Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Искусство европейского модерна



В 90-е гг. XIX в. в Европе стал складываться новый стиль, получивший название «модерн». В немецком, австрийском, бельгийском, скандинавском, английском, испанском, итальянском вариантах - это послеимпрессионистская стадия искусства, получившая различные наименования. Модерн возвратил роль стилеообразующего вида архитектуре, которая объединила вокруг себя пластические искусства.

Стиль модерн существовал в ситуации глубокого кризиса, охватившего мир искусства. В архитектуре наблюдался хаос, упадок охватил прикладные искусства. Модерн проявил себя в тех областях, которые оказались недоступны романтизму — в архитектуре, декоративно-прикладных искусствах. Модерн попытался обновить искусство, отвергая импрессионизм, реализм и эклектику.

Одна из причин возникновения модерна - массовизация производства, включая художественное. Противоречивость устремлений модерна проявлялась в его стремлении восстановить ручное ремесленное производство, с одной стороны, а с другой - использовать новые материалы - стекло, металлоконструкции в новых сочетаниях. Модерн стремился эстетизировать жизнь общества, создать среду обитания горожанина, которая была бы не просто функциональна, но и эстетична. Поэтому модерн проявил . себя полнее в архитектуре и прикладных искусствах. Совпадение модерна в живописи характерно для творчества Э. Мунка, Ф. Ходлера, мастеров группы «Наби», М. Врубеля, С. Выспяньского, В. Борисова-Мусатова, художественных объеди- 3 нений «Мир искусства» и «Голубая роза». Модерн начинался в разных видах искусства в разное время. В 80-е гг. XIX в. в картинах Ж. Сера, в архитектуре Гауди и стенных росписях Дж. Уистлера, эскизах Врубеля. В 90-е гг. в модерне начинает проявляться стремление к равноправию всех видов искусств и к дополнению их новыми видами и жанрами - плакатной графикой, фотомонтажом. На рубеже XX в. складывается новая структура взаимоотношений общества и искусства: журналы, галереи, маршаны, коллекционеры, рынки, реклама.

Стиль модерн тяготел к синтетическим решениям, формировался новый тип художника-универсала. Бельгиец Ван дер Вельде выступал как теоретик, архитектор, мастер и организатор прикладной художественной деятельности, живописец и график. М. Врубель пишет картины, иллюстрирует книги, создает скульптуры, майоликовые панно, работает для театра. Стиль модерн причастен к подъему тиражной графики, становлению искусства плаката. Мастера стиля модерн создали новый тип книги, все оформление которой - иллюстрации, шрифт, формат, переплет - образует единое целое. В декоративно-прикладном искусства стиль модерн совершил переворот, придав ему значение. С подъемом промышленного производства формируется новый тип художественного творчества - дизайн - конструирование массовых изделий, наделенных стандартным уровнем качества.

Определенная сюжетно-тематическая общность модерна проявилась в обращенности к мифологическим метизам (у Врубеля в «Пане» и «Царевне-лебеде», у Штука в «Люцифере»), историческим сюжетам, аллегориям, выявлении проявлений страстной, волевой стороны человека в танце, страсти.

В круг русского варианта модерна включают таких художников, как М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.Э. Борисов-Мусатов, А.Я. Головин, Е.Д. Поленов.

Русский модерн возник на платформе неоромантизма, не опираясь, как европейский, на собственную романтическую традицию начала XIX в. Для русского модерна характерна стилизация под французский галантный жанр, искусство классицизма XVII в., греческую архаику. Примером органичности усвоения стилей разных эпох и претворения их в собственном творчестве является искусство Врубеля. Так, в скульптурной группе «Роберт и Бертрам», выполненной для особняка Морозова в Москве, Врубель использовал барочные и готические мотивы, в церковных росписях в Кирилловской церкви в Киеве использовал приемы византийской иконографии.

Еще одну отличительную черту русского модерна Д.В. Сарабьянов видит в его параллельном развитии с импрессионизмом и реализмом. Такие русские художники, как Серов, Кустодиев, Сомов, приходят к модерну через импрессионизм. Еще одно своеобразие русского модерна в том, что дендизм, демонизм, сверхчеловеческое начало, мистика были более слабо выражены, чем в Англии и Германии.

Если европейское искусство модерна имело тесную связь с промышленностью, то в русском искусстве про-тодизайнерские тенденции оказались выражены гораздо слабее. В России синтез искусства породил прежде всего художественное оформление книги и театральную декорацию, а на Западе идея синтеза была устремлена в предметный мир интерьера и промышленного, торгового помещения.

