Произношение уточняется сначала по отдельности, затем дифференцированно. Внимание детей обращается на акустические признаки звуков и артикуляционные уклады.
Формирование представления о фонемах [ш] и [щ]
Дети рассматривают картинки, называют, придумывают слова, предложения и истории из слов с каждым из этих звуков, работают на уровнях фразы и текста. Интересна для детей работа с контурными картинками. Полезны упражнения на раскрашивание, так как они помогают задействовать моторику руки.
Назовите предметы, в названиях которых есть звук [ш].
Раскрасьте только предметы, в названиях которых есть звук [ш].
Назовите предметы, в названиях которых есть звук [щ].
Раскрастье только предметы, в названиях которых есть звук [щ].
Дифференцирование фонем [ш] и [щ]
Рассматривание букв ш и щ
Дети рассматривают буквы сначала по отдельности, затем дифференцированно. Уточняют поэлементное строение каждой буквы, их сходство и различие. Соотносят букву с образами, раскрашивают их двумя цветами. Также дети лепят буквы из пластилина, изготавливают из проволоки, соотносят печатную и письменную буквы, ищут букву на ощупь в «Чудесном мешочке».
Найдите буквы и раскрасьте их соответствующими карандашами.
ифференцированный поиск букв ш и щ
Отметьте разными цветами буквы ш и щ, установите закономерности их расположения.
ц ч у ч н н п ч н л у ч ц ш ц и щ у п щ ш и у ч ц ш ц ч п ш у и ч ц л ч ш ч ц щ п у ч н ц ц ч у щ п ц у ч у ч ы у ш п ц ш щ ч ц ч ч ц ш п ц щ щ ш ц п и ш ш щ п щ ш ш н п щ ц щ ц ш щ ш ш ш щ н ц у ш ш щ ц ш г ш ш ш н п у ц ш п щ н щ ж н ш ш щ ш н п и щ ш щ ш ц ч щ ц л щ ш и ш л ц л щ и м ц л ч щ и ы м ц л ч п и ч ш м л щ п ц ш и ш ц ч и л л л к ч ц и п ц л м ш ц щ м и ц м щ л ч щ ш у и щ м л ц ц ч щ ч ц ч ц щ ц ц у у ч щ и ч ш ч ц у щ у ч п к м ш щ ч ц ц ц ч и г ц ш ч ш щ ц щ ш ч ц п ц и ч ш щ ч ч ц ч м ц п щ ш ч ш ц ч ц щ ц ч
Дифференцированное написание букв ш и щ
Пропишите буквы друг другу на ладошках, на спинах, отгадайте, какая буква написана (техника дермалексии).
Пропишите ряды букв и найдите закономерности их расположения.
Продолжите строчки карандашами соответствующих цветов.
Мы ели … . Кислые … чудо как хоро.. ! В я..ке пи..т пу..стый щенок. У на..х за..тников крепкие ..ты и хоро..е мечи. абота с коротким текстом
Распутайте загадки букв ш и щ.
Все словечки поменялись, Буквы перепутались. Мы слова с тобой читали, Ш и щ распутали. Лес густой за речкой - … (чаша). Ваза есть в музее - … (чаща). Услыхали громко - … (шелк)! Это разорвался… (щелк). В речке плещется… (Шуренок). Шуру мать зовет… (щуренок). Я прощения… (прощу) И сама тебя… (прошу).
Впишите пропущенные слоги ши или щи.
Ти..на! Не Шур..те, мы..! Не пле.. те ле.. и ер..! Не тре..те в ти..не лесной ча.. стрекотуньи - сороки. Слы.. те, запели в ло..не около ро..цы малы.. - соловушки!
Впишите пропущенные буквы ш и щ. Выучите, напишите по памяти.
Мы..онок Пу..ок Ста..ил поро..ок, Зубную ..етку, П..ена ..епотку, ..ей пло..ку, Ча..ку горо..ку, Из ..етки ..етинку, С пла..а пылинку. Та..ит в ..елку не спе..а С ми..ки плю..евого ..арф, Та..ит перы..ко ..егла, Та..ит ..епку из угла. Всё накрыл засох..ей коркой - Обеспеченная норка!
Дифференциация – Ш – Щ в предложениях.
Паша и Миша – хорошие товарищи. У Гриши щенок Бишка. Щи да каша – пища наша. Мы поймали лещей и ершей. Плащи вешают в шкаф. Тетя Даша угощала Машу борщом.
Работа с текстами.
В роще
Миша и Паша – товарищи. Пошли они в рощу. С ними был маленький щенок. В роще поют щеглы. Миша и Паша играли со щенком. Потом в рощу прилетела сорока. Она затрещала. Щенок запищал. Миша и Паша погладили щенка.
Ледоход
Шура и Маша пошли на реку. Был ледоход, лед громко трещал. Мощные волны ломали льдины. Маленький щенок побежал к реке. Шура оттащил щенка от воды. Щенок пищал, Шура взял его на руки. Шура и Маша потащили щенка домой.
Развитие фонематического восприятия.
1. Хлопнуть в ладоши, услышав слог со звуком – Щ: ша, ща, щу, шо, шу, щё, ши, ще, аш, ощ, ущ, еш ...