Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правящий класс Древней Руси в 11-12вв.



Землевладельцы Руси различались по количеству находившихся в их собственности земель, зависимых людей и военных слуг. Устанавливалась система феодальной иерархии. Это выражалось в личном договоре о службе мелкого феодала в войске более крупного, оказывавшего своему вассалу покровительство.

Привилегированные землевладельцы пользовались правом иммунитета, т.е. представители государственной власти не могли приезжать в их владения для производства суда и сбора дани. Они сами судили население своих имений. Древнейшие дошедшие до нас грамоты князей, говорящие об иммунитете феодального землевладения, относятся к 12в.

Наряду с передаваемыми по наследству и отчуждаемыми вотчинами, существовала и другая форма феодальной собственности: земли давались князьями своим слугам во временное держание.

После принятия христианства особым видом феодальной земельной собственности стало церковное и монастырское землевладение. В отличие от боярских и княжеских имений, нередко дробившихся при переходе по наследству, монастырские вотчины не делились. Поэтому наблюдается их непрерывное возрастание.

Русская христианская церковь в конце 10 – 12вв.

Церковь на Руси была организована следующим образом: во главе ее стояли киевский митрополит, назначаемый или из Константинополя, или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи – епархии. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа. Митрополиты и епископы владели землями, селами и городами: у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свое войско. Князья на содержание церкви давали «десятину» – десятую часть от своих даней и оброков.

Церковь имела свой особый суд и специальное законодательство. В городах в 11-12вв. было много каменных и деревянных церквей, в которых служили священники (попы) и их помощники дьяконы.

Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, игравшие очень важную роль и истории государства. По идее монастырь – добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвятивших себя богу. На деле монастыри были крупными землевладельцами, владели селами, вели торговлю, ссужали деньги под проценты, принимали участие и в повседневных делах, и в крупных политических событиях. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. В монастырях существовало резкое неравенство между бедняками без роду, без племени и выходцами из боярской или купеческой среды.

Высшие церковные власти – епископы и митрополит – могли быть выбраны только из среды монахов, которых, в отличие от обычных попов и дьяконов, называли черным духовенством.

Некоторые монастыри, вроде Киево-Печерского (основан в середине 11в.), стали своего родя духовными академиями, куда поступали сыновья крупных вельмож, стремившихся сделать карьеру. В таких монастырях были хорошие библиотеки, здесь велись летописи, сочинялись проповеди, записывались внутренние монастырские события.

Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси 11-13вв. Несомненна польза церкви как организации, помогавшей укреплению русской государственности, велика ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей.

Культура Руси в 10-11вв.

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав немекнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества.

Если мы сопоставим два полюса русской культуры 9-11 вв. – деревню и феодальный замок – то увидим резкую контрастность их внешнего облика. Деревня, хранительница народной культуры, устойчиво сохраняла традиции тысячелетней давности. Русские феодалы стремились прежде всего к представительности. Одежда, оружие, сбруя должны были быть украшены как можно богаче. С каждым столетием контраст между народной и феодальной материальной культурой все возрастал.

Прогрессивность народной культуры в эпоху становления и укрепления Древнерусского государства особенно проявилась в создании 10в. нового эпического жанра – героического былинного эпоса. Народ воспевал в былинах борьбу с варягами и первым эпическим героем стал Микула Селянинович, пахарь-богатырь. Народ воспевал подвиги Ильи Муромца, крестьянского сына, боровшегося с Соловьем-Разбойником. Народ поставил во главе всего киевского цикла былин князя Владимира Красное Солнышко, в образе которого слились два реальных Владимира – Владимир Святославович и Владимир Мономах.

Горожане были передовой частью народных масс; их руками, умом и художественным вкусом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры: крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов и многокрасочная финифть на коронах, корабли с носами «по-звериному» и серебряные браслеты. Мастера гордились своими изделиями и подписывали их своими именами. Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать.

Исключительно важным было открытие в Новгороде берестяных грамот 11-15вв. Торговые сделки, частные письма, ответы о выполнении хозяйственных работ, донесение о походе, приглашение на поминки, загадки, стихи и многое другое раскрывают эти замечательные документы, подтверждая широкое развитие грамотности среди русских горожан.

Вскоре после крещения Руси в городах началась большая работа по переводу и переписке книг. Русским книжникам была известна литература на старославянском, греческом, еврейском, латинском языках. Существенным отличием русской культуры от стран Востока и Запада является применение родного языка.

Крупнейшими произведениями русской литературы, созданными в этот период, являются «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Киево-Печерский патерик» и, конечно, летописи, среди которых видное место занимает «Повесть временных лет» Нестора (начало 11в.). Русские писатели 11-13вв. заставляли своих слушателей и читателей думать о судьбах Русской земли. При всем патриотизме русской литературы, в ней нет и следа проповеди агрессивных действий. Характерной чертой является и отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям различных национальностей.

Серьезным вкладом в историю мировой культуры является и русская архитектура. Имевшие опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями.

Русская живопись и рисунок дошли до нас в виде фресок, икон, книжных миниатюр. В живописи, как и в архитектуре, русские мастера на первых порах были учениками византийцев.

Основная масса уцелевших до нашего времени произведений живописи и скульптуры относится к церковному искусству. Светское искусство известно нам лишь частично.

Русские средневековые соборы, как и соборы западноевропейских стран, были образцами очень умелого и точного использования всех видов искусства. До наших дней сохранились такие здания, как Софийский собор в Киеве (1037г.), Спасский собор в Чернигове (1036г.) и Софийский собор в Новгороде (1045г.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.