Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 10. Эффективность системы «человек-машина». Пути ее повышения.



План

1. Надежность оператора и системы «человек — машина». Ресурсный подход.

2. Профессиональный отбор и обучение операторов.

3. Групповая деятельность операторов

4. Психологические аспекты эксплуатации че­ловеко-машинных систем.

 

1. Надежность оператора и системы «человек — машина». Ресурсный подход.

 

Конечная цель инженерно-психологического проектирования — со­здание человеко-машинной системы, выполняющей определённые функции, при максимальном учёте человеческого фактора. Сте­пень соответствия параметров системы её конечным целям назы­вается эффективностью системы «человек — машина». Эффек­тивная система имеет наилучшие показатели использования ре­сурсов системы. При выборе параметров для оценки системы за­кладываются и критерии оценки эффективности системы в виде облака параметров разной качественной природы, но объединён­ных общим подходом, отражающим опыт проектировщика в созда­нии аналогичных систем.

Оценка эффективности системы заключается в ее испытаниях и оценке с точки зрения человеческих факторов, в определении уровня соответствия системы инженерно-психологическим требо­ваниям. Эти требования зафиксированы в инженерно-психологи­ческих и эргономических стандартах. Проведение экспертизы на различных этапах процесса проектирования системы позволяет вести инженерно-психологическое проектирование. Оценке при этом подлежат: соответствие уровня подготовки и квалификации работающих характеру выполняемой работы, инженерно-психоло­гические характеристики техники, социально-психологические факторы деятельности, условия деятельности и их соответствие психофизиологическим возможностям человека — оператора.

Для повышения эффективности работы системы «человек — машина» используется многоуровневый комплекс технико-тех­нологических и организационно-методических решений, отража­ющих текущее состояние развития науки и техники в среде про­ектирования. Рассмотрим ряд специфических методов повыше­ния эффективности систем, использующих психологические и инженерно-психологические знания. Это методы профессио­нального отбора и обучения, использование социологических и социально-психологических методов.

Оператор как элемент СЧМ характеризуется понятием надёжно­сти — способностью сохранять требуемое качество в установ­ленных условиях работы. В.Д. Небылицин считал, что «надёж­ность человека — оператора» обусловлена тремя основными факторами:

• степенью согласования техники и психофизиологическими возможностями оператора по решению возникающих задач;

• уровнем обученности и тренированности оператора;

• его физиологическими данными, в частности особенностями нервной системы, состоянием здоровья, порогами чувствитель­ности, психологическими особенностями личности.

Надёжность оператора значительно снижается при нештатных и экстремальных условиях деятельности. Это учитывается при проектировании путём резервирования, дублирования функций, введения контуров разгрузки оператора.

Надёжность оператора характеризуется показателями безоши­бочности, готовности, восстанавливаемости и своевременности.

Безошибочность определяется по вероятности безошибочной работы, которая зависит от психофизиологического состояния оператора и является переменной величиной в течение рабоче­го периода.

Готовность оператора представляет собой вероятность включе­ния оператора в работу в любой произвольный момент времени.

Восстанавливаемость оператора связана с возможностью само­контроля оператором своих действий и исправлением допущен­ных ошибок.

Надёжность оператора обеспечивается при наличии у него ре­сурсов физических, интеллектуальных и иных. Понятие ресурса связано с психофизиологическими затратами, определяющими психофизиологическую «цену деятельности». Каждая задача, возникающая перед оператором в процессе достижения про­фессиональной цели, требует вовлечения в её решение опреде­лённого ресурса — физического, психофизиологического, пси­хологического или их комбинации. Увеличение ответственности за результат ведёт к появлению избыточных степеней контроля, снижению эффективности оператора, развитию психического стресса. Рабочая среда формирует в операторе «функциональ­ное состояние», обеспечивающее работоспособность.

Работоспособность зависит от множества факторов и имеет ста­дийный характер. Первая стадия — врабатывание или стадия нарастающей работоспособности. При этом в трудовую деятель­ность вовлекаются все необходимые ресурсы, организм осво­бождается от не связанных с профессией функций. Вторая ста­дия — устойчивая работоспособность. Наблюдается оптималь­ное сочетание качеств, ведущее к высокой эффективности дея­тельности. Третья стадия связана с нарастающим утомлением и характеризуется ростом напряжённости и перестройкой функци­ональной системы по мере расходования ресурсов. Увеличива­ется число ошибок, сбоев при выполнении деятельности.

Одним из существенных психологических механизмов повыше­ния надёжности оператора в профессиональной деятельности является самоконтроль, который позволяет своевременно пре­дотвратить или обнаружить совершённые в процессе деятельно­сти ошибки.

