Слуховой анализатор — второй после зрения по значимости канал получения информации человеком. На его основе формируется речевой способ передачи информации, являющийся одним из самых эффективных методов человеческой коммуникации.
В процессе функционирования слухового анализатора в сознании человека формируется ощущение звука. Чувствительность слухового анализатора, как и зрительного, близка к абсолютной и позволяет в условиях абсолютной тишины слышать механические колебания, вызываемые трением молекул при броуновском движении. Парное взаимодействие ушей реализует «бинауральный эффект» или стереоэффект, позволяющий локализовать в пространстве точечный источник звука и выделить направление его перемещения.
Воздействие звуковых колебаний на органы слуха вызывает ощущения в виде громкости, высоты, тембра звука. Громкость звука связана с интенсивностью звукового давления (табл.1), и её максимальное значение в виде порога болевого ощущения составляет 140 дБ интенсивности давления. Минимальная амплитуда колебания среды, вызывающая ощущение звука, составляет 0.000000009 см. Чувствительность уха к колебаниям различной частоты неодинакова и максимальна в диапазоне 2000-4000 Гц.
Таблица 1
Звуковые давления и уровни, часто встречающиеся в жизненных ситуациях
Звуковое давление, Па
Уровень давления, дБ
Источник звука
0.00002
Порог слышимости
0.000063
Шелест листвы
0.0002
Студия звукозаписи
0.002
Библиотека
0.0063
Тихое конторское помещение
0.02
Разговорная речь (на расстоянии 1 м)
0.063
Радиопередача средней громкости
0.1
Дорожный шум днём
0.2
Типичная фабрика
0.63
Поезд метро
Симфонический оркестр
6.3
Рок-rpvnna
Взлёт реактивного самолёта
Болевой порог
Па — паскаль — единица измерения давления в системе СИ. 1 Па = 1 Н/м.2
С возрастом слуховая чувствительность на высоких частотах падает на 20 и более децибел.
При поступлении на органы слуха звуковых сигналов разной частоты наступает «эффект маскировки»,выражающийся в снижении слышимости полезного сигнала. Наиболее сильное маскирующее влияние помехи возникает в случаях:
когда частоты полезного сигнала и помехи близки между собой; по мере увеличения интенсивности помехи маскирование охватывает всё более далёкие частоты сигнала; если частота помехи ниже частоты сигнала; интерференции полезного сигнала и помехи.
Наиболее сильно нам мешают звуки, состоящие не из одной или двух очень интенсивных частот, а являющиеся сложной смесью множества частот — «белый шум».
Воздействие на органы слуха группы колебаний (спектра) вызывает ощущение «окраски звука» — тембра, позволяющего человеку определить источник звука.
Подача последовательной серии звуковых сигналов при уменьшении интервалов между ними вызывает эффект «критической частоты слияния звука» (КЧСЗ), который наступает при частоте звуковых последовательностей около 35-70 Гц, и сильно зависит от условий восприятия и психофизиологического состояния человека.
Восприятие речевого сигнала имеет свои особенности. Прежде всего, акустическая энергия гласных звуков концентрируется в гармонически связанных диапазонах частот, называемых формантами. Эти частоты соответствуют механическим резонансам речевого тракта. Первая форманта в зависимости от гласного звука и говорящего располагается между 200 и 800 Гц, вторая — в окрестности 1500 Гц, третья — в области 2400 Гц, четвёртая — примерно вокруг частоты 3500 Гц. При генерации согласных звуков в спектре последних большая часть энергии приходится на высокие частоты, чем на низкие. Человеческая речь лежит в диапазоне около 300-4000 Гц. Основной спектр в диапазоне 1000 Гц.
Понимание речевых сообщений зависит от темпа их передачи, наличия интервалов между словами и фразами. Оптимальным считается темп 120 слов в минуту. Интенсивность речевых сигналов должна превышать интенсивность шумов не менее чем на 6.5 дБ. Опознание речевых сигналов зависит от длины слова. Многосложные слова правильно распознаются лучше, чем односложные, что объясняется наличием в них большего числа опознавательных признаков. Более точно распознаются слова, начинающиеся с гласного звука. На восприятие слов решающее влияние оказывают их синтаксические и фонетические закономерности. Установление синтаксической связи между словами во многих случаях позволяет восстановить пропущенный сигнал.
При переходе к фразам оператор воспринимает не разрозненные, отдельные сигналы, а грамматические структуры, порождающие смысловое содержание сообщения. Оптимизация звукового и речевого взаимодействия оператора в СЧМ имеет сложный характер и требует учёта специфики взаимодействия анализаторных систем между собой, а также содержания циркулирующей в СЧМ текстовой справочной и управляющей информации.
Другие анализаторы и взаимодействие анализаторных систем.
Помимо рассмотренных нами зрительной и слуховой анализаторных систем, являющихся классическим объектом изучения инженерной психологии, в ряде видов деятельности важны кожный, кинестетический, обонятельный, вкусовой и вестибулярный анализаторы. Среди них необходимо выделить вестибулярный, обеспечивающий восприятие изменения положения головы (и тела) в пространстве и направления движения тела. Роль этого анализатора проявляется при попадании человека в необычные гравитационные условия, препятствующие его нормальной работе, такие, как невесомость, движение в условиях ускорений с резкой сменой направления движения.
