Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОСЛЕ 1917 ГОДА



ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 1

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ

ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И РОССИЙСКОГО ЗЕМЕЛЬНОГО СТРОЯ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКОГО

ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ДО 1917 ГОДА

К середине XVI в. окончательно сложилась феодальная собственность на землю, имевшая сословный характер. Основными формами землевладения в этот период были вотчина и поместье. Владелец вотчины мог ее продать, заложить, передать по наследству. Владелец поместья имел более ограниченный круг прав. Он не мог свободно распоряжаться землей, но она передавалась по наследству, могла быть обменена, и поместье могло быть передано в качестве приданого дочери. Продажа земли поместья допускалась только на основании царского указа. Единый правовой режим вотчины и поместий был установлен Указом Петра I от 23 марта 1714 г. «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах». Этот нормативный акт впервые ввел в российское законодательство термин «недвижимое имущество».

К середине XIX в. в России уже появилось множество форм землевладения: церковное, удельное, кабинетное, майоратное и др.

Земельный строй дореволюционной России во многом был определен крестьянской реформой 1861 г. Основными нормативными актами, на основании которых проводилась крестьянская реформа, были Манифест от 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права и Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. В развитие этих актов были изданы: Положение об устройстве дворовых людей, Положение о выкупе, Правила о порядке приведения в действие положений о крестья-


нах и др. Отмена крепостного права освободила около половины крестьянского населения.

Бывшие крепостные крестьяне наделялись землей (усадебной и полевой) за выкуп. Наделение землей производилось в постоянное пользование с условием отбывания повинностей в пользу помещика. Выкупить земельный участок крестьянин мог только по истечении 9 лет после ее получения. При этом требовалось согласие помещика для выкупа полевой земли. Для урегулирования вопросов, возникавших по поводу разграничения помещичьих и крестьянских земель, назначались мировые посредники, которые помогали сторонам заключать соглашения (уставная грамота).

Главной формой крестьянского землепользования было надельное землевладение, которое существовало в основном в общинной (на большей части территории России) и подворной (в южных и прибалтийских губерниях) формах. При подворном землевладении расположение и размеры участков отдельных дворов в полевых наделах оставались неизменными. В общине все земли распределялись между ее членами. Каждому члену выделялись «полосы» как продуктивных, так и непродуктивных земель, которые подлежали систематическому переделу.

Существование чересполосицы, передел земель, падение плодородия и иные недостатки общинного землевладения послужили основанием для проведения столыпинской аграрной реформы1. Принципиальные положения (изменения) земельного строя были определены в Указе от 9 ноября 1906 г. «О новом льготном порядке выдела из общины» и Законе от 14 июня 1910 г., который утвердил этот Указ с некоторыми изменениями.

Эти законодательные акты должны были обеспечить разрушение общины. В общинах, в которых продолжительное время не проводились общие переделы земли, общинный порядок землевладения признавался ликвидированным, а земельные участки, находившиеся в пользовании отдельных домохозяев, признавались их личной собственностью. В тех обществах, где проводились общие переделы земли, домохозяевам было предоставлено право в любое время требовать закрепления находящейся в их пользовании земли в личную собственность. Домохозяин получал также право требовать вместо закрепленных за ним чересполосных участков выделения ему земельного участка в виде «отруба» или «хутора».

Столыпин П. А. (1862—1911) — российский государственный деятель, с 1906 г. — министр внутренних дел и председатель Совета министров, определявший политику правительства России.


 


При отрубном владении усадьба и пашня находились в разных местах, а при хуторном — составляли единый земельный массив. Широкое применение получило переселение крестьян из густо населенных западных губерний в восточные регионы.

Городские земли могли принадлежать на праве собственности частным лицам, казне или городам. Так, пустующие земли считались собственностью города.

Ход столыпинской аграрной реформы был прерван Первой мировой войной и преобразованиями, происшедшими в России после Октябрьской революции.

ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОСЛЕ 1917 ГОДА

Основы земельного строя были заложены одним из первых законодательных актов Советской власти — Декретом ВЦИК от 26 октября 1917 г. «О земле»1. Декретом провозглашался переход помещичьих имений, равно как и всех земель — удельных, монастырских, церковных со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, — в распоряжение волостных земельных комитетов, уездных Советов крестьянских депутатов для распределения между крестьянами.

