Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Упражнения для выработки правильного произношения шипящих звуков



 

«Накажи непослушный язык». Попросите ребенка слегка приоткрыть рот, спо­койно положить язык на нижнюю губу и, пошле­пывая его губами, произносить звуки [пя-пя-пя]. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-деся­ти. Проследите, чтобы нижняя губа ребенка не под­ворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо на од­ном выдохе несколько раз. Обратите внимание на то, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воз­дух. Проконтролировать правильность выполнения упражнения можно, поднеся ватку ко рту ребенка. Если ребенок все делает правильно, ватка будет от­клоняться в сторону. Это упражнение помогает на­правлять воздушную струю правильно.

«Сделай язык широким». Попросите ребенка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положе­нии под счет от одного до пятидесяти. Проследите, чтобы ребенок не напрягался и не растягивал губы в сильную улыбку, и чтобы не под­ворачивалась нижняя губа. Высовывать язык дале­ко не следует: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение не получается, необходи­мо вернуться к упражнению «Накажи непослуш­ный язык».

«Приклей конфетку». Попросите ребенка положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка по­ложить тоненький кусочек ириски. Ребенок должен приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.


Взрослый следит за тем, чтобы работал только язык — нижняя челюсть должна оставаться непо­движной. Рот открывать не шире, чем на 1,5—2 см. Если нижняя челюсть участвует в выполнении дви­жений, можно положить указательный палец ре­бенка сбоку между коренными зубами, и тогда ма­лыш не сможет закрыть рот.

«Грибок». Попросите ребенка улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плос­костью к нёбу, широко открыть рот. Язык будет на­поминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку. Губы раскрыты в полуулыбке, боковые края языка одинаково плот­но прижаты.

«Вкусное варенье». Попросите ребенка слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следите, чтобы работал только язык ребенка, а нижняя челюсть не помогала, не подталкивала язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, боковые края касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Накажи непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпате­лем поднять его и завернуть на верхнюю губу.

«Гармошка». Это упражнение поможет растянуть подъязыч­ную уздечку. Ребенок должен улыбнуться, приоткрыть приклеить язык к нёбу и, не отпуская язык, за­крыть и открыть рот (так растягиваются меха гар­моники).

Повторяя упражнение, малыш должен по­стараться открыть рот пошире и подольше удержать язык в верхнем положении.


Проследите, чтобы, когда открывается рот, губы ребенка были неподвижны, фиксировать положе­ние рта (открыть или закрыть рот) нужно в течение 3—10 секунд. Важно, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

 

 

Постановка звука [ш].

 

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ОТ ЗВУКА [Т]( по Р.И. Левиной)

Ребенок должен длительно произнести звук [т], приставив широкий кончик языка к верхним резцам, вторым звуком будет слышаться свистящий звук. Пусть этим вторым звуком «целится» себе в ладонь.

Затем, широко улыбнувшись, ребенок должен длительно произне­сти звук [т], прикасаясь широким языком к внешней поверхнос­ти альвеол. Следите, чтобы ребенок не отрывал языка от альвеол. Вторым звуком будет слышаться шипящий звук, этим звуком так­же нужно «целиться» в ладонь.

Предварительно можно ощупать пальцем то место во рту, куда нужно будет поставить язык, можно выполнять упражнение пе­ред зеркалом.

Укажите ребенку на этот, не очень отчетливый шипящий звук, который слышится после [т], скажите ему, что так «шипит» змея.

При длительном произнесении звука [т] рот ребенка окажется немного приоткрытым (особенно если он смотрит в зеркало). В то время пока ребенок будет тянуть шипящий звук, скажите ему, чтобы он прикрыл рот (расположил верхние резцы над нижни­ми). Послышится почти полноценный звук [ш]. «Змеиное шипе­ние» должно «ложится» на ладонь горячей широкой струей.

Затем ребенок сразу должен «шипеть» как змея. Губы должны быть в широкой, открывающей верхние и нижние резцы, улыбке.

Во время длительного произнесения звука [ш] большим и средним пальцами руки нажмите на щеки ребенка около углов его рта так, чтобы губы выступили вперед (рупором). От этого произношение звука [ш] станет совсем точным.

В дальнейшем ребенок должен сам округлять губы (можно перед зеркалом).

Когда звук [ш] будет произноситься безошибочно, сообщите ре­бенку, какой звук он выговаривает, и закрепляйте его в слогах (по картинкам).

 

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [С]

Если ребенок произносит звук [с] при верхнем положении язы­ка, начинайте ставить ему звук [ш].

Если ребенок произносит звук [с] при нижнем положении язы­ка, ему нужно сначала поставить «верхнеязычное» произношение это­го звука.

Постановка звука [с] при верхнем положении языка.

Ребенок должен прислонить кончик языка к верхним резцам (по­кажите ему, как это сделать) и вслед за вами произнести звук [с].

Если звук [с] не получается, нужно начать длительно произносить звук [с] при нижнем положении языка и в это время вести язы­ком вверх по передним зубам, переходя с нижних на верхние и следя за тем, чтобы звучание звука не изменялось.

