Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Живопись импрессионизма



Искусство Западной Европы второй половины ХIХ века

Градостроительство и архитектура

Франция. Французское зодчество после 1815 г. некоторое время следовало стилю ампир, но он постепенно утрачивает свои позиции. Архитекторы стремятся к обновлению выразительных средств.

Примером инженерного зодчества стала стальная башня высотой 300 м, спроектированная А.Х. Эйфелем (1832 - 1923) для Всемирной выставки 1889 г. в Париже (использованы ажурные металлические конструкции (12 000 деталей), высота 325 м).

В конце XIX в. получает распространение железобетон, на гибкости и упругости которого основано архитектурное конструирование; все более широко начинают использоваться крупноблочные конструкции, налаживается серийное производство строительных блоков для жилых домов.

Одним из самых заметных в это время стало сооружение Шарлем Гарнье (1825 - 1898) Парижской Оперы с многочисленными ризалитами, портиками, куполами. Эклектичность декора и функциональность - две стороны созданного Гарнье здания.

 

Англия. Возникло много новых типов зданий - торговых и складских помещений, доков, контор. Англия в промышленной архитектуре лидировала, в строительстве и в мостостроении широко применялись металлические конструкции. В 1851 г. для Международной выставки в Лондоне Джозеф Пакстон (1801-1865) возвел Хрустальный дворец длиной 564 м с помощью легкого металлического каркаса. Пакстон создал проницаемый для света объем, устранив различие между внутренним и внешним пространством.

Новаторским характером отличался «Красный дом», построенный Филиппом Уэббом для Уильяма Морриса. Простота, отказ от украшательства привели к созданию оригинального сооружения.

 

Искусство Англии

В 40-е гг. в Англии возникло содружество так называемых прерафаэлитов, выступивших против академизма, отрицающих дух индустриализма, стремившихся к передаче непосредственного видения натуры, свой идеал видевших в искусстве раннего Средневековья и Ренессанса дорафаэлевского времени, любви к старине. Его идеолог - Джои Рескин (1819 - 1900) - писатель, теоретик искусства, видел в искусстве средство преобразования действительности, нравственного и эстетического воспитания. Он опирался на этический принцип единства Красоты и Добра.

Наиболее яркими среди этих художников были Д.Э.Миллес («Слепая девушка», «Смерть Офелии»), У.Х.Хант («Светоч мира», «Козел отпущения»), Д.Г.Росетти («Благовещение», «Прозерпина»).

Живопись импрессионизма

Импрессионизм сложился в начале 1870~х гг. и прошел короткий исторический путь как художественное течение. Начало движению положила выставка молодых художников, организованная весной 1874 г. В группу входили Ренуар, Мане, Писсаро, Сислей, Дега, Сезанн и Берта Моризо. В противоположность канонам академического искусства, включавшим обязательное помещение главных действующих лиц в центр картины, трехплановость пространства, использование исторических сюжетов, импрессионисты выдвинули новые принципы восприятия и отражения окружающего мира. Они перестали разделять предметы на главные, достойные художественного воплощения, и второстепенные. Они изгнали из картин повествовательность, предельно упростили сюжет. Отказываясь от претензий изображения реальности, импрессионисты сосредоточились на изучении природы света. Раздельные мазки, применяемые ими, вызывали ощущение световой вибрации. Иллюзорному пространству картины импрессионисты противопоставили выхваченный из окружающей действительности кадр (импрессион – впечатление). Импрессионисты внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновений, как бы случайных движений и ситуаций, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы. Импрессионисты работали на открытом воздухе (пленэр), они разложили сложные тона на чистые цвета, накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на их оптическое смещение в глазу зрителя.

У импрессионистов не было программы, но все они не принимали академическое искусство, реализм, из всех жанров живописи, отдавая предпочтение пейзажу.

Эдуард Мане (1832 - 1883) провозглашал главной темой своего искусства современность. Картины Мане «Завтрак на траве»и«Олимпия» привлекла внимание всех посетителей «Салона отверженных» (так стали называть выставочный салон художников, чьи произведения отвергало жюри Академии художеств для официальных выставок).

Клод Моне (1840 - 1926), отказавшись от традиционной манеры сопоставления светлых и темных масс, с промежуточными валерами (оттенками цвета), стал работать на белом холсте, высветлив свою палитру. Он известен прежде всего как великолепный мастер пейзажа («Нимфеи», «Руанский собор»).