Все анализаторы функционируют не изолированно друг от друга, а сложным образом связаны, обеспечивая единство восприятия окружающего мира, состояния организма, предупреждая человека о наступлении жизненно важных ситуаций и состояний.
Нарушение процесса синхронного взаимодействия перцептивных систем вызывает изменения в нормальном функционировании психики, её отражательных и регуляторных механизмах. Особенно отчётливо эти эффекты проявляются в профессиях, связанных с необычными сенсорными стимуляциями. Так, широко отмечаются эффекты нарушения пространственной ориентации в деятельности лётчиков, укачивания у моряков, нарушения схемы тела у космонавтов. В исследованиях внутривестибулярных взаимодействий у лётчиков отмечено влияние вестибулярного аппарата на нормальную работу глазодвигательной системы. Показано, что нарушение взаимодействия вестибулярной системы, механорецепторных полей и зрительной информации приводит к сенсорному конфликту.
В литературе широко описаны феномены болезни движений — кинетоза, возникающего у нормальных здоровых людей как реакция на непривычные формы движения.
Метод сурдокамерного испытания позволил выявить следующие источники происхождения необычных психических состояний у здоровых людей: ориентация в ситуациях с затруднениями в восприятии информации; перестройка взаимоотношений человека с самим собой в условиях изоляции; повышенная сонливость; типичная динамика ситуационно-обусловленной эмоциональной напряжённости.
Необычные свойства физической среды, например, условия невесомости, также ведут к значительной перестройке работы систем организма, в том числе и психической сферы человека.
Отметим важную особенность действия сенсорных (воспринимающих) систем человека — их контекстуальную зависимость: свойства анализаторных систем сильно зависят от использования мозгом принимаемой информации. В отношении «значимой» информации повышается чувствительность анализаторов и, наоборот, понижается, если она расшифровывается человеком как ненужная. Поэтому надо осторожно относиться к использованию в практике проектирования результатов лабораторных экспериментов, полученных в условиях неопределённого контекста.
При решении задач проектирования СЧМ для обеспечения нормальной работы и взаимодействия анализаторных систем необходимо по возможности учитывать всю систему действующих на оператора раздражителей.
2. Хранение и переработка информации человеком, принятие решений и познавательные процессы
Знание физиологических особенностей работы анализаторных систем позволяет нам понять связь психики человека с внешним миром, выяснить физиологические ограничения по приёму и преобразованию информации, определить основные закономерности функционирования первичных психологических механизмов работы мозга. Это существенно при решении задач проектирования систем и средств отображения информации, выборе технических решений по организации рабочего места оператора, органов управления. Однако этого явно недостаточно для описания сложных психических процессов при принятии решений в СЧМ. Для ответа на возникающие при этом вопросы обратимся к данным психологии, анализирующей специфику функционирования психической сферы человека, его поведения в различных условиях деятельности.
При изучении психических явлений необходимо постоянно помнить об их неразрывной взаимосвязи, взаимовлиянии и целостности. Нет в чистом виде, например, такой категории, как «память». Эти свойства проявляются в любом психическом процессе, но при изучении памяти намеренно выделяют задачи, акцентирующие данные свойства и позволяющие определить основные черты этого феномена. То же относится и ко всем остальным психическим образованиям, вне зависимости от уровня их рассмотрения.
Анализ когнитивных процессов в психической сфере оператора строится в инженерной психологии на базе информационного подхода, в котором информационные процессы рассматриваются в «чистом виде», без учёта специфики их носителя, биологии и физики процессов. Это достаточно серьёзное допущение, так как оно, сильно упрощая реальную сложность работы человеческого мозга, исключает многие существенные, важные в профессиональной деятельности, черты работы механизма психического регулирования. Вместе с тем наука не имеет более эффективных, чем информационный и системный подход, способов представления объектов организованной сложности, к которым относится человек. Информационные представления позволяют использовать привычные для инженерного мышления кибернетические метафоры при анализе психики человека.
Одним из основных процессов, определяющих когнитивные способности человека, является память. Она обеспечивает накопление информации об окружающем мире, служит основой для реализации всех видов человеческой деятельности, обучения и развития человека. Механизмы памяти являются основой для функционирования всех физиологических и психических процессов, формирующихся в нервной системе.
Выделяют основные процессы памяти — запоминание, сохранение, забывание и восстановление (воспроизведение). В зависимости от уровня рассмотрения и выбранных оснований для классификации различают: память долговременную и кратковременную; зрительную, слуховую, тактильную и т.д.
Память является сквозным психическим процессом и проявляется во всех явлениях психики независимо от уровня их рассмотрения. В памяти отражаются все грани человеческого опыта — не только когнитивного (познавательного), но и эмоционально-волевого. Память обеспечивает существование человека во времени, возможность использовать знания о прошедшем для построения будущего.
Для инженерной психологии конструктивно понятие «оперативной памяти» — способности человека к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации, перерабатываемой в определённой деятельности.
