчетах.
Резюме
Результаты инновационной деятельности могут иметь конкретную вещественную форму или неовеществленную форму.
Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права, с чем связано понятие "интеллектуальная собственность".
Объекты интеллектуальной собственности могут приносить доход и включаются в состав нематериальных активов.
Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские права.
Средством индивидуализации продукции является товарный знак.
"Ноу-хау" представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и другого характера.
7. Ильенкова Н.Д. “Спрос: анализ и управление”, М. “Финансы и статистика”, 1997г.
8. “Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм)”. Под ред. Рудаковой И.Е., М. изд-во МГУ, 1991г.
9. “Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса. Методические рекомендации и комментарии по их применению”, М. “Информэлектро”, 1989г.
10.Кирина Л.В., Кузнецова С.А. “Стратегия инновационной деятельности предприятия” Сб.научных трудов. “Формирование механизма управления предприятием в условиях становления рынка”. Под ред. д.э.н. Титова В.В. и Марковой В.Д., Новосибирск, 1995г.
11.Крицков В.Ф., Ягудин С.Ю. “Особенности оценки эффективности создания и освоения новой техники в шинной промышленности”, М. ЦНИИТЭНЕФТЕХИМ, 1991г.
12.Кохно П.А. и др. “Менеджмент”, М. “Финансы и статистика”, 1993г.
13.Кутейников А.А. “Искусство быть новатором”, М. “Знание”, 1990г.
14.Лукашевич И. “Развитие идей Н.Д.Кондратьева в теориях длинных волн нововведений”, “Вопросы экономики”, 1992г., № 3.
29.Твисс Б. “Управление научно-техническими нововведениями”, М. “Экономика”, 1989г.
30.Уотерман Р. “Фактор обновления”. Пер. с англ. Академия народного хозяйства при правительстве РФ, М. “Дело”, ЛТД, 1995г.
31.Хучек М. “Инновации на предприятиях и их внедрение”, М. “Луч”, 1992г.
32.Шумпетер И. “Теория экономического развития”, М. “Прогресс”, 1982г.
33.“Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства)”. Под ред. В.Д. Камаева, М., 1993г.
34.“Экономика и статистика фирм”. Под ред. проф. С.Д.Ильенковой, М. “Финансы и статистика”, 1996г.
35.Ягудин С.Ю. “Малые фирмы инновационной деятельности первичных организаций ВОИР/Теория и практика изобретательства и рационализации и патентно-лицензионной работы. М. “Российский Дом знаний”, 1991г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Понятие инновации и инновационного процесса
1.2. Научно-техническая и инновационная деятельность
Резюме
Вопросы для повторения
ГЛАВА II. ВИДЫ ИННОВАЦИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.2. Виды инноваций и их классификация
2.2. Организационные структуры инновационного менеджмента
Резюме
Вопросы для повторения
ГЛАВА III. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА (ФПГ) КАК НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
3.1. Значение ФПГ и принципы их организации
3.2. Организация технологического процесса
3.3. Мотивация участников ТЦ
3.4. Контроль функционирования технологического процесса
Резюме
Вопросы для повторения
ГЛАВА IV. ВЫБОР ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
4.1. Значение выбора стратегии
4.2.Методы выбора инновационной стратегии
Резюме
Вопросы для повторения
ГЛАВА V. УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТОМ
5.1. Понятие исследовательского проекта и его содержание
5.2. Оформление инновационных проектов
5.3. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок
5.4. Управление проектом
Резюме
Вопросы для повторения
ГЛАВА VI. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
6.1. Персонал научных организаций
6.2. Мотивация персонала
6.3. Кадровое планирование
6.4. Проблемы выбора оптимального расписания (режима) работы в научных организациях
6.5. Вопросы формирования целевых групп в научных коллективах
Резюме
Вопросы для повторения
ГЛАВА VII. УПРАВЛЕНИЕ СОЗДАНИЕМ , ОСВОЕНИЕМ И КАЧЕСТВОМ НОВОЙ ТЕХНИКИ
7.1. Управление работами на стадиях жизненного цикла изделия
7.2. Функционально-стоимостный анализ
7.3. Управление процессом подготовки производства новой техники
7.4. Управление техническим уровнем и качеством новой продукции
Резюме
Вопросы для повторения
ГЛАВА VIII. ПРОГРЕССИВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
8.1. Понятие производственной технологии
8.2. Производственные технологии – как объект управления
8.3. Технологии производства материального продукта
8.4. Технологии производства энергетического продукта
Резюме
Вопросы для повторения
ГЛАВА IX. АНАЛИЗ СПРОСА НА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКУЮ ПРОДУКЦИЮ
9.1. Формирование портфеля проектов
9.2. Значение, цели, задачи и особенности анализа спроса на инновации
9.3. Сущность спроса и способы его представления
9.4. Факторы спроса
9.5. Виды спроса на новую продукцию
9.6. Методы анализа спроса
Резюме
Вопросы для повторения
ГЛАВА X. ЭКСПЕРТИЗА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
10.1. Задачи и основные приемы экспертизы
10.2. Методы отбора инновационных проектов для реализации
Резюме
Вопросы для повторения
ГЛАВА ХI. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИЙ
11.1. Эффективность использования инноваций
11.2. Общая экономическая эффективность инноваций
Резюме
Вопросы для повторения
ГЛАВА ХII. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
12.1. Характеристика результатов инновационной деятельности
12.2 Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности
12.3. Эффективность затрат на инновационную деятельность