Архитектура модерна

Для архитектуры модерна характерна антиэклектическая направленность, поиски стиля. Вместо механического объединения элементов различных стилей модерн предлагал идею синтеза различных видов искусств. Основными направлениями архитектуры модерна были неоромантизм и иррационализм, а также рационалистическое и классицистическое направления. Лидером в архитектурном обновлении до 1900 г. была Англия. Во взаимодействии с новаторскими направлениями английского искусства существовала «школа Глазго» - объединение шотландских архитекторов и художников во главе в Ч.Р. Макинтошем, опиравшимся на традицию сельского шотландского жилища и «баронский стиль» средневековых шотландских замков. Созданная Макинтошем мебель отмечена декоративизмом и орнаментальностью.

В Бельгии работали художник и архитектор Хенри Ван де Велде, разработавший стилистику форм прикладного искусства и архитектуры, а также Виктор Орта, построивший в Брюсселе дом Тасселя, который считается первым сооружением архитектуры модерна.

Во Франции архитектура «ар нуво» представлена творчеством Гектора Гимара, создавшего павильоны метро, что дало еще одно наименование французскому варианту архитектурного модерна - «Стиль Метро». В Германии история модерна начинается созданием в 1892 г. в Мюнхене «Сецессиона» - художественного объединения, которое пропагандировал журнал «Югенд». В Мюнхене работал П. Беренс. В Австро-Венгрии возник венский Сецессион и по образцу немецкого - Веркбунд.

В России наиболее крупным мастером модерна был Ф.О. Шехтель.

В 90-х гг. в Испании в Барселоне возникает направление «Каталонского модернизма», к которому принадлежал Антонио Гауди (1852 - 1926). Для этого направления модерна характерной стала повышенная экспрессивность, свобода использования архитектурной формы, активное применение цвета. В эскизах церкви колонии Гуэль, созданных в 1898 г., видны черты творческой манеры Гауди, которые полностью проявились в таких работах, как дом Батло и дом Мила. Архитектура Гауди информативна, она включает надписи, композиции на евангельские сюжеты, аллегорические изображения, символы (так, часто встречающийся в декоре зданий дракон является символом Каталонии). Гауди не пользовался расчетами инженеров, его методы близки мастерам Средневековья и целиком основаны' на опыте.

Главным в творчестве Гауди стало возведение в Барселоне собора Саграда Фамилиа (1883 - 1926). Строительство храма велось только на пожертвования, поэтому периодически прерывалось. Гауди мыслил собор как мистическое Тело Христово. С центром, то есть с самим Христом, ассоциируется алтарь, Голова Христа - главная башня собора с крестом наверху, Двенадцать башен фасадов символизируют христианский мир. После смерти архитектора остались достроенными три из четырех башен восточного фасада. Каждый из трех фасадов посвящен одной из великих миссий Христа. При жизни Гауди успел закончить композиции, посвященные земной жизни Христа. Западная сторона посвящалась теме Страстей Христовых.

В 1907 г. возник «Немецкий веркбунд», объединивший промышленников, архитекторов и художников, ставивших своей целью реорганизацию строительства и художественных ремесел на современной промышленной базе.

Города развивались невиданными темпами. Так, население Лондона за XIX в. выросло в 6 раз, почти так же рос Париж, особенно динамично росли города США: за столетие увеличили население с 33 тыс. до 3,5 млн. Население Санкт-Петербурга выросло втрое. Во второй половине века в большинстве стран стало складываться градостроительное законодательство, всё более жестко регламентировались санитарно-гигиенические нормы и принципы функционирования транспорта. Для крупных городов XIX в. обычной была застройка по канве прямоугольной уличной сети.

К концу XIX в. обычными стали небоскребы в 20-30 этажей, ведущее положение в строительстве небоскребов занял Нью-Йорк. К архитекторам «Чикагской школы» относят Уильяма Дженни, Д.Х. Бернэм и Дж.У. Рут, которые сформировали тип небоскреба чикагской школы - вертикальной призмы, структура которой определяется металлическим каркасом с равными этажами. Идеологом «Чикагской школы» был Луис Салливен (1856 - 1924), который предложил принцип: «...всюду и всегда форма следует за функцией». Салливен выдвинул принцип тройного деления массы здания на базу - общедоступный первый этаж, «тело» - блок ячеек с конторскими помещениями и «венчание» - технический этаж.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.