Оперативная память связана с кратковременной памятью — процессом непосредственного запоминания информации, зависящим от характера запоминаемых стимулов, вида их организации, значения для субъекта осуществляемой деятельности. По сравнению с понятием «объём кратковременной памяти», которое подразумевает количество объектов, свободно запоминающихся в короткий промежуток времени, понятие «объём оперативной памяти» подразумевает количество объектов, не только запоминающихся, но и использующихся, обрабатывающихся как поодиночке, так и между собой за этот промежуток времени.
Объём кратковременной памяти подчиняется закону Миллера и равен «семь плюс минус два» одновременно действующих в сознании структурированных фрагментов опыта. Правда, заметим, что это, строго говоря, не закон запоминания, а скорее объяснительная форма, свидетельствующая об ограниченных возможностях человеческого сознания. В последнее время кратковременная память критикуется многими исследователями как недостаточно строго определённое понятие.
При рассмотрении человека как системы переработки информации выделяют декларативную, рабочую и процедурную память.
Декларативную память называют также долговременной, концептуальной, вторичной или семантической памятью в зависимости от контекста и вкуса автора. Именно в ней хранятся данные, необходимые для операторской деятельности.
Основная функция — запоминание входной информации. Объём — практически неограниченный, связанный с процессами динамической организации информационных процессов. Содержимое — семантические, пространственные, акустические, двигательные, временные коды.
Информационные единицы — понятия, высказывания, схемы (фреймы, скрипты). Организация — иерархическая, в виде узлов и связей, допускаются неточные значения, предыдущий опыт, многоуровневость. Процессы запоминания — устное научение (по инструкциям), перекодировка.
Рабочая память — тождественна оперативной памяти.
Процедурная память—место хранения знания о том, как что-то можно сделать. Она является разновидностью декларативной памяти, отличается наличием в ней логических правил, позволяющих делать выводы о необходимых действиях с информацией в тех или иных ситуациях деятельности.
Особенности памяти оператора учитывают при организации систем и средств СЧМ, обеспечивающих деятельность человека. Объём информации, предоставляемой оператору в рабочих условиях, не должен превосходить актуальных оперативных возможностей его памяти.
Память служит основой более сложных когнитивных образований, на базе которых человек организует свою деятельность.
К ним относится мышление — психический процесс, являющийся формой опосредованного (в отличие от непосредственного восприятия) отражения. Мышление имеет обобщённый характер, предполагающий отвлечение, абстрагирование от каких-либо свойств предметов, явлений, использует функции анализа и синтеза. Выявление и обобщение отношений между предметами и явлениями мира является сущностью мышления.
Инженерную психологию интересует прежде всего «оперативное мышление» — процесс решения практических задач, в результате которого формируется модель предполагаемой деятельности и операции, позволяющие выполнить её эффективно.
Основными компонентами оперативного мышления являются:
— структурирование — образование более крупных единиц действия путём связывания элементов ситуации между собой;
— динамическое узнавание — узнавание частей конечной ситуации в исходной;
— формирование алгоритма решения — выработка принципов и правил решения задачи, определение последовательности действий в каждом конкретном случае.
Отображение информации в СЧМ должно учитывать характеристики мышления оператора. Для его эффективного функционирования необходимо обеспечить:
— полноту информации об отображаемом событии;
— краткость и чёткость сигнала;
— его правильность, отсутствие информации, влекущей к ложным выводам;
— форму сигнала, которая должна указывать на его связь с другими сигналами;
— учёт опыта субъекта, полученного в аналогичных ситуациях.
Человек при решении тех или иных задач использует только ему присущую систему способов, приёмов действий, образующую его индивидуальный стиль. Стиль является образованием достаточно устойчивым и часто служит характеристикой человека, отличающей его от других людей. Мы, например, часто говорим, что человек по стилю речи напоминает жителя Крыма, или Новгорода, или Вологды, подчёркивая присущие жителям этих мест особенности. Решение одной и той же задачи с равной эффективностью может достигаться различными способами, одни из которых мы легко понимаем и принимаем, а другие для нас недоступны и неудобны. Естественно, что при проектировании технической среды необходимо учитывать индивидуальные особенности протекания процессов переработки информации операторами, позволяя им использовать при работе наиболее «удобные» стили.
Понятие «стиля» было введено вначале в работах Адлера в качестве глобального (всеохватывающего) психологического понятия, но затем его объём сузился до категории способов организации познавательной деятельности — «когнитивных стилей», определяющих систему предпочтений человека при решении познавательных задач. В сущности, когнитивный стиль представляет собой психический инструмент, с помощью которого человек решает задачи познания реальности и активного воздействия на неё. Когнитивный стиль — довольно устойчивая характеристика психики, которая проявляется при решении широкого класса задач, связанных с интегральной обработкой поступающей информации. Есть данные о том, что стилевые особенности человека формируются под действием культурной среды и являются культурно-зависимыми. Утверждается, что каждая культура ведёт к определённым формам когнитивной обработки информации и формирует свои массовые формы менталитета или близкого к нему понятия сенсотипа.
К основателям теории когнитивных стилей относят Германа Виткина, который понимал под когнитивным стилем предпочитаемый человеком способ когнитивного анализа и структурирования своего окружения. Им выделены два основных стиля — глобальный и артикулированный. Человек с артикулированным стилем использует механизмы дифференциации и организации среды (он независим от поля ситуации), а с глобальным — идёт на поводу ситуации (зависим от поля).
