1. Програмно-методологические вопросы наблюдения в эксплуатационной статистики .
2. Распределение наличного парка локомотивов
3. Показатели парка локомотивов на момент и в среднем за период.
4. Распределение наличного парка вагонов .
5 Показатели парка вагонов на момент и в среднем за период.
Основные программно-методологические вопросы наблюдения.
Объект наблюдения – наличие и работа наличных парков вагонов и локомотивов.
Наличный парк - это совокупность локомотивов и вагонов, соответственно, находящихся в границах подразделения, независимо от принадлежности, технического и эксплуатационного состояния.
Организационная форма наблюдения – регулярная отчетность о деятельности предприятий отрасли исходя из определенной системы показателей.
Получение информации основано на регистрации разнообразный фактов проявления конкретных явлений в их множестве – первичный учет операций хозяйственной деятельности. Поэтому документальный способ наблюдения с использованием целой системы первичных учетно-статистического документов – натурный лист поезда, вагонный лист, маршрут машиниста, книга анализа исполненного графика движения поездов, журнал дежурного по локомотивному депо, журнал движения поездов и локомотивов по станции, книга учета простоя вагонов и многое другое.. Регистрация текущая – непрерывное наблюдение всей совокупности фактов без пропусков – по охвату сплошное наблюдение.
В отдельных случаях явления характеризуются на принципах прерывного наблюдения (за отдельные декады месяца).
Единица наблюдения – физический вагон, физический локомотив, поезд, поездо-участок..
Основные признаки регистрации.
Тип тяги.
Серия локомотива.
Депо приписка (для локомотивов и вагонов пассажирского парка)
Род и тип вагона.
Собственник локомотива, вагона (железная дорога государства, собственник или арендатор вагона)
Поездо-участок (совокупность конкретных перегонов и станций) или станция работы и простоя вагона
Род движения (пассажирское, грузовое, хозяйственное, специальные маневры, прочие виды работы)
Категория поезда
Эксплуатационное состояние вагона –груженый, порожний.
Техническое состояние– исправный, неисправный.
Вид работы и простоя
для локомотивов –в работе на участке (проследование по перегону и нахождение на промежуточных станциях) во главе поезда, вторым, третим по системе многих единиц, в двойной тяге, в одиничном следовании, в подталкивании; нахождение на станции (в пункте) приписки, включая простой в основном депо, в том числе в ожидании работы, нахождение в пункте оборота, включая простой в оборотном депо, в том числе по отдыху бригады, нахождение на станции смены локомотивных бригад;
для грузового вагона –на участке в составе поезда (проследование по перегону и нахождение на промежуточных станциях), простой на транзитной станции под техническими операциями с переработкой или без переработки, простой на станции под местными операциями (погрузки-выгрузки).
Вид неэксплуатационного, нерабочего состояния
Вид ремонта
для локомотивов – технический осмотр различных объемов, текущий ремонт, средний ремонт, капитальный ремонт;
Время начала операции (окончания предшествующей операции) в их последовательности
Длина поездо-участка, перегона,
Состав поезда в вагонах,
Масса (вес) вагона нетто, тары, брутто
Масса (вес) поезда брутто, нетто, тары
Место и время регистрации – станция и приравненный к ней пункт в момент завершения (начала) операции в их последовательности.
Организация сводных работ –смешанная сводка, включающая децентрализованную сводку данных станционного и деповского учета с использованием элементов автоматизированной системы управления парками вагонов (ДИСПАРК) и диспетчерского управления движением поездов (АСОУП) и централизованную на дорожном уровне сводку с последующим обобщение сводных данных на сетевом уровне в рамках автоматизированной системы обработки маршрутов машиниста.
Результат – Высокоразвитая система статистической информации о наличии работе и использовании локомотивов, вагонов грузового парка, вагонов пассажирского парка на основе научно обоснованной системы статистических показателей, включающей объемные и качественные показатели в целом и отдельных группам процессов использования локомотивов и вагонов в разрезе сети, железных дорог, отделений, депо, станций и поездо-участков.