 

2. Профессиональный отбор и обучение операторов

 

Профессиональная подготовка оператора протекает в рамках «системы профессиональной подготовки», состоящей из четы­рёх компонент: профессионального отбора, обучения, поддержания и совершенствования профессионального мастерства, фор­мирования трудовых коллективов.

«Профессиональный отбор» — система мероприятий, направ­ленных на выявление лиц, по своим психофизиологическим ка­чествам и свойствам личности наиболее пригодных к обучению и выполнению конкретной профессиональной деятельности.

Профессиональный отбор необходим в случае, когда требова­ния, предъявляемые к человеку — оператору, столь высоки или специфичны, что не каждый претендент на эту профессию мо­жет их выполнить даже при предварительном обучении. Напри­мер, работать при действии стрессогенных факторов могут только люди с особыми свойствами нервной системы.

Существует две классические задачи профотбора: отбор канди­датов из неограниченного контингента претендентов на ограни­ченное число специальностей (например, отбор в отряд космо­навтов) и задача рационального распределения («профдиффе­ренциация») ограниченного контингента претендентов на ряд специальностей (например, распределение по профессиям мо­лодых солдат, поступивших в воинскую часть).

Эти задачи решаются при использовании процедур психологичес­кого тестирования и определения соответствия психологического профиля претендента профилю профессии. Степень соответствия определяет уровень профессиональной пригодности кандидата.

Эффективность профессионального отбора зависит от «труднос­ти профессии» и от «цены ошибки» при неправильных действиях оператора. Поэтому отбор эффективен при работе человека в экстремальных условиях в системах, где надёжность комплекса «человек — машина» определяется главным образом человечес­ким звеном. Это авиационно-космические системы, системы объ­ектов военной техники и вооружений, системы управления дина­мическими объектами и быстротекущими процессами и т.д.

После отбора кандидатов наступает этап профессионального обучения, цель которого — создать условия для усвоения обуча­емым определённой совокупности знаний, умений и навыков, обеспечивающих его эффективную деятельность в СЧМ. Содер­жание учебных курсов определяется содержанием будущей про­фессиональной деятельности и строится с использованием методов обучения, реализующих дидактические принципы — от «простого к сложному», поэтапного формирования навыков, формирующего влияния обучающей среды. Выбор методов обу­чения зависит от типа задач, выполняемых в рамках профессии. Задачи можно условно разделить на «простые» и «сложные». «Простые» не требуют специализированного обучения и могут выполняться оператором без дополнительного обучения. Слож­ные задачи не могут быть освоены без специального обучения. К таким задачам, например, можно отнести вождение автомоби­ля, управление самолётом, энергетической установкой.

Обучение оператора непосредственно на управляемом объекте час­то невозможно из-за сложности алгоритмов управления и высокой цены использования реальной техники в целях обучения. Например, час полёта на современном самолёте-истребителе стоит несколько десятков тысяч рублей, а эффект обучения за это время при на­чальном обучении невысок. Вследствие этого для обучения опера­торов человеко-машинных систем применяются имитационные и тренажёрные системы. «Имитаторы» — технические устройства, ре­ализующие отдельные элементы реального объекта, отражающие определённую степень подобия. Чаще всего это внешнее визуаль­ное подобие. Имитатор внешнего вида объекта или его элементов называют «макетом». Тренажёр реализует отдельный фрагмент ре­альной деятельности и позволяет организовать процесс тренировки в виде многократного повторения изучаемого действия.

Процесс подготовки оператора осуществляется в рамках системы профессиональной подготовки, состоящей из подсистем техни­ческих средств, организационно-методических и средств психоло­го-педагогического обеспечения. Этот комплекс обеспечивает су­ществование обучающей среды, в рамках которой происходит интерактивный процесс взаимодействия инструктора с обучае­мым, направленный на изменение свойств последнего для прида­ния ему профессиональной готовности к решению профессио­нальной задачи. Понятие профессиональной готовности включает в себя наличие у оператора необходимого комплекса знаний, уме­ний, навыков по управлению СЧМ и ряда личностных свойств (мо­рально-психологической устойчивости, умения работать в коллек­тиве, готовности к решению задач в условиях неопределённости), обеспечивающих в целом его эффективную профессиональную деятельность. Очевидно, что это понятие шире, чем понятие обу­ченность, которое содержит в себе только технологическую часть навыков и умений по применению техники.

Основным техническим средством, обеспечивающим реализа­цию дидактических задач по формированию элементов профес­сиональной готовности оператора СЧМ, является тренажёр.

ГОСТ 21036-75 определяет тренажёр как «техническое средство профессиональной подготовки человека — оператора, предназна­ченное для формирования и совершенствования у обучаемых про­фессиональных навыков и умений, необходимых им для управления материальным объектом, путём многократного выполнения обучае­мым действий, свойственных управлению реальным объектом».

