Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Романтизм в европейском искусстве



Романтическое искусство характеризуется резким разрывом идеала и действительности. Романтики отчетливо сознавали свое враждебное отношение к стяжательской, мещанской жизни. Все чувства здесь обострены до предела и находятся в непрерывном напряжении, любое переживание мгновенно принимает самые крайние формы и ищет себе обнаженного драматического воплощения. Романтики ищут ярких образов и красок(исключительные герои в исключительных обстоятельствах); их искусство, как правило, демократично; в отличие от классицизма, они провозгласили полную свободу творчества.

Французская живопись

Впервые термин «романтизм» применительно к живописи был применен в некрологе рано умерщего художника Теодора Жерико (1791 - 1824), создателя таких картин, как «Офицер конных стрелков перед атакой», «Раненый кирасир, уходящий с линии огня» 1812 - 1814 гг. Тема его картины «Плот “Медузы”» - гибель моряков по вине морского пароходства, отправившего в плавание негодный корабль. Она привлекла широкое внимание общественности, обвинившей в катастрофе политический режим Реставрации. Художника как романтика привлекали необычные личности, например душевнобольные люди («Портрет одержимого манией величия»).

Эжен Делакруа (1798 - 1863) создавал полотна, сюжеты которых типичны для романтизма, отвергающего жизненный материал «низкой» действительности, Делакруа вводит в живопись новые средства реалистического познания мира. 855 картин, больше полутора тысяч акварелей и пастелей, более 6 тысяч рисунков посвящены, как у Бальзака, одной теме: утверждению права нового человека на активное познание жизни, полноту жизневосприятия. Делакруа по-новому ставит вопрос о границах искусства, он отстаивает принцип «многообразия прекрасного».

Картина Делакруа «Резня на Хиосе» посвящена одному из эпизодов освободительной борьбы Греции от турецкого ига, «Ладья Данте» порождена впечатлениями от «Божественной комедии», темой «Смерти Сарданапала» послужила трагедия Байрона об ассирийском царе. «Свобода, ведущая народ» показывает повстанцев на развалинах баррикад среди мертвых тел погибших товарищей. В картине сочетаются достоверность факта и символичность образов, реализм, доходящий до натурализма, и идеальная красота.

Эстетика романтизма со свойственным ей историзмом мышления отрицала наличие вечного неизменного канона красоты, незыблемость исторических критериев, завещанных античностью.

 

Немецкая живопись

Весь мир представал в художественном видении романтиков разорванно. Свойственное художественному сознанию романтиков двоемириеприводило, к противопоставлению дня, в котором человек задавлен бременем обыденности, и ночи, когда он по-настоящему принадлежит самому себе. Ночной, а также морской пейзаж стал популярен в живописи, особенно у немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774 - 1840). В отличие от французских романтиков, всегда изображавших людей в активном действии, персонажи картин К.Д.Фридриха – созерцатели, картины проникнуты спокойствием, даже меланхолией («Распятие в горах», Меловые скалы на Рюгене», «Девушка у окна»).

Пейзаж становится одним из самых популярных жанров живописи романтиков, которых привлекает контраст между грандиозностью природы и смятенной душой одинокого человека. Излюбленный тип романтического пейзажа - сумрачный и бурный, где все находится во власти бунтующих стихий, грозит необратимыми катастрофами.

 

Романтическая интроспекция отразилась и в портретахЖизнь человеческого духа преобладает над интересом к чувственной выразительности образа. Немецкий художник Отто Рунгев семейном портрете «Мы втроем» изобразил себя, свою жену и брата. Именно этот художник одним из первых заговорил о синтезе искусств; он писал аллегорические картины («Утро»), которые, по его мнению, нужно было рассматривать под звучание музыки или чтение стихов.

 

Испанская живопись

Особое место в искусстве романтизма и всего XIX в. занимает творчество испанского художника Франсиско Гойи (1746 - 1828).

Его картины начала 70-х гг. XVIII в. показывают хорошее овладение традициями барокко, но по этим вещам будущее Гойи предсказать трудно. В 1775 г. Гойя получил задание изготовить первые образцы гобеленов для королевской мануфактуры, в 1779 г. был принят королем Карлом III, а в 1780 г. был избран в Академию.

На искусство Гойи оказали влияние творчество Веласкеса, несколько картин которого он гравировал, а также работа над образцами для гобеленов, темы которых носили народный характер и были взяты из современной жизни, и художник получил возможность дать выход своим впечатлениям («Зонтик»).

После смерти Карла III и восшествия на престол в 1789 г. Карла IV Гойя стал успешным придворным художником. Он пишет портреты («Королевское семейство»), ню («Маха обнаженная»).

 

 

В 1792 г. он перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. Результатом пережитых потрясений стала большая глубина его искусства. Среди этих картин - «Суд инквизиции». Первое крупное произведение Гойи - серия «Капричос», в которую включено 80 гравюр, изображающих жизнь Испании. Каждый лист сопровождается названием и комментарием («Сон разума рождает чудовищ», «Тебе не уйти»). В облике «ослиного братства» представлены верхи Испании. Гойя использует новую в то время технику акватинты, позволяющей передать богатство оттенков цвета.

Вторая серия гравюр названа Гойей «Бедствия войны», большинство событий, изображемых художником, документальны (изображны жестокости французов, захвативших Испанию). Всего в серии 82 листа. Характерны надписи листов серии: «Варвары!», «Какое мужество!», «Я видел это». В эти годы он пишет и картины «Восстание в Мадриде» и «Расстрел повстанцев», где снова поднимает тему мужества патриотов и жестокости захватчиков.

Последней серией гравюр стала серия «Деспаратес», включающая 18 листов. В «Деспаратес» изображены сложные символы, чудовищные монстры, которые сосуществуют с людьми

 

Английская живопись

Интересным художником-визионером (т.е. изображающим полуфантастические видения) был Уильям Блейк (757 – 1827). Он иллюстрировал собственные стихи, поэму Данте «Божественная комедия», создавал оригинальные картины («Элия, или Сотворение Адама»).

Одним из основоположников пейзажной живописи в Англии по праву считается Джон Констебль (1776 – 1837). В его работах сочетаются черты романтизма и реализма. Больше всего он любил писать живописную природу провинциальной Англии («Собор в Солсбери»).

 

Крупнейшим английским пейзажистом начала века был Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775 - 1851), творческое наследие которого огромно. Для его романтических пейзажей была характерна тонкая передача проявлений стихии - тумана, дождя, шторма, огня («Пожар Парламента», «Дождь, пар и скорость»). Одним из первых он стал отходить от классической манеры и использовать приемы и технику, которые в будущем получат название импрессионистических.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.