Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА



ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Одним из актуальных вопросов во многих странах является вопрос о праве собственности на природные ресурсы. Зарубежное законодательство исходит из установления на земельные ресурсы частной и государственной собственности. В большинстве стран в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность (например, в Англии — это «собственность Короны»), объекты которой находятся в исключительной собственности государства, используются только в общем благе и не могут быть предметом гражданского оборота. К публичной собственности обычно относятся морские берега, территориальное море и т. п.

В некоторых странах наряду с государственной и частной собственностью выделяется и муниципальная собственность. Такое положение существует, в частности, в США. В целом же, '/3 всей территории принадлежит федеральному правительству США. Федеральная собственность выделяется во всех штатах. В отдельных штатах в федеральной собственности находится значительная часть их территорий. Так, на Аляске федерации принадлежит почти 90 % всех земель. В зависимости от компетенции выделяются четыре категории федеральных земель, находящихся в исключительной, конкурирующей, частичной и распорядительной собственности федерального правительства. Исключительная собственность предполагает передачу федеральному правительству всех полномочий на земельный участок (это в основном земли, занятые национальными парками, административными зданиями и военными базами). Конкурирующее право собственности на переданные земли характеризуется закреплением всех полномочий за федерацией с

541


сохранением за штатами возможности реализации тех же полномочий (это земли Аляски). Право частичной собственности на земельный участок связано с передачей федеральному правительству части регистрирующих и управленческих полномочий, остальные полномочия остаются за штатами. Право распорядительной собственности предполагает предоставление федеральному правительству полномочий по распоряжению и охране только тех земель, контроль за использованием которых является неотъемлемой частью мер по обеспечению надлежащего состояния земельной собственности (имеется в виду деятельность, влияющая на состояние федеральных земель: лесопользование, разведка и добыча полезных ископаемых и др.). Возможность приобретения земель, находящихся в федеральной собственности штатов, в частную собственность ограничена.

Первоначально во всех странах право собственности на частные земли распространялось по общему правилу не только на земную поверхность, но и недра, воздушное пространство над земельными участками. В соответствии с положениями Гражданского кодекса Франции, которые нашли отражение и во многих других странах, собственность на земельный участок включала собственность на все, что находится от «центра земли и до неба» (ст. 522). Собственность на участки давала право и на все то, что с ними естественно или искусственно соединено: плоды, постройки и т. п. (ст. 546).

К концу XIX — началу XX в. происходит выделение прав на добычу полезных ископаемых, прав на водные объекты и т. п., и право собственности на земельные участки ограничивается. Так, согласно § 904 Гражданского уложения Германии право собственника земельного участка распространяется как на пространство, находящееся над поверхностью, так и на недра земли. Однако собственник не может воспретить воздействие, осуществляемое на такой высоте или глубине.

Еще в большей степени ограничивается право собственности на земельные участки в Швейцарии, где каждый собственник недвижимости обязан дозволять прокладку водопроводов, труб для орошения, газовых и т. п., равно как электрических, воздушных или подземных проводов, за предварительное полное возмещение причиненных этим убытков, поскольку прокладка без использования его участка не может быть произведена совсем или лишь с чрезмерными затратами (§ 691 Швейцарского гражданского уложения).

Постепенно законодательство развитых стран лишило собственника земельного участка возможности по своему усмотрению

542


добывать полезные ископаемые. Например, в 1810 г. во Франции принимается закон, в силу которого разработка залежей полезных ископаемых может производиться лишь на основании разрешения (концессии) со стороны правительства, но независимо от воли собственника земельного участка (под которым находятся залежи), получавшего только возмещение.

Современное законодательство многих стран предъявляет различные требования к лицам (физическим и юридическим), использующим лесные, сельскохозяйственные и некоторые иные участки. В ряде стран (Франции, Швейцарии, Австралии и др.) требуется наличие специальной правоспособности: специальная профессиональная подготовка к руководству сельскохозяйственным или лесным предприятием либо опыт работы в сельском и лесном хозяйстве, молодой или средний возраст, необходимый капитал или кредит и т. д.

Ограничения коснулись не только вещных прав на земельные участки, но и договорных отношений (конец XIX — начало XX в.). В законодательстве об аренде земель в большинстве стран различаются три вида аренды в зависимости от срока: краткосрочная (обычно 5—9 лет), среднесрочная (до 10—18 лет) и долгосрочная. Как правило, арендатор не вправе передавать земельный участок в субаренду.