Работы сотрудников Менингерской школы психологии и их наиболее яркого представителя Р. Гарднера привели к понятию «когнитивного контроля». Под контролем понимаются индивидуальные способы анализа и оценки ситуации. Они обеспечивают оптимальные для данной личности формы поведения при решении познавательных задач.
Дж. Каган ввёл понятие индивидуального когнитивного темпа и связанного с ним стиля «импульсивность — рефлективность». Импульсивные субъекты быстро принимают решения и ведут коррекцию решения за счёт ошибок во внешнем мире. Рефлективные — выдают внешне достаточно точное решение после длительного анализа в субъективной сфере.
В литературе можно встретить описания около двух десятков когнитивных стилей (контролей), каждый из которых связан с определённой формальной психометрической процедурой, имеет соответствующее специфическое название.
Считается, что когнитивные стили — достаточно устойчивые образования, пронизывающие решение задач независимо от условий деятельности.
Наш интерес к проблеме когнитивных стилей не случаен и связан с рядом особенностей процедур по оценке стилевых показателей: их простоте, информативности, высокой степени формализации, возможности применяться многократно. Это позволяет в отдельных случаях использовать их в алгоритмах оптимизации систем связи оператора с техническим звеном в СЧМ.
В процессе решения познавательных задач человек проявляет свои способности к эффективной работе с информацией, её структурированием, порождением новых и нахождением точных решений и т.д. Эти когнитивные способности человека отражены в понятиях «креативность» и «интеллект».
Под «креативностью» понимают способность человека к творчеству, созданию новых продуктов деятельности, нестандартному мышлению и поведению, применению известных вещей и предметов в неочевидном смысле.
Креативность часто связывают с так называемым дивергентным мышлением. Отмечается большое значение функциональной асимметрии мозга и преобладающей деятельности правого полушария при решении творческих задач. Не обнаружено однозначных связей между способностями к творчеству и интеллектом. Человек с высоким интеллектом может быть совершенно беспомощен в решении творческих, например, изобретательских задач.
Дж. Гилфорд (Guilford J.Р.) предложил кубическую модель структуры интеллекта, в которой выделяет четыре основных фактора креативности:
1. «Оригинальность» — способность продуцировать необычные ответы, давать отдалённые ассоциации.
2. «Семантическая гибкость» — способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.
3. «Образная адаптивная гибкость» — способность изменить форму объекта так, чтобы увидеть в нём новые возможности.
4. «Семантическая спонтанная гибкость» — способность продуцировать разнообразные идеи в свободной, без ограничений, ситуации.
Торрэнс (Torrance Е.Р.) считает креативностью способности к обострённому восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии.
«Креативные» лучше работают в условиях неопределённости, неполной информации. Это уверенные в себе, с чувством юмора, повышенным вниманием к своему «Я», желающие выделиться, энергичные, импульсивные, независимые, открытые к новому опыту люди.
Более сложные проявления креативности относят к «творческому мышлению», выделяя четыре его стадии: подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности. Отмечают большей частью неосознаваемый характер получения творческого продукта.
В инженерной психологии категория креативность практически не используется, хотя она позволяет получить ряд результатов, улучшающих деятельность оператора в условиях частой смены вида работы и неопределённости.
Трудно встретить более понятное для всех и неопределённое в научном плане явление, чем интеллект. Большинство из нас связывают его с «количеством ума». Низкий интеллект означает, что мы рождены с «небольшим» умом, а высокий — что у нас высокий уровень развития. Однако не всё так однозначно, и можно лишь говорить о том, что люди различаются между собой по своим возможностям, безошибочному восприятию и обработке информации, принятию правильных решений, способности быть осведомлёнными и сообразительными, что и составляет содержание этого понятия.
Наиболее формально точное определение в данном случае: интеллект — это то, что измеряют интеллектуальные тесты — группа задач с переменной сложностью, успехи в решении которых свидетельствуют о наличии или отсутствии ума. В таком определении интеллект сильно зависит от процедуры его измерения.
Существует ещё ряд популярных определений интеллекта:
— мыслительная способность человека, его умственное начало;
— общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
— система всех познавательных способностей индивида;
— способность создавать алгоритм решения задачи;
— структурирование отношений между средой и организмом.
Интеллектуальные функции оператора в экстремальных условиях сильно ограничены, и техническая система должна быть спроектирована с учётом общего снижения требований к оператору.
3. Речевые коммуникации в операторской деятельности.
Речь — исторически и социально сложившаяся форма общения людей посредством языка, основное средство выражения мышления, передачи информации о накопленном опыте.
До недавнего времени речевая коммуникация не играла большой роли в функционировании СЧМ. Однако в связи с непрерывным усложнением техники и появлением систем компьютерного анализа и синтеза речи, групповых видов деятельности возникла необходимость в учёте при проектировании СЧМ особенностей речевого общения человека, к которым относят:
— зависимость речевых сообщений от контекста;
— ситуационную обусловленность;
— эмоциональную насыщенность и значимость;
— семантическую неопределённость;
— личностную обусловленность.