 

Эдгар Дега (1834 - 1917), редко работавший на пленэре, сосредоточил свое внимание на изучении человеческой фигуры. Принадлежа к высшему обществу, он брал сюжеты из балетного закулисья, театра, цирка. Примерно половина всех картин Дега посвящена балету. Дега писал танцовщиц во время отдыха, репетиций, после спектакля (пастель «Голубые танцовщицы»).Большое место в своем творчестве он уделял жанру ню («За туалетом»).

Пьер Огюст Ренуар (1841 - 1919) был самоучкой, его прежде всего интересовали люди в различных условиях освещения («Портрет актрисы Самарии», «Мадемуазель Анна»).

 

Самым старшим среди импрессионистов был Камиль Писсарро (1830 - 1903), который благоговел перед природой, умел передавать ее тончайшие состояния

Из импрессионизма выделился дивизионизм (фр. divisionnisme, от diviser - делить) - живописный метод, основанный на целенаправленном разложении сложного цветового тона на спектрально чистые цвета, наносимые отдельными разнотоновыми мазками различной конфигурации, созданные в расчете на оптическое слияние их в сетчатке глаза при восприятии картины с фиксированной точки зрения. Этот метод использовали Ж. Сера (1859-1891) – «Прогулка», П.Синьяк (1863-1935) – «Сосна в Сен Тропез», создавшие технику пуантилизма, при которой цвета раскладывались на отдельные точки, при рассмотрении сливаясь.

Постимпрессионизм

Понятие «постимпрессионизм» применяется к французской школе живописи 80-90-х годов. Импрессионистов и постимпрессионистов сближало оппозиционное отношение к официальному буржуазному искусству и образу жизни. Но импрессионисты видели в окружающем их мире не только горечь, но и радость. Творчество постимпрессионистов отличает глубокая социальная неудовлетворенность. Городская индустриальная цивилизация пугала их. Постимпрессионистов притягивал мир доцивилизационный, примитивный. Ван Гог уже в 1881 - 1886 гг. хотел создать искусство для тех, «кто не умеет красиво говорить».

В творчестве постимпрессионистов перестает действовать ренессансная установка о центральном месте человека в мире. Постимпрессионизм начался с решительного выхода за пределы интимного, очеловечивающего природу мировосприятия, с восстановления прав космоса. Мир у импрессионистов предстал развернутым в пространстве и времени. Каждый из художников обладал яркой индивидуальностью, искал своих новых путей в искусстве.

 

Поль Сезанн (1839 - 1906) необычайно расширял второй план картины, что создавало эффект вздыбленности пространства. Он применял обратную цветовую перспективу, при которой передний план решается в основном в холодной гамме, а теплые тона усиливаются по мере пространственного удаления. Весь мир для художника, от горного массива до яблока, от звезд до человека не что иное, как формы одной и той же материи. Сезанн называл все предметы неодушевленного мира существами, имеющими свой язык, считал, что почти все в природе состоит из простых геометрических форм (шара, конуса, куба) и подчеркивал это в своем творчестве, красками создавая объем предметов («Пьеро и Арлекин», «Натюрморт», «Сосна»).

Поль Гоген (1848 - 1903) в 1888 - 1891 гг. резко разорвал с импрессионизмом и перешел к плоскостному построению картин из равно окрашенных силуэтов. В 1891 г. Гоген отправился на Таити, посвятил свое творчество изображению земного рая среди девственной природы, грубоватых, но искренних туземцев. Картины его привлекают яркостью, неожиданностью цветовых сочетаний («Автопортрет», «Таитянские женщины», «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?»).

Винсент Ван Гог (1853 - 1890) прошел сложный жизненный путь. Сын священника, он не получил художественного образования, но приехав во Францию, увлекся живописью, подружился с П.Гогеном. Ван Гог создает особый мир: драматический и напряженный, с планетарным видением, особой символикой цвета, выразительной ролью мазка. Всю жизнь художник бедствовал и в 1890 году покончил с собой («Автопортрет», «Едоки картофеля», «Барки», «Лунная ночь»).

Анри Тулуз-Лотрек (1864 – 1901) в детстве получил увечье (сломал ноги, после чего они перестали расти), жизнь его была полна увлечений и пороков. Этот художник создает гротескные, почти карикатурные образы, по-особому использует цвет, любит неожиданные ракурсы (сцены из жизни кафешантанов, публичных домов, цирковые представления, скачки). Одним из первых он начал профессионально осваивать жанр плаката.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.