Немного потренируйте с ребенком верхнее произношение звука [с].

Окончательная постановка звука [ш].

Ребенок должен тянуть звук [с] (язык на верхних зубах). В это время нужно вести языком по нёбу (не отрывая языка) в на­правлении к альвеолам, пока язык не окажется с внешней сто­роны альвеол. Сначала будет слышаться нечеткий шипящий звук, когда язык достигнет альвеол, послышится полноценный звук [ш].

Скажите ребенку, чтобы он «полз» кончиком языка от зубов к альвеолам, как бы «ощупывая им дорогу». Губы ребенка постоян­но должны находиться в улыбке, такой, чтобы были видны верх­ние и нижние резцы.

Когда ребенок произнесет звук [ш], скажите ему, что так «ши­пит» змея.

Во время длительного произнесения звука [ш] нажмите большим и средним пальцами руки на углы рта ребенка и выдвиньте впе­ред его губы.

В дальнейшем ребенок должен округлять губы самостоятельно (глядя в зеркало).

В заключение переходите к произношению слогов (по картинкам). Обучайте «змею разговаривать».

Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он произносит.

 

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Р]

Пусть ребенок длительно произнесет звук [р] (губы в открываю­щей верхние и нижние резцы улыбке). Затем нужно произнести этот звук шепотом, совсем тихо, так что­бы язык во рту прекратил вибрировать. При этом послышится звук [ш]. Скажите ребенку, что так «шипит» змея. Округлите ребенку губы, нажав большим и указательным паль­цами на углы его губ. В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало). Когда звук будет произноситься свободно, сообщите ребенку, ка­кой звук он на самом деле выговаривает. После этого переходите к произношению слогов (по картинкам).

 

СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Пусть ребенок длительно произносит звук [с] при верхнем поло­жении языка (см. способ 2). Губы должны быть в открывающей верхние и нижние резцы улыбке, между зубами должна виднеть­ся небольшая щель.

Во время такого произнесения вы вводите в рот ребенка шпатель и, надавливая им на кончик его языка, медленно продвигаете язык вглубь до тех пор, пока не послышится звук [ш]. Ребенок должен закусить шпатель зубами и продолжать «шипеть». В это время округлите губы ребенка, нажав на углы его рта паль­цами. Послышится полноценный звук [ш]. В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало). Обратите внимание ребенка на тот звук, который он произносит, скажите ему, что так «шипит» змея.

После этого переходите к произнесению слогов (по картинкам) вначале со шпателем, затем без него («обучайте змею разговари­вать»).

Когда ребенок будет свободно произносить слоги, сообщите ему, какой звук он выговаривает, и попросите его повторить его вслед за вами.

 

СПОСОБ V. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ПО ПОКАЗУ АРТИКУЛЯЦИИ

Ребенок должен выполнять упражнение «Чашечка». В результате он научится придавать языку ту форму, которая нужна для произнесения звука [ш].

Ребенок должен открыть рот, «сделать чашечку» языком и при­слонить «ее край» (широкий кончик языка) к верхним резцам (к самой их вершине или немного спереди — с наружной стороны). В этом положении ребенок должен «дуть на край чашечки» («что­бы остудить налитый в нее чай»). Выдох нужно ощущать на при­ставленной ко рту ладони. Будет слышаться неясный свистящий звук.

Потом «чашечку» нужно будет «занести» в рот («так чтобы не расплескать содержимое») и прислонить широкий кончик языка («край чашечки») спереди к альвеолам. «Край чашечки» при этом должен не отрываясь скользить сначала по внутренней стороне верхних резцов, потом по нёбу до альвеол.

Все это время ребенок должен продолжать «дуть на край чашеч­ки». Нечеткий свистящий звук сначала заменится на [с], затем послышится звук [ш] (несколько жесткий из-за слишком широко открытого рта).

Все это ребенок должен выполнять по вашему показу (вам только нельзя произносить звук [ш]). Когда ребенок научится «заносить чашечку» в рот и произносить звук [ш], обратите его внимание на этот звук. Скажите ему, что так шипит змея. В дальнейшем нужно сразу ставить «край чашечки» к альвеолам и «шипеть». После этого нужно будет закрыть рот (поставить верхние резцы на нижние) и в этом положении продолжать «шипеть». Во время длительного «шипения» округлите губы ребенка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [ш]. В дальнейшем ребенок должен округлять губы самостоятельно (глядя в зеркало).

Затем закрепляйте звук в слогах (по картинкам). Когда ребенок будет свободно произносить звук [ш], сообщите ему, какой звук он произносит.

 

СПОСОБ VI. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] НА ВДОХЕ

Пусть ребенок длительно произнесет звук [т], прикасаясь кончи­ком языка к верхним резцам и ощущая на подставленной ко рту ладони выдыхаемый воздух. Верхние резцы находятся над ниж­ними, между ними небольшой просвет.

