Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

АК – акустический каротаж



Инклинометрия

Кавернометрия

Термометрия

Оценка коллекторских свойств продуктивного пласта:

Методы ГИС, которые позволяют определить пористость коллекторов:

1.

 
 

Для определения пористости по данным электрического каротажа используют формулу, выражающих зависимость относительного сопротивления от литологических факторов, пористости и цементации.

где ρп – удельное электрическое сопротивление породы;

ρв – сопротивление пластовой жидкости, насыщающей поры пласта.

2. Для определения пористости пород по данным акустического каротажа используют формулу для определения пористости. В практике зарубежных промыслово-геофизических исследований для определения коэффициента пористости по результатам акустического каротажа наиболее часто применяется эмпирическое уравнение среднего времени, предложенное Вили:

 


где vп, vж, vск – скорости распространения упругих волн соответственно в пористой среде, в жидкости, заполняющей поровое пространство, и в скелете породы.

3. Для определения пористости по данным нейтронного каротажа строится график, связывающий значение логарифма пористости (определенной по анализам керна, калибровки или другим данным) с отклонениями кривой НК. Этот график выражается уравнением

 

где Kп – пористость; Nd – величина отклонения каротажной кривой; m – коэффициент наклона линии графика; K – постоянная величина.

4. Определение пористости по данным гамма-гамма-каротажа проводят по формуле

 

где δс – плотность скелета породы; δф – плотность флюида, заполняющего поры пласта; δизм – объемная плотность породы, определяемая по ГГК.

5. Проведенные скважинные исследования методом ядерно-магнитного каротажа показали, что каротаж свободной жидкости в карбонатных отложениях можно использовать для непосредственного определения общей пористости коллекторов с точностью, сравнимой с точностью лабораторных анализов керна. Калибровку показаний приборов ЯИК по пористости производят в баке с водой (Kп=100%) и сухой модели скважины (Kп~0).

Методы ГИС, которые позволяют определить нефтегазонасыщенность пластов:

 

Заключение о нефтегазонасыщенности пласта делают по коэффициенту увеличения сопротивления Q, который показывает, во сколько раз сопротивление нефтенасыщенного пласта рнг больше, чем сопротивление того же пласта при 100 % насыщении его пор водой рвп: Q= рнг / рвп

Сопротивление нефтегазонасыщенного пласта может быть определено по результатам БКЗ (боковое каротажное зондирование), ИК (индукционный каротаж), ВИКИЗ (высокочастотное индукционное каротажное изопараметрическое зондирование) или БК (боковой каротаж).

 

Методы ГИС, которые позволяют определить проницаемость пластов:

Проницаемые горизонты хорошо выделяются по диаграммам ПС (самопроизвольная поляризация), микрозондов. В результате интерпретации БКЗ (боковое каротажное зондирование) можно определить диаметр зоны проникновения, а он тем больше, чем выше коэффициент проницаемости.

Определение глинистости коллекторов по ПС основано на зависимости адсорбционно активности, а, следователбно, и глубины аномалии ПС над коллекторами от содержания в них глинистого материала.

 

Исследования, проводимые при ГТМ (геолого-технических мероприятиях):

1. Применение термометрии скважин.Решаются геологические задачи и задачи, связанные с выяснением технического состояния скважины. Измерение абсолютных значений температуры производится для определения основных геометрических параметров (геометрического градиента, геометрической ступени, плотности теплового потока), тепловой характеристики пород (теплопроводность, температуропроводность, тепловое сопротивление), изучения технического состояния цементного камня (высоты подъема цемента за колонной, наличие перетоков флюида в затрубном пространстве и мест поступления в скважину, выявление интервалов поглощения жидкости или ее поступления из пласта в скважину при бурении).

2. ИННК – импульсный нейтронный каротаж, определяют литологические разрезы скважин, определение ВНК, ГНК, ГВК. Основан на измерении характеристик нестационарных нейтронных полей. Этим методом регистрируют диаграммы плотности тепловых нейтронов nt при неизменном расстоянии Lз между мишенью и индикатором и при нескольких фиксированных задержках tз и временных окнах Δt

3. АКЦ (акустическая цементометрия) позволяет судить о характере сцепления цементного камня с обсадными трубами и стенками скважин, а следовательно и о надежности разобщения продуктивных пластов от водоносных. Наиболее простой способ акустических исследований – каротаж скорости, когда автоматически регистрируется кривая изменения времени пробега прямой или головной волны между двумя приемниками. Поскольку расстояние между приемниками постоянная, то кривая времени является фактическим обратным графиком изменения скорости. При каротаже по затуханию измеряется амплитуда упругой волны и ослабление сигнала между двумя приемниками. На акустических диаграммах высокими значениями скоростей распространения упругих волн выделяются плотные породы - магматические, метаморфические, скальные, осадочные. В рыхлых песках и песчаниках скорость тем ниже, чем больше пористость. Наибольшее затухание (наименьшая амплитуда сигнала) наблюдается в породах, заполненных газом, меньше затухание в породах нефтенасыщенных, еще меньше - у водонасыщенных

4. Гамма-каротаж (ГК) – для определения движения воды в заколонном пространстве, местоположения очага обводнения, изучения закономерности распространения коллекторов на месторождении, установления гидродинамической связи между отдельными объектами разработки и т.д . Основан на интенсивности γ- излучения по стволу скважины. Интерпретации результатов измерения при работе с радиоактивными изотропами заключается в сопоставлении диаграмм гамма-каротажа, полученных до ввода в нее радиоактивного вещества и после ввода. Эти сопоставления дают возможность исключить пласты с естественной радиоактивностью и выявить участки разреза, в которых наблюдается проникновение в пласт активированных жидкостей.

