Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Идеи и образы ПВЛ. Русская летопись.



«Повесть временных лет» создавалась в течение 80 лет с 1037 - 1118 год разными летописцами. Они не были простыми наблюдателями событий, а добавляли каждый свои комментарии. В повести описывается история Руси с времени её появления, рассказывается вся историко-политическая жизнь Древней Руси. Ей характерны сюжетность, многообразие жанров и стилей.

Начало издания «ПВЛ» - 1841 год.

«Повесть временных лет» соединяется идеями.

1. Единство русской земли (нашла отображение в Завещании Ярослава в повести об убиении Бориса. 1097г. - Съезд в Любиче и ослепление князя Василька).

Высокая патриотическая идея могущества Русской земли, её политической самостоятельности, религиозной независимости от Византии.

Тема Родины - определяющая, ведущая в летописи. Живое чувство русской земли, родины и народа.

2. Антивизантийская направленность (рассказ о походах на греков, чаще с победой русских, рассказы о походах князей).

Летописцев интересуют судьбы славянских народов в далёком прошлом, расселение восточных славянских племён. Они ищут объяснения происхождения названий как отдельных племён, так и целых городов, обращаясь к устной легенде.

Идеализация в изображении персонажа.

2 метода изображения:

1. Символическо-религиозный (ведёт к идеализации и к абстрагированию). Чаще всего употреблялся в житийных произведениях.

2. Фактографический(стремление к правдоподобности).

 

Истоки жанров в ПВЛ.

Для « Повести временных лет» характерно многообразие жанров и стилей. Хронологический принцип изложения позволял летописцам включать в летопись разнородный по своему характеру и жанровым особенностям материал.

Основными жанрами можно назвать:

1. Сказание (народно-поэтическое произведение, получившее обработку, часто политическую. Народные воззрения на события далёкого прошлого)

2. Историческая повесть

3. Поэтический рассказ

4. Воинская повесть (овеянная героикой дружинной поэзии)

5. Житийные произведения

6. Религиозные и светские поучения (отразившие воззрения верхов феодального общества).

Надо заметить, что каждому жанру характерна своя манера изложения. Это так называемый «литературный этикет» по мнению Лихачёва.

Принципы средневекового историзма получают яркое воплощение в исторических повестях и сказаниях, входящих в состав «ПВЛ». Это и историческое сказание 1015 года об убийстве Святополком братьев-мучеников Бориса и Глеба, это и сказание о киевском городском восстании 1068 года и повесть об ослеплении Василька Теребовльского 1097 года.

 

Фольклорность в ПВЛ.

Большое место в летописи занимает жанр исторических народных преданий.

1) К фольклорности можно отнести различные встречающиеся символические упоминания цифр в легендах.

Например, в легенде о призвании князей: по приглашению новгородцев из-за моря «княжить и володеть» Русской землёй приходят три брата-варяга. На фольклорность легенды указывает наличие эпического числа ТРИ - три брата. Сказание имеет чисто новгородское, местное происхождение.

Легенде о призвании князей служила важным аргументом для доказательства суверенности Киевского государства. (Три брата - основатели Киева).

2) Отзвуками обрядовой поэзии времён родового строя наполненылетописные известия о славянских племенах, их обычаях, свадебных и похоронных обрядах.

3) Приёмы устного народного творчества в описании князей:

1. Олег - храбрый, мужественный и мудрый воин, умён, хитёр. Назван «вещим» - волшебник. В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных и даже он, «вещий» не может.

2. Игорь - заботлив и внимателен к нуждам своей дружины, храбр и умён, но жаден. Жадность и становится причиной его гибели.

3. Ольга (жена Игоря) - мудрая женщина, властная, мудрая, верная памяти своего мужа, отвергающая сватовство даже греческого императора.

4. Святослав (образ овеян героикой дружинного эпоса).- простой, сильный, прямодушный, мужественный воин. Ему чуждо коварство, лесть, хитрость. Он презирает богатство, ценит только оружие и дружину. Живёт интересами своей дружины. Гибнет в неравном бою с печенегами у днепровских порогов.

4) Рассказы о Кожемяке (пропитанные духом народного героического эпоса). Кожемяка победил печенежского исполина.

5) Рассказы о Белгородском киселе: здесь прославляется ум, находчивость, смекалка русского человека.

6) Церковная легенда о посещении русской земли апостолом Андреем. Легенда утверждала, что христианство было привнесено на Русь самим апостолом Андреем, а не греками.

Таким образом, большая часть летописных сказаний, посвящённых событиям 9 - 10 веков, связана с устным народным творчеством, его эпическими жанрами, следовательно, непосредственно относится к фольклору.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.