Показано, что на разборчивость речи и её восприятие влияют не только технические характеристики канала передачи (полоса пропускания речевых частот, помехозащищённость, особенности артикуляции т.д.), но и степень неизвестности — ожидаемости сообщения, смысл предложений, структура и локализация в пространстве источника речевого сообщения, время подачи сообщения, его темп, величина пауз.
Задачи, в решение которых включены высшие психические функции оператора, требуют решения вопросов не только объективной передачи речевого сообщения, но и их правильного субъективного восприятия и понимания. Речь имеет не только информирующие, но и установочные функции, настраивающие оператора на определённое реагирование.
Важно учитывать различие между монологической н диалогической речью. Первая выступает в форме приказаний, инструкций, справок и её основная задача — управление поведением оператора. Вторая имеет функции обмена информацией и важно обеспечить её взаимное однозначное понимание между корреспондентами. Поскольку речь является носителем индивидуальных смыслов, значений, каждое речевое сообщение приводит к возникновению в сознании воспринимающего субъекта целой гаммы образов и состояний, присущих данному конкретному человеку, и для взаимно однозначного понимания информации требуется согласование в форме диалога.
Большую роль в оптимизации общения операторов играют профессиональные термины — специфические слова, словесные сочетания и обороты, обеспечивающие однозначное максимально точное понимание смысла их содержания субъектами коммуникации. Термины обеспечивают избыточность информации, конкретику по отношению к выполняемой задаче, полноту описания.
Закономерности коммуникаций людей между собой в процессе жизнедеятельности изучает социальная психология, которая определяет особенности, формы, содержания, результатов, вида связи, влияния на процесс общения личностных и иных характеристик.
Коммуникабельность как свойство активно вступающих в общение людей в значительной мере биологически обусловлено, что должно учитываться при проектировании систем «человек— машина», связанных с групповой и индивидуальной деятельностью.
Эффективная групповая деятельность связана с «психологической совместимостью» операторов, для определения и создания которой используются специальные тестовые и аппаратные методы — социограммы, анкеты, психологический тренинг, дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры.
Большую роль играет деловой этикет: предписанная система правил общения и поведения, принятая в данной профессиональной среде. Необходимо учитывать возникновение защитных реакций личности, влекущих к утаиванию значимой для деятельности информации, её искажению, неправильному толкованию.
Тема 5. Механизмы регуляции деятельности человека.
План
1. Внимание как основа операторской деятельности
2. Личность и личностная регуляция
3. Механизмы суггестивно-волевой регуляции
4. Эмоции в регуляции деятельности. Функциональные состояния.
1. Внимание как основа операторской деятельности
Это регулятивный психический процесс, заключающийся в активном целенаправленном (не всегда осознанном) переносе психической активности на те или иные элементы и аспекты деятельности.
Внимание, как и память, является сквозным психическим феноменом, пронизывающим все психические процессы в человеке. Основные характеристики внимания — избирательность, объём, переключаемость, направленность, устойчивость, концентрация, распределение. Выделяют произвольное внимание, подверженное сознательной волевой регуляции, и непроизвольное, обусловленное новизной, физической интенсивностью, контрастностью, значением объекта для личности.
Основные функции внимания — правильное распределение психофизиологических ресурсов человека при решении задач деятельности.
Понятие внимания связано с понятием «субъективнойсложности» задачи, возникающим при работе оператора в режимах, близких к психофизиологическим ограничениям по скорости, объёму перерабатываемой информации, жизненной значимости результатов деятельности.
Внимание составляет основу операторской деятельности, в значительной мере определяя её качество и безошибочность.
2. Личность и личностная регуляция
Интеграция психических свойств человека, его включение в систему общественных отношений приводит к появлению сложного психологического образования, выраженного в термине «личность». До сих пор нет общепринятых определений этого понятия. Чаще всего в него вкладывается сумма социо-биологически сформированных отношений и свойств: темперамент, характер, направленность (мотивация) и способности. Отмечена важность внутренних регуляторных механизмов личности — самосознания, образов «Я», самооценки и самоуважения.
Темперамент (лат. «Temperamentum» — надлежащее соотношение черт от «tempero» — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, её темпа, быстроты, ритма, интенсивности. Темперамент обусловлен большей частью биологическими причинами — свойствами нервной системы, наследственностью.
В структуру темперамента входят различные формально-динамические свойства человека. Так, одна из известных — восьмимерная модель структуры темперамента В.М. Русалова содержит два различных аспекта темперамента: предметно-деятельностный и коммуникативный. В соответствии с этим выделяются: предметная эргичность (выносливость), социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, скорость или темп, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность.
«Предметная эргичность» определяет жажду деятельности, стремление к физическому и умственному труду, степень вовлечённости в трудовую деятельность.
«Социальная эргичность» отражает уровень потребности в социальных контактах, желание освоить социальные формы деятельности, стремление к лидерству, общительности.
«Пластичность» свидетельствует о лёгкости (трудности) переключения с одного предмета деятельности на другой, о быстроте перехода с одних способов мышления на другие, о стремлении к разнообразию форм предметной деятельности.
«Социальная пластичность» показывает степень лёгкости (трудности) переключения в процессе общения от одного человека к другому и разнообразию неосознанных, импульсивных форм поведения при социальном контакте.