Положения Декрета «О земле» получили конкретизацию в Декрете ВЦИК от 19 февраля 1918 г. «О социализации земли»2, который закрепил отмену частной собственности на землю, а также недра, воды, леса и живые силы природы в пределах РСФСР и переход земли без всякого (явного или скрытого) выкупа в пользование (трудового) народа.

Хотя Декрет «О социализации земли» провозглашал свободу выбора форм землепользования, преимущество отдавалось трудовому коммунистическому артельному и кооперативному хозяйствам перед единоличным.

Распределение земли между трудящимися осуществлялось на уравнительно-трудовых началах так, чтобы потребительно-трудовая норма, применяясь в данном районе к исторически сложившейся системе землепользования, не превышала трудоспособности наличных сил каждого отдельного хозяйства и в то же время давала бы возможность безбедного существования семье земледельца (ст. 12).

1 СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 3.

2 СУ РСФСР. 1918. № 25. Ст. 346.


13 февраля 1919 г. В ЦИК принял Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах по переходу к социалистическому земледелию', где впервые было введено понятие единого государственного фонда (вся земля в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики). В соответствии с данным Положением сельскохозяйственный земельный фонд подлежал использованию: в первую очередь для нужд советских хозяйств и коммун, во вторую — для нужд трудовых артелей и товариществ и для общественной обработки, в третью — для добывания средств к существованию единоличных землепользователей (ст. 8).

30 октября 1922 г. постановлением ВЦИК РСФСР был утвержден Земельный кодекс РСФСР2, который называли «Крестьянским кодексом», поскольку основное внимание он уделял правовому режиму сельскохозяйственного землепользования. Правовой режим иных категорий земель регулировался как Земельным кодексом, так и другими нормативными актами: Лесным кодексом РСФСР 1923 г., положениями «О недрах земли и разработке их» от 7 июля 1923 г.3, «О земельных распорядках в городах» от 13 апреля 1925 г.4, «О землях, предоставленных транспорту» от 28 августа 1925 г.5 и др.

Конституцией СССР 1924 г. установление общих начал землеустройства и землепользования было отнесено к ведению Союза ССР. 15 декабря 1928 г. ЦИК СССР утвердил Общие начала землепользования и землеустройства6, которые регулировали основные земельные отношения: определялись права трудящихся на землю, правила по ведению землеустроительных мероприятий, правовой режим отдельных категорий единого государственного земельного фонда, правовой режим отдельных категорий земель и др.

В период сплошной коллективизации нормы, регулирующие аренду земли и наем труда в единоличных крестьянских хозяйствах, были отменены постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством»7. Кулаки были лишены права пользования землей.

1 СУ РСФСР. 1919. № 4. Ст. 43.

2 СУ РСФСР. 1992. № 68. Ст. 901.

3 СУ РСФСР. 1923. № 54. Ст. 532.

4 СУ РСФСР. 1925. № 27. Ст. 188.

5 СЗ СССР. 1925. № 65. Ст. 477, 478.

6 СЗ СССР. 1928. № 69. Ст. 642.

7 СЗ СССР. 1930. № 9. Ст. 105.


В этот период главное значение имело использование сельскохозяйственных земель. Принятый 17 февраля 1935 г. Примерный устав сельскохозяйственной артели1 установил, что земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бессрочное пользование. Единоличным крестьянским хозяйствам земли отводились за пределами землепользования колхозов, в конце полей севооборотов2.

Согласно Конституции СССР 1936 г. земля, ее недра, воды и леса в СССР признавались государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием. Земля, занимаемая колхозом, закреплялась за ним в бесплатное и бессрочное пользование — навечно. Каждый колхозный двор мог иметь в личном пользовании небольшой приусадебный участок и в личной собственности — подсобное хозяйство.

В основном земельное законодательство было направлено на регулирование коллективных форм землепользования (колхозного землепользования), а также отношений по землепользованию граждан — не членов колхозов.

Объединить существующие в различных законодательных актах земельно-правовые нормы были призваны Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик (13 декабря 1968 г.)3. Основы не только упорядочили земельное законодательство, но и содержали много новых норм, например, впервые были выделены земли водного фонда и населенных пунктов. 22 октября 1970 г. в соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик был принят Земельный кодекс РСФСР.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.