Целям обеспечения рационального использования земель, сохранения и улучшения ее плодородного слоя служит юридическая ответственность. Юридическая ответственность в любой отрасли права — явление многогранное и сложное. Как правовой институт ответственность за правонарушения в области использования и охраны земель (далее — также земельные правонарушения) включает совокупность юридических норм, устанавливающих неблагоприятные последствия за совершение правонарушения в области использования и охраны земель и порядок их возложения на правонарушителя. Юридическая ответственность выражается в обязанности лица, совершившего правонарушение, претерпеть санкцию (меру ответственности), т. е. неблагоприятные последствия, установленные законом и (или) договором.
Для применения административной и уголовной ответственности требуется акт компетентного государственного органа, и в этом смысле юридическая ответственность — это реакция государства на совершенное правонарушение, и применяемая санкция будет иметь государственно-властный характер. Возложение же мер гражданско-правовой ответственности не всегда связано с приведением в действие механизма государственного принуждения, например, правонарушитель добровольно на основании соответствующего соглашения возмещает все убытки, вызванные правонарушением.
Основными функциями юридической ответственности являются: штрафная или репрессивно-карательная (направлена непосредственно на правонарушителя); предупредительно-воспитательная или превентивная (призвана обеспечить формирование у всех субъектов мотивов для соблюдения норм законодательства и прав, законных интересов других лиц) и правовосстановительная или компенсационная (свойственна имущественной ответственности и связана с компенсацией потерпевшему потерь, вызванных совершенным правонарушением).
Нормы Земельного кодекса РСФСР 1991 г. содержали специальную норму (ст. 125), устанавливавшую составы правонарушений и размер административных штрафов за нарушение земельного законодательства. Вполне обоснованно и логично ЗК РФ отказался от такого подхода, определив лишь, что «лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством» (ч. 1 ст. 74). Именно такое положение позволит избежать ненужного дублирования составов, возможного возникновения противоречий между нормами земельного права и иных отраслей (например, административного права).
В то же время ЗК РФ включил в свое содержание абсолютно новую норму, определяющую основание дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения. Порядок же привлечения к дисциплинарной ответственности устанавливается специальным законодательством (трудовым, законодательством о государственной и муниципальной службе и др.).
Особенностью ответственности в области использования и охраны земель является то, что привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный им вред.
Основанием привлечения субъекта к ответственности является правонарушение в области использования и охраны земель. Любое правонарушение характеризуется общественной вредностью (всегда связано с посягательством на охраняемые государством ценности) и противоправностью (противоречие нормам правовых актов). Эти свойства, признаки деяния позволяют отграничить правонарушение от правомерного действия (бездействия).
Земельное правонарушение можно определить как виновное противоправное деяние, нарушающее права, законные интересы
272
и (или) правовые нормы, регулирующие отношения в области использования, управления и охраны земель.
Для квалификации противоправного деяния в качестве правонарушения требуется наличие совокупности необходимых и достаточных с точки зрения закона условий (элементов) — состава правонарушения. В состав земельного правонарушения включаются четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Общим объектом земельного правонарушения являются отношения в области использования, управления и охраны земель. В качестве специального объекта могут быть выделены: отношения собственности, землевладения, землепользования (например, при самовольном занятии земельного участка); установленный порядок использования и охраны земель (например, при использовании земельного участка не по назначению).
Объективную сторону образует противоправное деяние, которое выражается в противоправных действиях (например, захламление земель) или в противоправном бездействии (например, неосуществление мероприятий по охране земель). К элементам объективной стороны земельного правонарушения относятся также причинная связь между деянием и наступившими последствиями и причиненный вред.
Наиболее часто земельные правонарушения характеризуют такие факультативные элементы, как: место совершения правонарушения (например, самовольное занятие земельного участка водоохранной зоны водного объекта — ст. 7.8 КоАП РФ); способ совершения нарушения (например, порча земель — ст. 254 УК РФ).
В соответствии с законодательством для привлечения лиц к ответственности в одних случаях достаточно самого факта совершения ими противоправного деяния (здесь имеет место формальный состав правонарушения), в других случаях — требуется и наступление отрицательных последствий в результате противоправного деяния или реальная угроза их наступления (материальный состав).
Субъектом земельных правонарушений могут быть любые физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства) и юридические лица. Нередко ответственность за совершение земельных правонарушений несут специальные субъекты — должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления. Лицо должно обладать установленными
273
законодательством признаками субъекта земельного правонарушения (достижение определенного возраста, вменяемость и др.).
Субъектами земельных правонарушений являются как «непосредственные» лица, которым земельные участки предоставлены на законном основании (например, при использовании землевладельцем земельного участка способами, приводящими к ухудшению его качества), так и «сторонние» лица (например, при самовольном занятии земельного участка).
Субъективная сторона земельных правонарушений характеризуется виной правонарушителя, т. е. наличием неосторожности или умысла. Большая часть земельных правонарушений совершается с умышленной формой вины (косвенный умысел).
За земельные правонарушения законодательство предусматривает административную, уголовную, гражданскую, земельно-правовую и дисциплинарную ответственность.