 

Основные задачи, решаемые с помощью ГИС на месторождениях нефти и газа:

- литологическое расчленение разрезов скважин;

- выделение в разрезах коллекторов, определении их мощности и строения;

- определение коллекторских свойств – пористости, проницаемости, глинистости;

- определение нефтегазонасыщенности коллекторов;

- определение положения ВНК, ГНК, ГВК;

- корреляция разрезов скважин;

- изучение технического состояния скважин;

- контроль над разработкой месторождения.

 

Аппаратура и оборудование, применяемые при проведении геофизических исследований скважин (ГИС):

Для проведения геофизических исследований скважин используется как общая аппаратура и оборудование, применяемые в большинстве методов ГИС (автоматические каротажные станции (АКС) или аппаратура геофизических исследований скважин (АГИС), спускоподъемное оборудование), так и специальные скважинные приборы, разные в разных методах (глубинные или каротажные зонды). Электрические и другие виды каротажа скважин выполняются с помощью автоматических каротажных станций, состоящих из наземной и скважинной аппаратуры. В станциях имеются постоянные или сменные комплекты скважинных приборов и пультов управления для электрического, радиоактивного и других видов каротажа, а также для выполнения различных операций в скважинах:

Автоматические каротажные станции с фотозаписью – запись измеряемых параметров ведется с помощью зеркальных гальванометров на фотобумаге, фотобумага приводится в движение от специального двигателя (обычно сельсина) синхронно с перемещением скважинного прибора. К примеру, автоматическая каротажная станция с фотозаписью АКС-4 позволяет исследовать скважины глубиной 2-3 км. Одним из недостатков станции АКС-4 является возникающие нарушения работы системы гальванометров фоторегистратора от сильных толчков при переездах и непосредственно на скважине.

2. Комплексные автоматические каротажные станции с потенциометрической записью. Наиболее широкое распространение получила автоматическая электронная каротажная станция АЭКС-900 (1500). Цифры, стоящие в названии, указывают максимальную глубину изучаемых скважин. Станция выпускается в двух вариантах: для глубин 900 и 1500 м и работает на трехжильном кабеле. Такие глубины характерны для скважин рудных и угольных месторождений.

3. Аппаратура для регистрации скважинных сигналов в двоично-цифровом коде– дает возможность вводить полученную информацию в ЭВМ с целью ускорения и автоматизации ее обработки. К примеру, аппаратура «Север», у которой ввод информации в ЭВМ проводится или непосредственно с магнитной ленты шагового накопителя (в режиме «ввод») или через модулятор и канал связи (радио-, телефонный канал или радиорелейная линия) на ЭВМ пункта обработки.

4. Аппаратура комплексного электрического каротажа предназначена для проведения широкого комплекса исследований в скважинах методами КС, ПС, БКЗ и другими методами без подъема скважинного прибора на поверхность. Аппаратура состоит обычно из скважинного прибора и наземных блоков, подключаемых к каротажным станциям. К примеру, комплексная аппаратура электрического каротажа на семижильном кабеле КЭС-2 предназначена для исследования нефтяных и газовых скважин глубиной до 3500 м. К примеру, аппаратура ПИК-1М предназначена для работы в скважинах глубиной до 6 км с любым типом каротажного кабеля.

5. Спускоподъемные устройства и оборудование. Для спуска скважинных приборов и зондов в скважину применяются каротажные кабели, которые направляются в нее через блок-баланс и приводятся в движение лебедкой. Каротажный кабель одновременно служит и для электрического соединения схем наземной и скважинной аппаратуры, а также для определения глубины нахождения датчика измеряемых величин.Для спуска скважинных приборов в зондов в скважину применяются каротажные кабели, которые направляются в нее через блок-баланс и приводятся в движение лебедкой. Каротажный кабель одновременно служит и для электрического соединения схем наземной и скважинной аппаратуры, а также для определения глубины нахождения датчика измеряемых величин. Кабели обозначаются буквами и цифрами. После первой буквы «К», означающей «Каротажный», следует буква, показывающая количество токоподводящих жил: одна («О»), три («Т»), семь («С»). Третья буква означает наличие хлопчатобумажной оплетки (О), шланга (Ш) или металлической брони (Б). Четвертая буква (если она имеется) характеризует кабели, применяющиеся в специфических, обычно сложных условиях эксплуатации: Н - нефтестойкий, Т - теплостойкий, Ф - фторопластовое покрытие в целях теплостойкости, Д -наличие двойной брони одножильного кабеля. Цифра в обозначении кабеля означает разрывное усилие кабеля в тоннах

 

Билет № 8

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.