«Накажи непослушный язык». Попросите ребенка слегка приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки [пя-пя-пя]. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти. Проследите, чтобы нижняя губа ребенка не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо на одном выдохе несколько раз. Обратите внимание на то, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Проконтролировать правильность выполнения упражнения можно, поднеся ватку ко рту ребенка. Если ребенок все делает правильно, ватка будет отклоняться в сторону. Это упражнение помогает направлять воздушную струю правильно.
«Сделай язык широким». Попросите ребенка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет от одного до пятидесяти. Проследите, чтобы ребенок не напрягался и не растягивал губы в сильную улыбку, и чтобы не подворачивалась нижняя губа. Высовывать язык далеко не следует: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение не получается, необходимо вернуться к упражнению «Накажи непослушный язык».
«Приклей конфетку». Попросите ребенка положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски. Ребенок должен приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Взрослый следит за тем, чтобы работал только язык — нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Рот открывать не шире, чем на 1,5—2 см. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движений, можно положить указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами, и тогда малыш не сможет закрыть рот.
«Грибок». Попросите ребенка улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку. Губы раскрыты в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты.
«Вкусное варенье». Попросите ребенка слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следите, чтобы работал только язык ребенка, а нижняя челюсть не помогала, не подталкивала язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, боковые края касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Накажи непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его и завернуть на верхнюю губу.
«Гармошка». Это упражнение поможет растянуть подъязычную уздечку. Ребенок должен улыбнуться, приоткрыть приклеить язык к нёбу и, не отпуская язык, закрыть и открыть рот (так растягиваются меха гармоники).
Повторяя упражнение, малыш должен постараться открыть рот пошире и подольше удержать язык в верхнем положении.
Проследите, чтобы, когда открывается рот, губы ребенка были неподвижны, фиксировать положение рта (открыть или закрыть рот) нужно в течение 3—10 секунд. Важно, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Постановка звука [ш].
СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ОТ ЗВУКА [Т]( по Р.И. Левиной)
Ребенок должен длительно произнести звук [т], приставив широкий кончик языка к верхним резцам, вторым звуком будет слышаться свистящий звук. Пусть этим вторым звуком «целится» себе в ладонь.
Затем, широко улыбнувшись, ребенок должен длительно произнести звук [т], прикасаясь широким языком к внешней поверхности альвеол. Следите, чтобы ребенок не отрывал языка от альвеол. Вторым звуком будет слышаться шипящий звук, этим звуком также нужно «целиться» в ладонь.
Предварительно можно ощупать пальцем то место во рту, куда нужно будет поставить язык, можно выполнять упражнение перед зеркалом.
Укажите ребенку на этот, не очень отчетливый шипящий звук, который слышится после [т], скажите ему, что так «шипит» змея.
При длительном произнесении звука [т] рот ребенка окажется немного приоткрытым (особенно если он смотрит в зеркало). В то время пока ребенок будет тянуть шипящий звук, скажите ему, чтобы он прикрыл рот (расположил верхние резцы над нижними). Послышится почти полноценный звук [ш]. «Змеиное шипение» должно «ложится» на ладонь горячей широкой струей.
Затем ребенок сразу должен «шипеть» как змея. Губы должны быть в широкой, открывающей верхние и нижние резцы, улыбке.
Во время длительного произнесения звука [ш] большим и средним пальцами руки нажмите на щеки ребенка около углов его рта так, чтобы губы выступили вперед (рупором). От этого произношение звука [ш] станет совсем точным.
В дальнейшем ребенок должен сам округлять губы (можно перед зеркалом).
Когда звук [ш] будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он выговаривает, и закрепляйте его в слогах (по картинкам).
СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [С]
Если ребенок произносит звук [с] при верхнем положении языка, начинайте ставить ему звук [ш].
Если ребенок произносит звук [с] при нижнем положении языка, ему нужно сначала поставить «верхнеязычное» произношение этого звука.
Постановка звука [с] при верхнем положении языка.
Ребенок должен прислонить кончик языка к верхним резцам (покажите ему, как это сделать) и вслед за вами произнести звук [с].
Если звук [с] не получается, нужно начать длительно произносить звук [с] при нижнем положении языка и в это время вести языком вверх по передним зубам, переходя с нижних на верхние и следя за тем, чтобы звучание звука не изменялось.
