Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА



За виновное действие или бездействие, нарушающее водное законодательство, наступает административная, уголовная или иная ответственность, установленная законодательством.

Правонарушениями, за которые предусмотрена КоАП РФ административная ответственность, являются:

• уничтожение или повреждение наблюдательных режимных
скважин на подземные воды, наблюдательных режимных
створов на водных объектах, водохозяйственных информа
ционных знаков, а также знаков, определяющих границы
прибрежных защитных полос внутренних морских вод и
территориального моря РФ (ч. 2 ст. 7.2);

• самовольное занятие водного объекта или его части, исполь
зование их без документов, на основании которых возникает
право пользования либо водопользования с нарушением его
условий (ст. 7.6);

• повреждение гидротехнического, водохозяйственного или во
доохранного сооружения, установки или устройства (ст. 7.7);

• нарушение условий лицензии на водопользование во внут
ренних морских водах, в территориальном море, на континен
тальном шельфе и (или) в исключительной экономической
зоне РФ (ст. 8.17);

• сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);

510


 


• самовольная переуступка права пользования водным объек
том (ст. 7.10);

• нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13);

• нарушение правил водопользования (ст. 8.14);

• нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или
водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.15);

• нарушение правил захоронения отходов и других материалов
во внутренних морских водах, в территориальном море, на
континентальном шельфе и (или) исключительной эконо
мической зоне РФ (ст. 8.19);

• непредоставление или несвоевременное предоставление в
государственный орган (должностному лицу) сведений, ин
формации, а равно предоставление в государственный орган
(должностному лицу) сведений (информации) в неполном
объеме или в искаженном виде (ст. 19.7);

• нарушение должностным лицом установленных законо
дательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств)
граждан о предоставлении водных объектов (ч. 2 ст. 19.9);

• уничтожение специальных знаков (в частности, наблюдатель
ных режимных створов на водных объектах, маркшейдерских,
водохозяйственных или водоохранных информационных
знаков — ч. 2 ст. 7.2);

• непринятие мер по устранению причин и условий, способ
ствовавших совершению административного правонаруше
ния (ст. 19.6).

За совершение правонарушений, ответственность за которые установлена в КоАП РФ, на виновных лиц, как правило, налагаются штрафы.

Субъектами административной ответственности могут быть граждане, должностные и юридические лица.

Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за загрязнение вод (ст. 250) и за загрязнение морской среды (ст. 252).

Объективную сторону деяния, предусмотренного ст. 250 УК РФ, составляют действия или бездействия в виде загрязнения, засорения, истощения поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иного изменения их природных свойств, повлекшие причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. По данной статье квалифицируются, например, такие деяния, как эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных,

511


коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов.

Иным изменением природных свойств вод являются, в частности, действия, состоящие в негативном изменении физических свойств вод.

Законодатель не разъясняет, что значит «существенный вред» животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Существенный вред является оценочной категорией, применение которой призвано облегчить разъяснение Пленума Верховного Суда РФ, содержащееся в п. 5 постановления от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».

Нормы ч. 2 ст. 250 УК РФ устанавливают более жесткие меры ответственности за деяния, предусмотренные ч. 1 этой статьи, которые повлекли причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно были совершены на территории заповедника или заказника, либо в зоне экологического бедствия, или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Если деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 250 УК РФ, повлекли по неосторожности смерть человека, то наступает ответственность по ч. 3 названной статьи.

Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установк или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и водных биологических ресурсов либо препятствующих правомерному использованию морской среды, влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 252 УК РФ. Часть 2 ст. 252 предусматривает более жесткие санкции за совершение лицом указанного деяния, если оно причинило существенный вред здоровью человека, водным биологическим ресурсам, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам. За деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 252 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть человека, установлена ответственность в ч. 3 данной статьи.

Возмещение вреда, причиненного водным объектам нарушением водного законодательства, производится прежде всего на основании ст. 68, 69 ВК РФ, в соответствии с которыми лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно либо в

512


судебном порядке в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 639' такая методика разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов РФ по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Приказом Министерства природных ресурсов от 30 марта 2007 г. № 71 была утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства2. Данной методикой учитываются следующие основные виды причинения вреда:

• загрязнение водных объектов вредными (загрязняющими)
веществами, сбрасываемыми в составе сточных, в том числе
неорганизованных, вод и поступающими иным способом;

• загрязнение водных объектов в результате аварийных разли
вов нефти, нефтепродуктов и иных вредных веществ;

• загрязнение водных объектов в результате сброса хозяйствен
но-фекальных и льяльных сточных вод с судов, а также иных
плавучих и стационарных объектов и сооружений;

• засорение акватории, дна и берегов водного объекта быто
выми и производственными отходами, в том числе затоплен
ными судами и иными крупными предметами, брошенными
их владельцами;

• засорение акватории, дна и берегов водного объекта при
осуществлении запрещенного молевого сплава древесины и
лесосплава без судовой тяги.

Методика не распространяется на случаи исчисления размера вреда, причиненного: здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, а также водным биоресурсам в результате ухудшения экологического состояния водных объектов; водным объектам в результате стихийных бедствий; затоплением и подтоплением сельскохозяйственных угодий, зданий, сооружений и коммуникаций, при разрушении гидротехнических сооружений на водных объектах.

Исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для фиксации и устранения причин факта загрязнения, в том числе затрат, связанных с разработкой проек-

1 СЗРФ. 2006. № 46. Ст. 4791.

2 БНА. 2007. № 28.

513


тно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением показателей состояния водного объекта до допущенного нарушения, а также для устранения последствий нарушения. Кроме того, исчисление размера вреда может осуществляться исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния водного объекта, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.

Литература

Боголюбов С. А., Кичигин Н. В., Пономарев М. В. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации (постатейный) М., 2007.

Вакула М. А. Новый водный кодекс: проблемы и пробелы // Экологическое право. 2006. № 4.

Калиниченко Т. Г. Проблемы развития публично-правовых начал в проекте нового Водного кодекса РФ // Экологическое право. 2006. № 4.

Колбасов О. С. Теоретические основы права пользования водами в СССР. М.: Наука, 1972.

Лукъяненко В., Быстрое Г. Договор водопользования: содержание, порядок заключения и исполнения // Хозяйство и право. 2006. № 2.

Мовчан А. П. Морское международное право. М., 1997.

СиваковД. О. Новый водный кодекс — итог обновления водного права // Законодательство и экономика. 2006. № 7.


Глава 22

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.