«Скорость или темп» определяет скорость выполнения отдельных операций, быстроту двигательно-моторных актов при выполнении предметных действий.
«Социальный темп» показывает скорость речи при общении.
«Эмоциональность» выражает эмоциональную чувствительность человека к несовпадению между задуманным и реальными результатами.
«Социальная эмоциональность» охватывает сферу чувствительности в коммуникационной сфере — чувствительность к неудачам в общении, оценкам окружающих людей.
Наиболее древнее из известных психологических описаний свойств темперамента — классификация Галена — Гиппократа.
В нём выделяется четыре типа темпераментов: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический.
Существует ряд классификаций темперамента, основанных на анализе особенностей строения тела Так, Э. Кречмер (Kretschmer) выделяет «астенический», «атлетический» и «пикнический» типы характера с присущими им «циклоидным» и «шизоидным» темпераментами. У. Шелдон (Sheldon) выделил первичные компоненты темперамента, назвав их «висцеротония», «соматотония», «церебротония». Каждый компонент темперамента определялся по 20 чертам, а индивиду присваивался свой индекс темперамента. Ян Стреляу предложил семифакторную структуру темперамента, в которую включены:
«живость»: обнаруживается в скорости реакции человека на стимулы и в типе осуществления той или иной деятельности, проявляется в двигательных реакциях на неожиданные события, в темпе движений, речи;
«упорство»: обнаруживается в продолжительности поведения (настойчивости), в числе повторяющихся поведенческих реакций после прекращения действия стимула, в длительности эмоциональных состояний, в существовании вербальных (словесных) или двигательных стереотипов;
«подвижность»: проявляется в способности быстро и адекватно реагировать на изменение стимулов;
«сенсорная чувствительность»: обнаруживается в способности реагировать на стимулы очень низкой стимулирующей силы; выражается в основном в реакциях на тактильные, обонятельные и визуальные стимулы;
«выносливость»: проявляется в способности адекватно реагировать в ситуациях, требующих продолжительной или высоко стимулирующей активности и в условиях интенсивной внешней стимуляции (физического дискомфорта, шума, болезненных стимулов и т.п.);
«активность»: проявляется в желании предпринимать действия с высоким стимулирующим значением или действия, обеспечивающие сильную стимуляцию извне (например, рискованные действия, вовлечение в социальную активность, поиск нового опыта);
«эмоциональная реактивность»: проявляется в интенсивности эмоциональных реакций на стимулы.
В многочисленных исследованиях показана тесная связь между профессиональной успешностью и свойствами темперамента операторов, которые необходимо учитывать при создании СЧМ. Особенно большую роль играют свойства темперамента в деятельности, связанной с экстремальными условиями дефицита времени и угрозы жизни.
Под направленностью личности понимается динамическая система установок и тенденций, потребностей и мотивов, интересов и идеалов человека, находящихся в сложных, в том числе иерархичных, связях и отношениях, ведущая к ответу на вопрос: «Чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится?».
Направленность отражает работу специфической системы, организующей всю психологическую картину личности, придающей ей целостный облик.
Порождается личностная мотивационно-смысловая структура, базис которой составляет совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к определённой активной деятельности. Теория мотивации определяет ответ на вопрос «Почему человек берётся за данную деятельность, в чём цель его деятельности?». Введены понятия «побуждение», «импульс», «цель», «потребность», «мотив» и т.п. Мотивационные влияния проявляются во всех принимаемых решениях. «Мотив» понимается как врождённая потребность; состояние депривации (лишения); нарушение внутреннего равновесия или равновесия с окружающей средой; осознанное стремление к определённому типу удовлетворения; стремление к чему-либо или избегание чего-либо; стремление к получению новой информации о собственных способностях и компетентности; высокообобщённое содержание класса событий, реализация которых представляет для операторов личный интерес.
Отдельно выделяют «социальные мотивы»: стремление к общению, власть, помощь, агрессия, мотив достижения. Рассматривают иерархию потребностей: физиологические, безопасности, самосохранения, социальные, эгоистические и самоутверждения.
Алдерфер (Alderfer С.Р.) ввёл следующие группы потребностей:
• «Экзистенциальные»: должны быть удовлетворены для безопасного выживания.
• Потребности «в установлении связей»: это мотивы, выражающие чувство близости с другими людьми и внимание к себе с их стороны, потребности в контакте.
• Потребности «развития»: выражают стремление человека к созиданию и внесению новизны в ситуацию, в которой он находится.
Как использовать направленность и теорию мотивации в инженерно-психологическом проектировании и разработках техники, не совсем ясно, но её влияние на принятие решения выделено и представляет интерес при решении задач обеспечения мотивации к решению оперативных задач и в профессиональном обучении.
Характер — это индивидуальное сочетание психологических особенностей человека, проявляющееся в виде типичного, трясущего данному человеку способа поведения в повторяющихся жизненных ситуациях.
Характер человека формируется в конкретных социальных условиях и зависит от культурной среды, обстоятельств жизни, трудовых и семейных обязанностей и т.д. Характер формируется на базе темперамента, который определяет аго своеобразие и неповторимость. Описание характера связывают с «чертами характера», в которых выражается система отношений человека к действительности, к другим людям, самому себе. Особое значение для деятельности человека в экстремальных условиях имеют волевые черты: целеустремлённость, настойчивость, решительность, самообладание, мужество, смелость.