Затем пусть выдохнет воздух и произнесет этот же звук на корот­ком вдохе. Послышится звук трения о зубы «всасывающегося» внутрь воздуха. На верхних резцах должен чувствоваться холо­док от «просачивающегося» в рот воздуха. Следите, чтобы ребе­нок не «хватал» воздух «горлом» (тогда никакого звука не полу­чится), а втягивал его (как через соломинку) в щелку между вер­хними резцами и кончиком языка.

После этого, произнося на вдохе звук [т], нужно «всасывать» в глубь рта вместе с воздухом и язык, пока он не окажется присло­ненным к передней поверхности альвеол. Предварительно можно ощупать это место пальцем.

Укажите ребенку на то, что, когда его язык попадает на альвео­лы, слышится как бы «шорох», от того что воздух в этом месте трется об альвеолы. От этого на альвеолах чувствуется холодок.

Пусть ребенок сразу ставит язык на альвеолы и на вдохе воспро­изводит этот звук «шороха».

Затем ребенок должен «всосать» немного воздуха, так чтобы по­слышался «шорох» и на альвеолах почувствовалось движение воз­духа, а потом этот же воздух с тем же «шорохом» «выдуть» обрат­но (так чтобы воздух при этом «просочился» между языком и альвеолами). Послышится немного смягченный звук [ш]

 

Постановка звука [ш] при аномалиях строения речевых органов

Если у ребенка есть признаки дизартрии, выполняйте с ним уп­ражнения артикуляционной гимнастики, предназначенные для по­становки этого звука до тех пор, пока у него не сформи­руются необходимые двигательные навыки.

Ставить звук [ш] лучше всего пятым способом. Если ребенок уже выговаривает звук [с], можно воспользоваться четвертым спосо­бом.

При нижнем выдвинутом прикусе звук [ш] лучше всего ставить первым, вторым, третьим и шестым способами. Для улучшения произношения звука кончик языка нужно прислонять ближе к верхним резцам (у их основания), чем обычно. Таким же образом нужно работать при высоком нёбе.

Если у ребенка нет верхних коренных зубов и они долго не выра­стают, можно поставить временное произношение звука [ш]. При этом кончик языка будет прикасаться к задней поверхности аль­веол (иногда звук может получиться и тогда, когда кончик языка прислоняется к верхушке альвеол). Звук [ш] будет излишне жес­тким. Звук можно ставить первым способом. Тогда звук [т] нужно про­износить, прижимая кончик языка к внутренней поверхности аль­веол. Можно воспользоваться также вторым, четвертым и пятым способами. Во всех случаях язык ребенку придется продвигать в рот глубже, чем обычно.

 

 

Игры для уточнения произношения звука [ш]

 

1. «Тишина»

Цель. Автоматизация звука ш.

Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети — у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.

 

2. «Лес шумит»

Цель. Автоматизация звука ш.

Описание игры. Педагог вспоминает с детьми, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш...

Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер: ш-ш-ш...

Вариант. Педагог расставляет детей-«деревья» так, чтобы они могли свободно двигать руками. На слова «шуми ветерок» дети разводят руки в стороны и равномерно машут ими, одновременно произнося ш-ш-ш. Если воспитательница скажет: «Ветер веет», дети подражают шелесту ветра звуками ф-ф-ф-ф и еще быстрее машут руками.

 

3. «Камыши»

Посмотри на рисунок. Поставь пальчик на камыши. Камыши тихо шуршат, как будто издают звук Ш. Медленно веди пальчиком по дорожке к змее и тихо произноси звук Ш. Молодец!

А теперь веди пальчиком по дорожке от змеи — к камышам. Змея тоже издаёт звук Ш.

Проделай это упражнение несколько раз.

Раскрась картинку (лучше цветными карандашами).

 

 

4. «Змейка»

 
 

 

 

Автоматизация звука [ш]

 

Автоматизация звука [ш] в слогах

Упражнение «Песенки».

Змейка прекрасно умеет шипеть. Сегодня она решила научить тебя правильно произносить свой любимый звук [Ш]. Для этого она придумала слого­вые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе со змейкой. Постарай­ся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука [Ш] в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)

 

ША-ША-ША ШО-ШО-ШО ШИ-ШИ-ШИ ШУ-ШУ-ШУ ШЕ-ШЕ-ШЕ

ША-ША-ШО ШО-ШИ-ШО ШИ-ШУ-ШУ ШУ-ША-ША ШЕ-ШЕ-ШИ

ШО-ША-ШО-ША ШИ-ШИ-ШО-ШО ШУ-ША-ШУ-ША ШЕ-ШИ-ША-ШУ ША-ШО-ШИ-ШЕ

АШ-АШ-АШ ОШ-ОШ-ОШ УШ - УШ - УШ ИШ - ИШ - ИШ

АШ-ОШ-АШ УШ-АШ-УШ ОШ-ИШ-ОШ АШ-ИШ-ИШ ЭШ-АШ-ЭШ

АШ-ОШ-УШ-ЫШ ЫШ-УШ-ОШ-АШ ЕШ-ИШ-ЮШ-ЯШ АШ-ЯШ-ОШ-ЕШ ЫШ-ИШ-ЯШ-АШ

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.