Немного потренируйте с ребенком верхнее произношение звука [с].
Окончательная постановка звука [ш].
Ребенок должен тянуть звук [с] (язык на верхних зубах). В это время нужно вести языком по нёбу (не отрывая языка) в направлении к альвеолам, пока язык не окажется с внешней стороны альвеол. Сначала будет слышаться нечеткий шипящий звук, когда язык достигнет альвеол, послышится полноценный звук [ш].
Скажите ребенку, чтобы он «полз» кончиком языка от зубов к альвеолам, как бы «ощупывая им дорогу». Губы ребенка постоянно должны находиться в улыбке, такой, чтобы были видны верхние и нижние резцы.
Когда ребенок произнесет звук [ш], скажите ему, что так «шипит» змея.
Во время длительного произнесения звука [ш] нажмите большим и средним пальцами руки на углы рта ребенка и выдвиньте вперед его губы.
В дальнейшем ребенок должен округлять губы самостоятельно (глядя в зеркало).
В заключение переходите к произношению слогов (по картинкам). Обучайте «змею разговаривать».
Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он произносит.
СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Р]
Пусть ребенок длительно произнесет звук [р] (губы в открывающей верхние и нижние резцы улыбке). Затем нужно произнести этот звук шепотом, совсем тихо, так чтобы язык во рту прекратил вибрировать. При этом послышится звук [ш]. Скажите ребенку, что так «шипит» змея. Округлите ребенку губы, нажав большим и указательным пальцами на углы его губ. В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало). Когда звук будет произноситься свободно, сообщите ребенку, какой звук он на самом деле выговаривает. После этого переходите к произношению слогов (по картинкам).
СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ
Пусть ребенок длительно произносит звук [с] при верхнем положении языка (см. способ 2). Губы должны быть в открывающей верхние и нижние резцы улыбке, между зубами должна виднеться небольшая щель.
Во время такого произнесения вы вводите в рот ребенка шпатель и, надавливая им на кончик его языка, медленно продвигаете язык вглубь до тех пор, пока не послышится звук [ш]. Ребенок должен закусить шпатель зубами и продолжать «шипеть». В это время округлите губы ребенка, нажав на углы его рта пальцами. Послышится полноценный звук [ш]. В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало). Обратите внимание ребенка на тот звук, который он произносит, скажите ему, что так «шипит» змея.
После этого переходите к произнесению слогов (по картинкам) вначале со шпателем, затем без него («обучайте змею разговаривать»).
Когда ребенок будет свободно произносить слоги, сообщите ему, какой звук он выговаривает, и попросите его повторить его вслед за вами.
СПОСОБ V. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ПО ПОКАЗУ АРТИКУЛЯЦИИ
Ребенок должен выполнять упражнение «Чашечка». В результате он научится придавать языку ту форму, которая нужна для произнесения звука [ш].
Ребенок должен открыть рот, «сделать чашечку» языком и прислонить «ее край» (широкий кончик языка) к верхним резцам (к самой их вершине или немного спереди — с наружной стороны). В этом положении ребенок должен «дуть на край чашечки» («чтобы остудить налитый в нее чай»). Выдох нужно ощущать на приставленной ко рту ладони. Будет слышаться неясный свистящий звук.
Потом «чашечку» нужно будет «занести» в рот («так чтобы не расплескать содержимое») и прислонить широкий кончик языка («край чашечки») спереди к альвеолам. «Край чашечки» при этом должен не отрываясь скользить сначала по внутренней стороне верхних резцов, потом по нёбу до альвеол.
Все это время ребенок должен продолжать «дуть на край чашечки». Нечеткий свистящий звук сначала заменится на [с], затем послышится звук [ш] (несколько жесткий из-за слишком широко открытого рта).
Все это ребенок должен выполнять по вашему показу (вам только нельзя произносить звук [ш]). Когда ребенок научится «заносить чашечку» в рот и произносить звук [ш], обратите его внимание на этот звук. Скажите ему, что так шипит змея. В дальнейшем нужно сразу ставить «край чашечки» к альвеолам и «шипеть». После этого нужно будет закрыть рот (поставить верхние резцы на нижние) и в этом положении продолжать «шипеть». Во время длительного «шипения» округлите губы ребенка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [ш]. В дальнейшем ребенок должен округлять губы самостоятельно (глядя в зеркало).