ГОСТ 26387-84 определяет тренажёр как «техническое средство профессиональной подготовки оператора СЧМ, отвечающее требованиям методик подготовки, реализующее модель СЧМ и обеспечивающее контроль качества деятельности обучаемого».

В первом определении сделан упор на педагогический метод по­вторения, что не совсем точно отражает современный уровень развития технических, психологических и педагогических знаний, отражаемых в понятии «тренажёр». Во втором определении утверждается необходимость наличия в тренажёре модели СЧМ, что также не всегда верно. Более точно можно определить трена­жёр как техническую систему, реализующую искусственную обу­чающую среду, деятельность в которой приводит к формированию у обучаемого требуемого уровня профессиональной компетенции.

В приложении к тренажёрам операторов, управляющих динамиче­скими объектами, конструктивно более узкое определение трена­жёра оператора. Это техническая система, моделирующая с опре­делённым уровнем подобия (вплоть до полного) элементы и усло­вия применения реальной СЧМ в обучающей среде, деятельность в которой приводит к формированию и поддержанию у оператора требуемого уровня профессиональной готовности. Отметим в этом определении новое для нас понятие «обучающая среда». Оно со­держит в своей основе специально организованные с учётом пси­хологии обучения и поведения человека искусственные миры, дея­тельность в которых активно формирует качества профессионала, которые могут быть перенесены на реальную деятельность.

В тренажёре формируются физическая или функциональная модели технической части СЧМ (или её функционально закон­ченных элементов) и её взаимодействие с внешней средой. При этом в соответствии со сценарием и этапами обучения избирательно моделируются только те элементы реальной дея­тельности, которые необходимы на том или ином этапе про­фессиональной подготовки.

Тренажёр позволяет реализовать деятельность оператора в мо­дельной ситуации, выполнение которой на реальной технике не­возможно. В ряде случаев тренажёрная подготовка является единственным методом обеспечения профессиональной готов­ности оператора.

Необходимо отличать тренажёры от имитаторов и нагляд­ных пособий, задача которых состоит в воспроизведении от­дельных свойств элементов технической системы, их внешне­го вида, не связанного с операциональным составом деятель­ности оператора. Основным критерием выделения действий, выполняемых на тренажёре, из целостной профессиональной деятельности является критерий их соответствия действиям, по своей психологической структуре одинаковым с выпол­няемым в реальной деятельности (К.К. Платонов). В психоло­гическую структуру действия входят его цель, особенности восприятия, внимания, мышления, особенности движений, ко­торыми реализуется это действие, и т.д. Сложную деятель­ность можно раздробить на отдельные действия, их группы для раздельной тренировки.

В зависимости от решаемых задач выделяют тренажёры для формирования отдельных элементов деятельности операто­ров — парциальные тренажёры и комплексные тренажё­ры — реализующие целостную деятельность оператора. К пар­циальным относятся тренажёры:

• по изучению материальной части СЧМ;

• по формированию сенсомоторных навыков;

• для формирования навыков работы с приборами управления;

• по подготовке и развёртыванию системы;

• решения задач работы в составе рабочей группы поиска и ус­транения неисправностей;

• решения алгоритмических задач.

Комплексные тренажёры вовлекают оператора в решение задач целостной деятельности, близкой по своей психологической структуре реальной боевой деятельности в условиях, порождаю­щих соответствующие эмоциональные состояния. В комплексных тренажёрах часто моделируются физические условия при­менения СЧМ, не связанные непосредственно с выполняемой задачей управления — механическая вибрация, рабочий объём, звуковые эффекты работы машин и механизмов и т.д.

Тренажёр должен обеспечивать перенос навыков, получаемых в обучающей ситуации, на реальную деятельность. Это сложная за­дача, о решении которой необходимо всегда помнить, так как ра­бота на тренажёре может приводить к появлению ложных навы­ков и их интерференции. Эффективная работа на тренажёре не всегда приводит к столь же эффективной работе в реальной СЧМ. Иногда целесообразно применять корригирующие тренажёры — предназначенные для устранения отдельных, но стойких ошибоч­ных действий.

В общем плане тренажёр оператора состоит из подсистемы сен­сорного моделирования (визуальных, слуховых, тактильных воз­действий), подсистемы моделирования органов управления и ра­бочего места оператора, подсистемы объективного контроля, под­системы моделирования учебных задач и создания обратной свя­зи, подсистемы обеспечения деятельности инструктора, подсисте­мы документирования результатов обучения, подсистемы опера­тивной диагностики состояния оператора. Эти элементы структуры в некоторых тренажёрах могут отсутствовать или заменяться орга­низационно-методическими мероприятиями и приёмами из сооб­ражений технической и экономической целесообразности.

