Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эволюция развития жанра жития в 17 веке. « Житие Юлиании Лазаревской».



В 17 веке житие постепенно переходит в бытовую повесть , а затем в автобиографическую исповедь. Каноны жития разрушаются вторжением бытовых реалий, фольклорной легенды.

 

« ПОВЕСТЬ О ЮЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ»-1-я в лит-ре биография женщины-дворянки. Написал это житиё её сын, это произведение вошло в 51 список и было составлено 2 редакции.

Житие фактически носит светский характер.

Повесть изображает положение замужней женщины в большой дворянской семье , её бесправие и многочисленные обязанности.

Она утверждает святость подвига высоконравственной мирской жизни, служения людям.

Здесь ещё не полностью отошли от агиографической традиции, с ней связано начало повести.

Юлиания Лазаревская - олицетворение доброты, терпения, желания помочь близким. Она так много трудится, что ей даже некогда ходить в церковь. Образ Юлиании Лазаревской не идеален; это женщина, окружённая бытом и рядовыми сложностями.

Традиционные мотивы религиозной фантастики: бесы хотят убить Юлианию. но вмешательство святого Николая спасает её.

Переплетены элементы бытовой повести с элементами житийного жанра, но преобладают повествовательные бытовые элементы.

Интерес к частной жизни человека, его поведению в быту.

 

53. Воинская повесть . « Поэтическая повесть об осадном сидении донских казаков».

Жанр воинской повести в 17 веке претерпевает изменения, подвергается демократизации. Исторические факты вытесняются художественным вымыслом, большую роль начинают играть занимательный сюжет, мотивы и образы устного народного творчества.

« ПОВЕСТЬ ОБ АЗОВСКОМ ОСАДНОМ СИДЕНИИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ».

Возникла в казачьей среде, запеч. самоотверженный подвиг смельчаков, кот. захватили в 1637 турецкую крепость Азов. сумели отстоять её в 1641 от превосходивших сил врага.

Гипотеза, что автором был есаул Фёдор Порошин, кот сам участвовал в событиях.

Жанру деловой письменности он придал яркое поэт. звучание : широкое использование казачьего фольклора, а также правдивое и точное описание самих событий.

Прощание казаков - самое поэт. место повести.

Герой повести небольшой коллектив.

Религиозная фантастика служит здесь лишь средством возвеличения патриотического подвига защитников Азова.

Традиционные картины боя , взятые автором повести из повестей о Мамаевом побоище, « Повести о взятии Царьграда», сочетаются с обильным введением в повествование казачьего фольклора.

В повести выражено стремление создать образ массы, передать ее чувства, мысли и настроения.

В конце 17 века сюжет превращается в сказочную « Историю об Азовском взятии и осадном сидении от туркского царя Брагима донских казаков».

 

 

54. Особенности жанра бытовой повести. « Повесть о Горе и Злосчастии»

Процесс побуждения сознания личности находит отражение в новом жанре - бытовой повести(2-я половина 17 века).

Новый тип героя , заявившего о себе как в жизни, так и в лит-ре .

Здесь- борьба старины и новизны, кот пронизывала все сферы общественной и личной жизни.

« ПОВЕСТЬ О ГОРЕ И ЗЛОЧАСТИИ».

Центр. тема повествования - трагическая судьба молодого поколения , старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

Вступление - библейский сюжет об Адаме и Еве в новой трактовке: причина преступления ч-ком заповеди и смирения в нём самом, а не в потусторонних сил.

В литературу на смену исторической личности приходит вымышленный герой , в характере которого типизированы черты целого поколения переходной эпохи.

Образ Горя олицетворяет трагическую участь, судьбу, долю человека.

Молодец расплачивается за свою непокорность . Освещённому веками бытовому укладу он не может противопоставить ничего, кроме своего стремления к свободе.

2 миропонимания: родителей и « добрых людей»- большинства, придерж. домостройной морали, с другой стороны- Молодца, стремление нового поколения к свободе.

Это светская бытовая биографическая повесть.

Присутствуют : поэтика фольклора, его образная система, форма былинного стиха.

