Напоминаем, что закрытыми называются слоги типа "гласный+согласный". В таких слогах буква Ж произносится как звук Ш, например: пишем -"лоЖка", "уЖ", произносим -"лоШка", "уШ". Сочетания букв ЧТ и ЧН произносятся ШТ и ШН; примеры: пишем -"ЧТо", произносим - "ШТо", пишем - "конеЧНо", произносим - "конеШНо".
Также напоминаем, что приступать к автоматизации можно лишь после того, как ребенок научился правильно произносить изолированный звук.
Организуем автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15-20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.
Автоматизация звука [ш] в слогах
Произносить слоги.
аш - ош - уш - ыш ыш - уш - ош - аш яш - ёш - юш - иш - еш еш - иш - юш - ёш - яш аш - яш - уш - юш ыш - иш - еш - аш яш - аш - юш - уш иш - ыш - аш – еш
Во дворе Бишка. Накрой кружку крышкой. Пташка прыгает у окошка. Вот чашка и кашка, лепешка и ложка. Надевай на малышку рубашку. Наш Антошка глядит в окошко. Вот картошка на окрошку. Промокни пятнышко промокашкой. Ребятишки играют в «кошки-мышки». Бегают ребятишки-малышки - Мишки, Наташки да Машки. Вот книжка про мышку-норушку и лягушку-квакушку. Плохо мышке одной в норушке. Петушок с моей ладошки клюет зернышки и крошки. У кошки ушки на макушке. В одно ушко вошло, в другое вышло. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. Шила в мешке не утаишь. Напишешь пером - не вырубишь топором.
Загадки.
Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
В большой избе - избушка, а в избушке - щебетушка. (Птица в клетке)
Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. (Яма)
С неба падают ледышки, прямо падают в ладошки. Есть ледышки - больше шишки. Есть ледышки меньше крошки.(Град)
Кто стоит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки? (Гриб)
Встала шапка из травы, нет под шапкой головы! (Гриб)
Потешки.
Петушок, петушок! Выгляни в окошко, дам тебе горошку!
Шапка да шубка - вот он, наш Мишутка!
Петушок, петушок! Золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка! Что ты рано поешь, детям спать не даешь?
Повтори (прочитай) чистоговорки:
Аш, аш аш — у меня гуашь.
Аш, аш, аш — делаю массаж.
Аш, аш, аш — папин патронташ.
Аш, аш, аш — мы идём на пляж.
Аш, аш, аш — в пенале карандаш.
Аш, аш, аш — покупаем мы гараж.
Ыш, ыш, ыш — шумит камыш.
Ыш, ыш, ыш — у меня малыш.
Иш, иш, иш — тут такая тишь.
Иш, иш, иш — в небо улетишь.
Иш, иш, иш — прилетишь в Париж.
Иш, иш, иш — сел на ветку стриж.
Эш, эш, эш — приготовь кулеш.
Эш, эш, эш — хлеба мне отрежь.
Эш, эш, эш — яблочко поешь.
Эш, эш, эш — в нашей стенке брешь.
Ош, ош, ош — покупаю брошь.
Ош, ош, ош — поспевает рожь.
Ош, ош, ош — маму не тревожь.
Ош, ош, ош — примеряю юбку клёш.
Уш, уш, уш — принимаю душ.
Уш, уш, уш — мы играем туш.
Уш, уш, уш — безобидный уж.
Уш, уш, уш — во флаконе тушь.
Уш, уш, уш — на прилавке плюш.
Автоматизация звука [ш] в текстах
Произносить тексты.
По ровненькой дорожке
Цель. Автоматизация звука ш в связном тексте.
Описание игры. Дети сидят на скамейках или траве. Педагог зовет их погулять. Дети идут шеренгой или свободно группируются около педагога. Ритмично шагают под слова:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз, два, раз, два...
Затем педагог и дети начинают прыгать на двух ногах, слегка продвигаясь вперед и приговаривая при этом:
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам.
Затем педагог произносит: «В яму бух!» Дети присаживаются на корточки. «Вышли из ямы», — говорит педагог. Дети поднимаются и идут, весело приговаривая вместе с педагогом: «По ровненькой дорожке…» Движения повторяются.
Затем текст изменяется
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом,
Там мы живем.
На слова «устали наши ножки» педагог, а за ним и дети слегка замедляют движения и с окончанием текста останавливаются. Затем бегут к скамейкам домой и садятся на них.
Игру можно повторить 3—4 раза.
Игра «Кот на крыше»
Цель. Автоматизация звука ш в связном тексте.
Описание игры. На стуле или скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих. Он кот. Остальные дети — мышки. Они тихо подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:
Тише, мыши... Тише, мыши...
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись…
После этих слов кот просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за мышками. Мышки убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом — норку, куда кот не может забегать. Игру можно проводить, пока все мышки, кроме одной, не будут пойманы. Мышка, которую кот не поймал, будет водить. Все мышки, которых поймали, должны произнести два-три слова со звуком ш.
Кошка и мышка.
Ушли все из дома. А кошка дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Но кошка ее догнала.
На опушке.
Ходила Аленушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки камыш. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Аленушка на бревнышко. Отдохнула и пошла дальше.
Ревушка.
Вышла Машенька на крыльцо и ревет.
Подошел к ней петушок и спрашивает: «Ты чего это, Машенька, ревешь? Давай лучше букашек и таракашек ловить».