Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Реализм в европейском искусстве середины XIX в.



Реализм в широком смысле слова - метод художественного объективного и всестороннего отображения действительности в искусстве. Реализм возникает вместе с искусством, в ходе развития искусства приобретая все новые и новые формы. Так, на смену «наивному реализму» первобытности, «мифологическому реализму» античности, подражанию природе эпохи Возрождения пришел сначала просветительский реализм XVIII в., а затем критический реализм XIX в. Интерес художников перемещается с внутренних переживаний человека на обусловленность этих переживаний и поступков социальными обстоятельствами его жизни. Формирование метода критического реализма совпадает с острым переломом в социально-политической жизни - подъемом рабочего движения, развитием чартизма, социальными измнеениями.

Впервые термин «реализм» применительно к произведениям художественной культуры был использован французским литературным критиком Жаном Шанфлери для обозначения принципа искусства, противоположного романтизму. Задача, выдвинутая реализмом XIX в., - не просто правдиво, объективно и глубоко отразить действительность, но, всесторонне ее проанализировав, отобрать и запечатлеть наиболее типичное, дав ему оценку. Никакого приукрашивания внешнего и внутреннего мира человека реализм не допускал. Судьба человека в суровом, чуждом ему мире представляла для реалистов основной интерес. Художественная ориентация реализма определила особенности его творческого метода: авторская позиция не подчеркивалась, а скрывалась, все стилевые проблемы подчинялись идейно-содержательным. Наиболее полно принципы реализма воплощала литература, поэтому сюжетность переносится и в живопись. Это определяет доминирование в живописи реализма бытового жанра, а также портрета и пейзажа.

Критика современного общества особой остроты достигла в живописи и особенно графике одного из совершеннейших рисовальщиков XIX в. Оноре Домье (1808 - 1878). В это время в Европе популярной стала литография. Изобретенная в 1796 г., литография проникла во Францию позже. Она отвечала новым общественным условиям. Литографический способ воспроизведения позволял более быстро и дешево воспроизводить изображение, нежели другие виды гравюры. Революция во Франции 1830 г. сделала Домье великим мастером. Сотрудничая с сатирическими журналами, он создает остро злободневные политические карикатуры. В таких гравюрах, как «Законодательное чрево», проявился талант Домье, который поднял литографию от журнального листка и любительской иллюстрации до высоты первоклассного искусства. Вершиной этого периода творчества Домье стала большая литография «Улица Транснонен 14 апреля 1834 г.», конфискованная полицией. Карикатура запечатлела реальное событие — расправу с обитателями рабочих кварталов. Домье изобразил семью, убитую солдатами ночью в своей квартире. Новый расцвет творчества Домье приходится на конец 40-х гг., когда он создает замечательные по своей выразительности листы серий «Добрые буржуа», «Люди юстиции». Литографии этого времени приобрели колористическую тонкость и живописную свободу, совершенное мастерство рисунка. Всего Домье исполнил около 4-х тысяч литографий. Работал художник и как станковист, изображая жизнь третьего сословия («Прачка», «Вагон третьего класса»).

 

Французское искусство середины XIX в. представлено Камилем Коро и художниками, получившими название барбизонцев. Непосредственно в деревне Барбизон жили Руссо и Милле, остальные пейзажисты писали этюды в окрестных лесах. Тяга к природе подчеркнуто противопоставлялась ими академизму. На развитие пейзажной живописи Коро и барбизонцев оказали влияние «малые голландцы» и Констебл.

Жан-Батист Камиль Коро (1796 - 1875) ставил своей задачей добиться передачи естественного освещения. Его композиция продумана, четко разработаны планы. В начале 1850-х гг. в творчестве Коро происходит перелом: его привлекают переходные состояния природы, он варьирует один и тот же мотив («Порыв ветра»), создает жемчужно-серебристую гамму, добивается богатства оттенков.

Во главе барбизонской школы стоял Теодор Руссо (1812 - 1867), в каждую свою работу вкладывавший огромный труд, по многу раз переписывавший один и тот же холст. Его излюбленные мотивы - равнина, дубрава. Художник, объединяя изображение общим тоном, добивался передачи настроения. Шарль Франсуа Добиньи (1817 - 1878) предпочитал простые, обычно равнинные мотивы, любил писать воду и небо; он чаще остальных барбизонцев работал на пленэре.

 

К барбизонцам примыкал Жан-Франсуа Милле(1814 - 1875), подолгу живший в окрестностях Барбизона. В творчестве Милле крестьянская тема заняла главное место. Художник изображал крестьян за работой («Сеятель», «Анжелюс», «Человек с мотыгой»). Он несколько идеализирует патриархальность сельской жизни, от простого изображения деревенских сцен переходит к созданию обобщен-ных монументальных образов («Собирательницы колосьев» 1857 г.).

 

Гюстав Курбе (1819 - 1877) начинал как романтик, но вскоре перешел к изображению непосредственной реальности. Курбе, достаточно ограниченный, писал только то, что ему было с детства хорошо известно - быт жителей французской провинции, где жила его семья и куда он постоянно возвращался для работы. Художник придает фигурам простых обывателей невиданную дотоле монументальность. В картинах «Похороны в Орнане» 1849 г. (гигантское полотно – 3,1 х 6,6 м) и «Дробильщиках камня» 1849 - 1850 гг. даются точные портретные характеристики земляков Курбе. С именем Курбе связывают появление во французском искусстве реализма с такими его характерными чертами, как социальная типизация, подчеркнуто-критическое отношениеко многим сторонам общественной жизни Франции.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.