 

55. « Повесть о Фроле Скобееве».

Герой - бедный дворянин Фрол Скобеев уже беззастенчиво попирает этические нормы, добиваясь личного успеха в жизни : материального благополучия и прочного общественного положения.

Для него не существует ничего святого, кроме веры в силу денег. Он покупает совесть мамки, соблазняет дочь богатого стольника Аннушку, затем похищает с её согласия, вступает с ней в брак.

Повесть отразила начало процесса слияния бояр-вотчинников и служилого дворянства в единое дворянское сословие., процесс возвышения дьяков и подьячих.

Религиозные мотивы занимают в повести скромное место.

Примечателен образ Аннушки, которая заявляет о своих правах, выбирать себе суженного смело нарушает традиции, активно участвует в организации побега из родительского дома.

Автор повести подьячий мечтает, подобно своему герою, выйти в люди. Об этом свидетельствует повести, пересыпанный канцеляризмами. эти обороты перемежаются с архаическими выражениями книжного стиля и просторечиями, ос. в речах героев, а также варваризмами, хлынувшими в то время в язык.

 

56. « Повесть о Савве Грудцыне».

Примыкает к « Горю И Злосчастию»(70-е годы). В ней также рассказывается о взаимоотношениях двух поколений, противопоставляются 2 типа отношений к жизни.

Основа сюжета - жизнь купеческого сына Саввы Грудцына.

Здесь упомянуты ист. личности: царь Михаил Фёдорович, воевода Шеин, сотник Шилов, сам герой - ист лицо.

Главное место в повести занимают картины частной жизни.

Центральное место отводится любовной интриге, первые попытки изобразить любовные переживания ч-ка.

 

Идейно-художественная функция беса в пр-ии такая же, что и Горя ( см. выше).Он выступает воплощением судьбы героя и внутренней смятённости его молодой и порывистой души. Образ беса близок народной сказки.

Победа Саввы над вражескими богатырями изображена в героическом былинном стиле. А его победа в поединке с вражескими» исполинами» поднимается до значения нац. подвига.

Царская служба рассматривается бесом как средство достижения Саввы перехода в служилое дворянское сословие.

Автор сочетает приёмы народной эпической поэзии со стилистическими приёмами воинских повестей.

Новаторство сост. в попытке изобразить обыкновенный ч-ий характер в обыденной бытовой обстановке, раскрыть сложность и противоречивость характера, показать значение любви в жизни человека.

 

 

57. Сатирические повести. « Повесть о Шемякином суде».

Одним из примечательных явлений лит-ры 2-й половины 17 века явл. оформление и развитие сатиры как самостоятельного худ. жанра. Появление демократической сатиры явилось следствием активного участия демократических слоёв посадского населения в классовой борьбе. Задачам этой борьбы и была подчинена сатира.

Сатирическому обличению подвергались самые существенные стороны жизни феодально-крепостнического общества: несправедливый и продажный суд; социальное неравенство; безнравственная жизнь монашества и духовенства и многие другие.

Обличению системы судопроизводства, опиравшейся на Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 года, посвящены повести о Шемякином суде и о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове.

 

«Повесть о Шемякином Суде».

Объект сатирического обличения - судья Шемяка, взяточник.

Прельщённый возможностью богатого «посула», он казуистически толкует законы.

Решение суда ставит в смешное положение и богатого крестьянина, наказанного за свою жадность, и попа, оказывающегося в положении обманутого мужа.

Над миром жадности, корысти, судебного произвола торжествует бедняк. Благодаря своему уму и находчивости «убогий» добивается оправдания на суде.

Так в повести бедняк торжествует над сильными мира сего, «правда» торжествует над кривдой благодаря ошибке лихоимного судьи.

Художественный строй повести определяется русской сатирической народной сказкой о неправедном судье и волшебной сказкой о «мудрых отгадчиках». Характерна быстрота развития действия, неправдоподобное нагнетение преступлений, которые совершает «убогий», комизм положения, в котором оказываются судьи и истцы.

Внешне беспристрастный тон повествования в форме «судебной отписки» лишь заостряет сатирическое звучание повести.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.