На базе обобщения черт формируются описания типов характера. Различают так называемые патологические типы характера: сочетания отрицательных черт, а лиц, ими обладающих, называют «акцентуированными личностями». Аномалии характера, связанные с нарушениями в эмоционально-волевой сфере, называют «психопатиями». Обычно выделяют четыре их вида:
• «стенический»: повышенная раздражительность в сочетании с быстрой истощаемостью;
• «возбудимый»: неадекватная эмоциональная реакция на внешние раздражители, склонность к бурным вспышкам гнева, агрессии;
• «паранойяльный»: повышенная подозрительность, недоверчивость, высокая самооценка, склонность к сверхценным идеям.
При отборе на работу в СЧМ и особенно связанные с ответственностью и угрозой жизни профессии следует исключать возможность допуска лиц с психопатическими и психопатологическими чертами характера. Это осуществляется в системах профессионального отбора при использовании процедур психологического тестирования.
Способности — это совокупность свойств личности, определяющая успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней. Способности отражают системные интегральные возможности личности, проявляющиеся при достижении тех или иных результатов. Это потенциал человека, который в той или иной мере определяется степенью соответствия его возможностей требованиям деятельности. Способности становятся базисом для формирования профессионально-важных качеств (ПВК), вид и содержание которых определяются требованиями конкретной профессии. Способности имеют более широкий, системный и универсальный характер, чем профессионально-важные качества. Структура способностей определяет зону регуля-торных свойств личности, проявляющихся в деятельности. Личность, знающая границы своих способностей, формирует в соответствии с ними направления своего развития, уровень притязаний и зону деятельности. Способности развиваются в деятельности и служат инструментом для формирования профессионального и личного опыта человека. В понятие «опыт» включены события жизни, оказавшие влияние на формирование личности, её инструментально-профессионального содержания.
3. Механизмы суггестивно-волевой регуляции
Воля — способность человека действовать, чтобы достичь созидательно поставленную цель, преодолевая при этом внутренние препятствия, возникающие под влиянием двух противоположно направленных тенденций, одна из которых обусловлена побуждением, а другая — значимой для человека целью. Проще говоря, это способность действовать в соответствии с целями, подавляя непосредственные желания и стремления.
Воля реализуется в акте «волевой регуляции» — сознательном создании состояния оптимальной мобилизованности, активности, концентрировании в нужном направлении. При этом проявляются волевые качества — энергичность, терпеливость и выдержка.
«Энергичность» — способность волевым усилием поднимать активность до необходимого уровня.
«Терпеливость» — способность поддерживать с помощью волевого дополнительного усилия напряжённость работы на заданном уровне при возникновении внутренних условий, препятствующих этому (при утомлении, гипоксии и т.д.).
«Выдержка» — способность волевым усилием ослаблять излишнюю активированность, сдерживать и подавлять ненужные в данный момент чувства, мысли и привычки.
Обеспечение функционирования психики в опасной ситуации обеспечивается «смелостью».
«Решительность» — способность человека быстро принимать решение и приступать к его осуществлению в значимой для него ситуации, при наличии неуверенности и боязни.
Существует ряд системных, включающих проявления других сфер психики волевых свойств: настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремлённость, инициативность, организованность.
Волевым качествам часто противопоставляют «суггестивные качества», отражающие процесс внушения — подсознательного восприятия человеком информации из окружающего мира без критического осмысления с её последующим использованием в деятельности. Внушение проявляется в свойстве субъекта быть податливым воздействиям окружающих людей, советам и указаниям других — внушаемости. Внушаемые люди легко заражаются настроениями и привычками других. Внушаемость может принимать форму «самовнушения». Степень внушаемости — это ситуативная переменная, она зависит от очень большого числа факторов, как внешних, так и внутренних. К ним относятся: возраст, пол, тип нервной деятельности, неопределённость ситуации, стресс и т.п.
Воздействие на внушаемого человека специальными физическими (свет, пассы, фиксация зрения), психологическими (речевая коммуникация) и установочными факторами ведёт к развитию «изменённого состояния сознания». Оно часто демонстрируется на «гипнотических» сеансах. В этом состоянии нарушено нормальное функционирование адаптивных и конструирующих механизмов сознания, что ведёт к трансформации личности. Свойство человека впадать в гипнотические состояния называется гипнабельностью. Несмотря на внешнюю похожесть, гипнабельность и внушаемость — это разные свойства. Гипнабельность относится к физиологическим, а внушаемость — к психологическим механизмам.
Внушённые состояния и гипнотические фазы могут возникать у операторов СЧМ самопроизвольно при деятельности в условиях «монотонии», невысоких уровнях освещения, бликующих элементах на пультах, неопределённости подаваемой информации.
При проектировании человеко-машинных систем важно предусмотреть меры по исключению гипнотических состояний операторов. Для этого используются организационные и проектировочные решения, обеспечиваются научно обоснованные условия труда и отдыха операторов. Проектировочные решения рабочего места оператора включают анализ алгоритмов и средств индикации для предотвращения монотонии и утомления органов зрения и слуха, ведущих к изменённым состояниям сознания.
