Управление производственными отношениями общества в рыночной экономике можно считать успешным в том случае, если оно обеспечивает конкурентоспособность конкретной производственной системы в целом, т. е. гармоничное развитие ее управляющей и управляемой частей (рис.8.4).
Рис. 8.4. Упрощенная структура производственной системы
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ – понятие сложное, синтетическое. Анализ показывает, что его составляющими являются множества групп факторов, влияющих на состояние и развитие производственной системы:
¨ технология основного и вспомогательного производства объекта управления;
¨ технология системы управления объектом;
¨ характер экономического и политического влияния внешней среды на производственную систему;
¨ уровень технической и экономической подготовки персонала;
¨ уровень развития науки и техники в конкретной и смежных видах деятельности общества;
¨ насыщенность интересов в каждом конкретном виде деятельности;
¨ экономический потенциал, привлекаемый в систему (экономическая привлекательность, капитал, ресурсы).
Инновационный менеджмент – одна из сторон многогранной системы управления, которая обеспечивает прогрессивность, т. е. поступательную динамику развития, всех групп перечисленных выше факторов.
Практика показывает, что новые идеи не приносят успеха, если имеются упущения в организации производства, а исполнительность сотрудников не может заменить наличие таланта и предпринимательской энергии их руководителей.
Все отношения в природе и обществе взаимосвязаны, взаимообусловлены, имеют свои пути и объективные информационно-материальные схемы их разумного преобразования в интересах общества, т. е. то, что мы условились называть технологиями.
Можно сказать, что общество погружено в ПРОСТРАНСТВО ТЕХНОЛОГИЙ, которые оно осваивает и преумножает. Все множество технологий рассмотреть невозможно. Важно поэтому выработать приемы их оперативного анализа и применения.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – первая из задач, которая определена наличием их множества. Для этого имеется ряд отличительных признаков, которые используются для этой цели (табл. 8.1).
Каждая из технологий развивается не на "голом" месте, а в условиях накопленного предшествующего опыта людей, который оно аккумулирует в себе различными способами, как жизненно важную для общества информацию. Примеров этому много:
¨ духовная жизнь, религия, письменность;
¨ исторические описания и архивы;
¨ образцы техники, музеи, хранилища рукописей;
¨ способы сохранения информации – магнитные носители;
¨ разработка способов описания технологий и образов: графика, схемы, чертежи, рисунок, фотографии, голография, математическое описание, химические формулы.
Созидательное, разрушительное, двойного назначения
8. Приоритеты создания
Первичная, конверсионная
Этот освоенный опыт трансформируется в определенные формы своего воздействия на производственную деятельность в обществе:
¨ законы организации;
¨ стандарты, патенты;
¨ порядок рассмотрения и отбора;
¨ порядок внедрения в практику;
¨ механизмы защиты.
Любое явление в природе и обществе не может происходить локально, изолировано, в идеальных условиях. Организуя производственный процесс, человек создает условия для необходимых превращений информации и вещества природы из одного вида в другой, нужный человеку. При этом наслаиваются экономические, технические, организационные, экологические, социологические и др. проблемы, сопутствующие в данном процессе применения для нужд общества.
Поэтому инновационный менеджмент решает задачу разумного подбора и сочленения разных по природе технологий в некий СГУСТОК ТЕХНОЛОГИЙ, ОБЕСПЕЧИВИОЩИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УСПЕХ В БИЗНЕСЕ. Важность каждой из них относительна, но пренебрежение к ним повышает степень риска на пути к успеху.
Фундаментальные и прикладные исследования в области технологических наук, новых высоких технологий, их координацию на федеральном уровне в России осуществляет АКАДЕМИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НАУК РФ, которая является многоотраслевой самоуправляемой организацией с разветвленной региональной структурой (институты, центры, отделения) и экспериментальной базой. Главной задачей академии является определение тенденций развития новых высоких технологий и ТЕХНОЛОГИЙ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ (конверсионных) для создания условий их сохранения и использования в формировании технологического потенциала страны.
Академия аккумулирует на конкурсной основе, проводит экспертизу и разработку технико-экономических обоснований применения работ в области создания новых высоких технологий и представляет правительству концепции и рабочие программы их комплексного использования в интересах РФ.
Направления работ Академии включают:
¨ технологии двойного назначения и новые конверсионные технологии;
¨ технологии нефте... и газодобычи, их переработки, хранения и транспортировки;
¨ технологии горного дела, металлургии, сварки;
¨ строительные технологии;
¨ нанотехнологии;
¨ коммерциализация высоких технологий и др.
Академия технологических наук РФ является учреждением Международной академии технологических наук и ее отделений в ряде стран, постоянных организаторов конференций и выставок по направлениям их деятельности.
В 1992-1995 гг. основным организационным инструментом содействия, развитию научно-технической деятельности в России являлись региональные научно-технические программы и проекты, поддерживаемые Миннауки РФ. Кроме названных федеральных органов, работу с регионами по развитию научно-технической сферы ведут Международный инкубатор технологий при правительстве РФ, Академия менеджмента и рынка (Морозовский проект), Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, Государственный комитет РФ по поддержке малого предпринимательства, Инновационный Союз РФ.
Важнейшие показатели, характеризующие эффективность технологий, различны, но среди них с точки зрения предпринимателя наиболее распространены следующие:
¨ удельный расход сырья, полуфабрикатов, энергии на единицу продукции;
¨ количество полезного вещества (продукта), извлекаемое из единицы сырья;
¨ качество и экологическая чистота готовой продукции (работ, услуг);
¨ уровень производительности труда из расчета на реальную загруженность персонала;
¨ интенсивность;
¨ затраты на производство;
¨ себестоимость продукции (работ, услуг);
¨ безотходность технологий.
Рассмотрение технологий на профессиональном уровне связано с освоением специальной теоретической базы, глубина необходимого изучения которой является одним из спорных вопросов подготовки менеджеров. Как правило, она зависит от целей их использования в конкретных случаях:
а) на уровне пользователя, т. е. потребителя технологий, как конечного продукта;
б) на уровне разработчика, т. е. создателя технологий, как конечного продукта.
В зависимости от выбора указанных целей осуществляется предметная специализация фирмы (предприятия) и обоснование приоритетов в технологиях его основного и вспомогательного производства, в системе управления и восприятия внешней по отношению к предприятию инфраструктуры бизнеса.
Функционально все технологии вместе составляют элементы единой производственно-хозяйственной системы региона (области, города, района).
Искусство (высочайший профессионализм) управленческого персонала (менеджера) проявляется в умении выбрать и соединить в работающую систему элементы экономической природы (ресурсы, имущество, персонал, денежные средства, научный потенциал и др.). Для достижения экономически значимых для общества результатов.