Затем закрепляйте звук в слогах (по картинкам). Когда ребенок будет свободно произносить звук [ш], сообщите ему, какой звук он произносит.
СПОСОБ VI. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] НА ВДОХЕ
Пусть ребенок длительно произнесет звук [т], прикасаясь кончиком языка к верхним резцам и ощущая на подставленной ко рту ладони выдыхаемый воздух. Верхние резцы находятся над нижними, между ними небольшой просвет.
Затем пусть выдохнет воздух и произнесет этот же звук на коротком вдохе. Послышится звук трения о зубы «всасывающегося» внутрь воздуха. На верхних резцах должен чувствоваться холодок от «просачивающегося» в рот воздуха. Следите, чтобы ребенок не «хватал» воздух «горлом» (тогда никакого звука не получится), а втягивал его (как через соломинку) в щелку между верхними резцами и кончиком языка.
После этого, произнося на вдохе звук [т], нужно «всасывать» в глубь рта вместе с воздухом и язык, пока он не окажется прислоненным к передней поверхности альвеол. Предварительно можно ощупать это место пальцем.
Укажите ребенку на то, что, когда его язык попадает на альвеолы, слышится как бы «шорох», от того что воздух в этом месте трется об альвеолы. От этого на альвеолах чувствуется холодок.
Пусть ребенок сразу ставит язык на альвеолы и на вдохе воспроизводит этот звук «шороха».
Затем ребенок должен «всосать» немного воздуха, так чтобы послышался «шорох» и на альвеолах почувствовалось движение воздуха, а потом этот же воздух с тем же «шорохом» «выдуть» обратно (так чтобы воздух при этом «просочился» между языком и альвеолами). Послышится немного смягченный звук [ш]
Постановка звука [ш] при аномалиях строения речевых органов
Если у ребенка есть признаки дизартрии, выполняйте с ним упражнения артикуляционной гимнастики, предназначенные для постановки этого звука до тех пор, пока у него не сформируются необходимые двигательные навыки.
Ставить звук [ш] лучше всего пятым способом. Если ребенок уже выговаривает звук [с], можно воспользоваться четвертым способом.
При нижнем выдвинутом прикусе звук [ш] лучше всего ставить первым, вторым, третьим и шестым способами. Для улучшения произношения звука кончик языка нужно прислонять ближе к верхним резцам (у их основания), чем обычно. Таким же образом нужно работать при высоком нёбе.
Если у ребенка нет верхних коренных зубов и они долго не вырастают, можно поставить временное произношение звука [ш]. При этом кончик языка будет прикасаться к задней поверхности альвеол (иногда звук может получиться и тогда, когда кончик языка прислоняется к верхушке альвеол). Звук [ш] будет излишне жестким. Звук можно ставить первым способом. Тогда звук [т] нужно произносить, прижимая кончик языка к внутренней поверхности альвеол. Можно воспользоваться также вторым, четвертым и пятым способами. Во всех случаях язык ребенку придется продвигать в рот глубже, чем обычно.
Игры для уточнения произношения звука [ш]
1. «Тишина»
Цель. Автоматизация звука ш.
Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети — у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.
2. «Лес шумит»
Цель. Автоматизация звука ш.
Описание игры. Педагог вспоминает с детьми, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш...
Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер: ш-ш-ш...
Вариант. Педагог расставляет детей-«деревья» так, чтобы они могли свободно двигать руками. На слова «шуми ветерок» дети разводят руки в стороны и равномерно машут ими, одновременно произнося ш-ш-ш. Если воспитательница скажет: «Ветер веет», дети подражают шелесту ветра звуками ф-ф-ф-ф и еще быстрее машут руками.
3. «Камыши»
Посмотри на рисунок. Поставь пальчик на камыши. Камыши тихо шуршат, как будто издают звук Ш. Медленно веди пальчиком по дорожке к змее и тихо произноси звук Ш. Молодец!
А теперь веди пальчиком по дорожке от змеи — к камышам. Змея тоже издаёт звук Ш.
Проделай это упражнение несколько раз.
Раскрась картинку (лучше цветными карандашами).
4. «Змейка»
Автоматизация звука [ш]
Автоматизация звука [ш] в слогах
Упражнение «Песенки».
Змейка прекрасно умеет шипеть. Сегодня она решила научить тебя правильно произносить свой любимый звук [Ш]. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе со змейкой. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука [Ш] в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)