4. Эмоции в регуляции деятельности. Функциональные состояния.
Поведение человека в физическом мире сопровождается преобразованиями информации и энергии в различных формах, которые осуществляются особыми контурами регулирования организма, ведущими к оптимальному расходу энергии, мобилизации сил при достижении целей деятельности, решению задач самосохранения. К таким системам относятся механизмы эмоционально-волевой регуляции и сопровождающие их функциональные психофизиологические состояния организма.
Эмоции (от лат. возбуждать, волновать) — особый класс субъективных психических явлений, представленных субъекту в непосредственном виде, отражающих в форме приятных или неприятных переживаний и ощущений отношения человека к физическим и социальным мирам, процессам и результатам его практической деятельности.
Деятельность человека всегда сопровождается определёнными эмоциями и эмоциональными состояниями различной степени выраженности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые чистые эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Эмоции отражают, формируют и сопровождают физиологическое состояние организма в тот или иной момент жизни и определяют эмоционально-оценочную реакцию человека на ту или иную ситуацию. В эмоциях одновременно содержатся информационная компонента в виде эмоциональной оценки и активационная компонента в форме энергетической реакции организма. Эмоция перестраивает организм человека в требуемом (направлении, обеспечивая его адекватное состояние. Эмоционально-экспрессивные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения и передачи его отношения к происходящему в данный момент, а также функцию воздействия — оказания определённого влияния на того, кто является субъектом восприятия этих движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком обусловлена контекстом, в котором идёт общение.
Психологически понятие «состояние» не достаточно определено и применяется в основном для обозначения системной реакции организма на те или иные воздействия окружающих (в том числе социальных) и профессиональных сред, направленные на достижение полезного результата. В эргономике иногда применяется близкое по содержанию понятие «праксическое состояние» — состояние, возникающее и сопровождающее рабочую деятельность человека. К праксическим относят состояния функционального комфорта, психического утомления, психического напряжения, отсутствия мотивации, эмоционального стресса, монотонии, тревожности, индифферентности.
«Функциональное состояние» — комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности.
Выделяют две группы функциональных психических состояний, негативно влияющих на деятельность человека — «стресс и утомление». Разные уровни стресса отражены в понятиях психической напряжённости, эмоциональной напряжённости, реакции тревоги.
Под «утомлением» понимают временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Выделяют физическое и умственное утомление, острое и хроническое, мышечное, сенсорное, интеллектуальное и т.п.
Стресс определяет на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях особенности состояния и поведения индивида в «экстремальных условиях».
«Физиологический стресс» определён канадским физиологом Г. Селье (Н. Selje) в связи с общим адаптационным синдромом, проявляющимся в виде неспецифической (не зависящей от вида стимулов) реакции организма человека на внешние воздействия.
«Психический стресс» возникает при действии «психических стрессоров», к которым относятся значения элементов ситуации, ощущаемые и переживаемые субъектом как источник дискомфорта. В.Д. Небылицин выделяет внешние и внутренние факторы стрессорности. «Внешние стрессоры» определяются:
— видом воздействия, его содержательными специфическими особенностями;
— продолжительностью воздействия;
— интенсивностью;
— объективной трудностью работы или достижения цели;
— дефицитом информации или неопределённостью возможных исходов;
— ограниченностью времени достижения цели;
— физическими, микроклиматическими, гигиеническими и другими экологическими факторами, препятствующими деятельности.
Эффективность действия стрессоров на психику человека опосредуется «внутренними» факторами, к которым относятся:
— субъективное значение воздействий;
— особенности предшествующего опыта деятельности в аналогичных условиях;
— уровень развития специфической и неспецифической адаптации, здоровья, выносливости, тренированности, степени развития навыков и умений действовать в данных условиях;
— особенности человека — индивидуальная выносливость и диапазон функциональных возможностей отдельных систем;
— степень готовности к деятельности в данных условиях;
— отношение к деятельности, мотивы и степень стремления к достижению цели, волевые качества личности.
Психический стресс сопровождается изменениями функций внимания, памяти, логического мышления, психомоторики. Избирательно перераспределяются ресурсы организма — те функции, значение которых для деятельности велико, сохраняются и поддерживаются за счёт менее важных функций. В стрессе по мере его развития страдают, прежде всего, более поздние по времени формирования психические структуры человека, связанные с интеллектуальными функциями, мышлением и принятием решения.
Практический аспект изучения функциональных состояний состоит в решении вопросов обеспечения деятельности человека в широком диапазоне действующих на него факторов окружающей среды.
Оптимизация функциональных состояний в инженерной психологии, психологии труда и эргономике осуществляется путём:
— рационализации процесса труда (внедрение оптимальных темпа и алгоритмов деятельности);
— усовершенствования орудий и средств труда в соответствии с психофизиологическими особенностями человека;
— рациональной организации и оптимизации рабочих мест и производственной среды;
— оптимизации режимов труда и отдыха;
— нормализации условий работы;
— создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, повышения материальной и моральной заинтересованности работников, формирования дисциплины труда.