Развитие законодательства, регулирующего использование земель, характеризовалось установлением и иных ограничений прав собственников и иных пользователей земельных участков. Так, в годы Первой мировой войны из-за острой нехватки продовольствия в десятках стран была введена обязательность обработки сельскохозяйственных угодий, которую отменили в течение первых послевоенных лет в большинстве стран, за исключением тех, которые не имели достаточных угодий и не сохранили колоний (Германия, Австрия и др.). В годы Второй мировой войны к указанной мере вновь вернулись, и после войны ее, как правило, не отменяли. Ограничение прав было связано и с проведением территориального зонирования и планирования.

Зонирование выражается в выделении целевых зон, установлении в границах отдельных зон своего правового режима использования и осуществлении контроля за его соблюдением. В частности, в США с каждым годом происходит углубление дифференциации правовых режимов землепользования, которое выражается в увеличении числа зон и подзон. К этому добавляется тенденция регулирования видов деятельности по использованию земли, уста-

543


новление пределов антропогенной зоны нагрузки на окружающую среду.

С середины XVIII в. в большинстве стран проводятся массовые работы по оценке земель для создания обоснованной системы налогообложения.

Городское территориальное планирование земель получило наиболее раннее и широкое развитие в Англии (с XIV в.). В начале XVII в. (1607) во Франции был впервые введен институт «линии застройки», вдоль которой строились здания, и эти линии ограничивали улицы, дороги и площади от застроенных кварталов, затем начали принимать правила о застройке отдельных земельных участков в городах Франции. Территориальное планирование получило развитие и широкое распространение к середине XX в. Планирование использования всех земель происходило одновременно во Франции, США, Италии, Скандинавских и других странах. Особенно оно расширилось в 1960—1970-е гг.

В современном законодательстве зарубежных стран неоднозначно решается вопрос о праве собственности иностранцев на земельные участки. Чаще всего в зарубежных странах установлен запрет на приобретение этими лицами в собственность сельскохозяйственных угодий (Турция, Марокко, Венгрия, Литва, некоторые провинции Канады, штаты США). В тех же странах, где получение иностранцами сельскохозяйственных угодий разрешено, иногда вводятся ограничения (например, в Испании иностранцы не могут приобрести более 15 % земель каждого муниципалитета, в Бразилии — 25 %).

В отношении несельскохозяйственных земель также в целом ряде стран содержатся различные ограничения. Например, в Японии, Чехии, Бразилии иностранцы могут приобрести земельные участки только в том случае, если постоянно проживают в этой стране; в Великобритании, Монако, Швейцарии, ряде штатов США — если иностранцы получили разрешение на проживание в этой стране. В Италии, Польше, Сальвадоре, ряде штатов США предоставляют иностранцам определенной страны право на приобретение земельных участков при условии, что эта страна взамен предоставляет равные права на землю их гражданам.

Общим правилом земельного законодательства является установление для иностранцев обязательной процедуры получения от государства разрешения на приобретение земли, а в ряде случаев и получения специальной лицензии.

544


В таких странах, как Китай, Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Израиль, Албания, Эстония, Румыния, Белоруссия, установлен полный запрет для иностранцев на приобретение любых земель.

Первые попытки выделения «комплексного» земельного права были сделаны в конце XIX — начале XX в. в Великобритании, Германии и Франции. В настоящее время в некоторых странах идет дискуссия о существовании земельного права. Многие ученые признают, что необходим комплексный подход к регулированию отношений по поводу земли, и регулирование этих отношений только нормами гражданского и административного законодательства является недостаточным.

Практически все страны имеют отдельные нормативные акты, направленные специально на регулирование отношений по использованию, охране земель.

Литература

Беэбах В. В. Частная собственность на землю в странах Латинской Америки (правовое регулирование). М.,1997.

Быстрое Г. Е. Правовое регулирование земельной реформы в зарубежных странах// Государство и право. 1996. № 9.

Забелышенский А. А. Правовое регулирование земельных отношений в США и Российской Федерации. Екатеринбург, 1996.

Земельное законодательство зарубежных стран. М., 1982.

Земельный участок: собственность, аренда и иные права в Российской Федерации и иностранных государствах / Под ред. ВВ. Залесского. М., 2005.

Фрумкин С. О регулировании оборота земель в Польше // Земельный вестник. 2002. № 3.

Чуркин В. Э. Правовое регулирование аренды сельскохозяйственных земель по английскому законодательству // Журнал российского права. 2000. № 5/6.

545


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ................................................................................................................. 3

Принятые сокращения............................................................................................ 5

ГЛАВА 1. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ
ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И РОССИЙСКОГО ЗЕМЕЛЬНОГО СТРОЯ....................... 6

§ 1. Основные положения российского земельного

законодательства до 1917 года.................................................. 6

§ 2. Земельное законодательствопосле 1917 года............................ 8

§ 3. Современная земельная реформа................................................. 10

Литература................................................................................... 15

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.