Наличие специальной земельно-правовой ответственности не является бесспорным фактом. Сомнение в признании земельно-правовой ответственности в качестве самостоятельной формы ответственности было высказано в юридической литературе после отмены в конце 1993 г. ст. 39 Земельного кодекса РСФСР, которая предусматривала случаи принудительного прекращения права на землю за земельные правонарушения. Хотя ст. 39 Земельного кодекса РСФСР не применялась, продолжала действовать ст. 32 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в соответствии с которой деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства прекращалась в случаях неиспользования земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение одного года.
Принятый ЗК РФ справедливо вновь вернулся к институту изъятия земель, что позволяет говорить о нормативном закреплении земельно-правовой ответственности, которая выражается в принудительном прекращении права на земельный участок, изъятии участка. Применение земельно-правовой ответственности обеспечивает заинтересованность в надлежащем использовании земельных ресурсов.
Прекращение права на земельный участок при неиспользовании его по назначению или использовании с нарушением законодательства является санкцией за нарушение требований земельно-правовых норм, предусмотренной в нормах земельного законодательства1. Порядок и основания прекращения прав на земельные участки в результате земельного правонарушения урегулированы нормами ст. 44—47, 54 ЗК РФ, ст. 284—286 ГК РФ. Земельно-правовая ответственность характеризуется специфическим видом санкции, закрепленным в нормах специального законодательства, и особым порядком ее применения.
В целом же по РФ только за 2006 г. выявлено 7538 нарушений земельного законодательства, связанных с неиспользованием земельных участков, что составляет 12 % от общего числа нарушений в данной сфере. Довольно часто встречаются случаи использования земельных участков не по целевому назначению — 2836 нарушений, что составляет 4,5 % от общего числа нарушений. Несмотря на значительное количество данных видов земельных правонарушений, потенциально допускающих возможность принудительного прекращения прав на землю, за 2006 г. вынесено только 1840 предупреждений о возможном прекращении прав на землю (правда, количество предупреждений увеличилось на 6 % по сравнению с 2005 г.). В 2007 г. вынесено более 2000 предупреждений о возможном прекращении прав на землю, и только в 252 право на земельный участок было прекращено. При этом отмечается тенденция к увеличению (на '/3) выявления таких административных правонарушений, как использование земельных участков не по целевому назначению и снижение выявления неиспользуемых земельных участков (более чем на 1500).
Субъектами земельно-правовой ответственности могут быть собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи — юридические лица или физические лица, достигшие 16-летнего возраста. Арендаторы земельных участков не могут быть привлечены к земельно-правовой ответственности. Прекращение арендных отношений в связи с ненадлежащим использованием земельных участков производится в рамках гражданско-правовой ответственности, наступающей в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) договорных отношений.
Тот факт, что основания для принудительного прекращения права собственности содержатся в ст. 284 и 285 ГК РФ, не опровергает сказанное. Представляется, что некоторые нормы (в частности, и положения указанных статей), содержащиеся в ГК РФ, по своей природе являются земельно-правовыми.
288
Основаниями принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком в случае его ненадлежащего использования являются:
1) использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной кате гории земель;
2) использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяй ственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
3) неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исклю чением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
4) неустранение совершенных умышленно земельных право нарушений, указанных в подп. 3 п. 2 ст. 45 ЗК РФ.
Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется в судебном порядке и является крайней мерой, которая реализуется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Для принудительного прекращения перечисленных прав установлена следующая процедура.
Одновременно с наложением административного взыскания (штрафа) уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях1 с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок.
1 Предупреждение о допущенных земельных правонарушениях не является мерой административного взыскания, так как не выполняет функций мер ответственности.
289
Несмотря на достаточно обширный круг оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, содержащийся в ст. 45, 47 ЗК РФ, анализ КоАП РФ приводит к выводу о невозможности применения некоторых из них. Так, КоАП РФ не предусматривает административную ответственность за использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; нарушение режима использования земель природоохранного, рекреационного назначения, земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; за систематическую неуплату земельного налога и др. Между тем, привлечение к административной ответственности за конкретные земельные правонарушения является обязательной предпосылкой применения земельно-правовой ответственности заданное нарушение. Выходом из сложившейся ситуации может быть не только соответствующее пополнение норм КоАП РФ, но и принятие субъектами РФ законов об административной ответственности за те правонарушения, которые названы в земельном кодексе, но за которые не установлена административная ответственность на федеральном уровне (см. ст. 2.1 КоАП РФ).
В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок в компетентный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Таким образом, начинается процедура принудительного прекращения прав на земельный участок.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. Суд выносит решение с учетом всех обстоятельств дела. Суд может установить новый срок для устранения допущенных нарушений, а также отказать в прекращении соответствующего права. Любое решение суда может быть обжаловано в сроки и в порядке, установленные гражданским процессуальным законодательством. При отсутствии жалобы на судебное решение по истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган
290
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения причиненного вреда. В соответствии со ст. 76 ЗК РФ граждане и юридические лица обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате нарушения земельного законодательства. Такая обязанность сохраняется и в случае, когда земельный участок был у него изъят при неустранении нарушения. Если произошло захламление, другие виды порчи земель, правонарушитель обязан привести земельный участок в пригодное для использования состояние или такие действия производятся за его счет.
Порядок принудительного прекращения права собственности определяется земельным законодательством с учетом норм ГК РФ (ст. 284-287) и был рассмотрен в § 5 гл. 4 данного учебника. Основное отличие в порядке прекращения права собственности в случае ненадлежащего использования земельного участка от прекращения иных прав на земельный участок по этому же основанию заключается в возмездном характере прекращения права собственности. Собственнику выплачивается сумма, вырученная от продажи изъятого земельного участка. Также необходимо отметить, что исходя из действующего в настоящее время земельного и гражданского законодательства об изъятии земельных участков и прекращении прав на земельные участки можно сделать вывод, что для изъятия земельного участка у собственника ввиду ненадлежащего использования не требуется его привлечение к административной ответственности за соответствующее правонарушение и наложение административного взыскания в виде штрафа. Между тем, наличие дополнительного этапа в процедуре изъятия земельного участка у его собственника отвечает, прежде всего, его интересам (позволяет полно и всесторонне оценить деяние собственника, предоставляет дополнительное время для устранения допущенного земельного правонарушения) и обеспечивает реализацию такого конституционного положения, как равенство всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ).
Нормы п. 2 ст. 54 ЗК РФ (предусматривающие, что принудительное прекращение права пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного штрафа) следует распространить
291
и на процедуру изъятия земельного участка у его собственника. Для устранения существующих пробелов необходимо дополнить Земельный кодекс РФ положениями, которые бы четко устанавливали основания и единый порядок применения земельно-правовой ответственности ко всем лицам, использующим земельные участки, независимо от их правового статуса.
Литература
АнисимовА. П. Земельно-правовая ответственность за нарушение правового режима земель поселений // Журнал российского права. 2004. № 2.
Земельное право: Учебник. 3-е изд., исправ. и доп. / Под ред. В. Х. Улюкаева. М.: Былина, 2002.
Ибрагимов К. Х. Вопросы земельно-правовой ответственности //Журнал российского права. 2006. № 10.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 3-е изд., исправ. и доп. /Отв. ред. В. М. Лебедев. М.: Юрайт-Издат, 2004.
Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» /Отв. ред. Г. Е. Быстрое, Б. Д Клюкин. М.: Контракт: ИНФРА-М, 2002.
Сухова ЕЛ. Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель: анализ законодательства и практики // Законодательство и экономика. 2006. № 7.
Сухова Е. А. Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства // Право и экономика. 2006. № 2.