Основной проблемой при создании тренажёра является пробле­ма подобия реализуемой в тренажёре модели реальному объек­ту управления. Максимальное подобие не всегда обеспечивает необходимые дидактические свойства тренажёру как элементу системы подготовки. Высокая сложность и цена реальных объ­ектов управления ведут к низкой пропускной способности сис­тем подготовки с тренажёрами высокой степени подобия. Вмес­те с тем низкая степень имитации, особенно динамических свойств реального объекта управления, ведёт к появлению про­блемы переноса навыков, полученных на тренажёре, на дея­тельность в реальном объекте. В настоящее время строгого на­учного решения проблемы переноса навыков нет. В практике процессы создания тренажёров имеют эмпирический характер. Тренажёр — элемент системы профессиональной подготовки, имеет специфические элементы, позволяющие повысить его эф­фективность:

• систему объективного контроля;

• систему формирования и предъявления учебных задач;

• систему мотивирования.

Система объективного контроля осуществляет оценку действий оператора в учебной задаче, даёт обратную связь инструктору для корректировки управляющих действий, обеспечивает доку­ментирование результатов процесса обучения и тренировки. Ос­новная проблема при проектировании систем контроля — выбор критериев оценки учебной деятельности.

Система формирования и предъявления учебных задач обеспечи­вает создание последовательности учебных задач для реализации учебного процесса. Основная проблема — выбор сложности учеб­ных задач, которые должны иметь степень сложности, обеспечива­ющую реализацию принципа обучения «от простого к сложному».

Система мотивирования служит для обеспечения оптимально­го психического состояния оператора в процессе обучения и тренировки. Создаётся, например, при введении в трениро­вочные задачи игровых элементов, реализующих мотивацию достижения.

Поддержание и совершенствование профессионального мастер­ства операторов обеспечиваются периодической аттестацией и профессиональными тренингами. Используют системы непре­рывного образования, в которых тренировочные модули встраи­ваются в реальные объекты управления.

В процессе реальной деятельности периодически имитируются внештатные и экстремальные ситуации, анализ деятельности в которых является источником корректирующей информации для операторов и тренеров.

 

3. Групповая деятельность операторов

 

Многие виды технических систем для своего функционирования требуют совместной работы целого ряда специалистов, выполня­ющих функции управления отдельными элементами. Примерами данных систем служат системы управления энергетическими ус­тановками, полётом космических кораблей, перемещением и функционированием сложных объектов военной техники. Особен­ности работы человека в этих системах связаны с появлением эффектов организационных систем, элементов социальной психо­логии, коллективного принятия решений. Возникают проблемы общения — специализация в рамках сложных систем препятству­ет адекватному общению специалистов работающих с разными моделями и использующих отличающийся понятийный язык.

Групповая деятельность предполагает наличие организационной структуры, построенной по иерархическому принципу: наличие руководителя, осуществляющего координирующие и целепола­гающие функции и исполнителей, решающих локальные задачи управления. Цель групповой деятельности: обеспечить деятель­ность системы. Управление группой предполагает наличие ад­министративной системы, которая осуществляется с помощью систем коммуникации и является дополнительным фактором, влияющим на поведение оператора в процессе выполнения за­дачи управления. Наличие высокой концентрации власти у руко­водителя приводит к особым формам управления в форме при­каза. Задача руководителя сводится к созданию обстановки, в которой операторы системы строят своё поведение в наиболее рациональном виде. При этом разрешаются конфликты, возни­кающие в процессе деятельности, снимается неопределённость, связанная с недостаточной информацией, рационально распре­деляются ресурсы системы.

Планирование и создание организационных структур выходит за рамки инженерной психологии в её классическом варианте и ре­шается в основном средствами социальной психологии. Тем не менее, разработчики СЧМ не должны недооценивать значение этого фактора в своей практической деятельности.

 

4. Психологические аспекты эксплуатации че­ловеко-машинных систем.

 

Основными задачами обеспечения эксплуатации СЧМ являются:

• задачи обеспечения безопасности работы обслуживающего персонала;

• поддержания требуемого уровня качества функционирования человеческого звена.

Безопасность включает проведение ряда мероприятий для пре­дупреждения возможных ситуаций в работе системы, ведущих к несчастным случаям. Это комплексная задача, решаемая как на стадиях проектирования СЧМ, так и в процессе учёта личност­ного фактора. Существует четыре основных подхода к учёту че­ловеческого фактора для обеспечения безопасности:

• применение методов проектирования СЧМ, создающих рабо­чую обстановку, в которой квалификация операторов использу­ется с максимальной эффективностью;

• планирование организационных структур, ведущих к безопас­ной работе;

• обучение специалистов распознавать факторы риска, рабо­тать в нештатных ситуациях;

• тренировка действий в нештатных ситуациях.

Поддержание качества функционирования человеческого звена включает комплекс методов по обеспечению условий труда и от­дыха, психологической реабилитации, исключения монотонных и экстремальных условий деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.