Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы подбора и расстановки персонала



Миром правят интересы. .

Народная мудрость

Служить бы рад, прислуживаться тошно!

А.С.Грибоедов

Элементы эффективного управления персоналом.

Кадры управления, квалифицированный управленческий персонал, всегда играли очень существенную роль в достижении целей фирмы. Еще А.Файоль - представитель классической школы управления - отмечал очень важное значение руководителей, менеджеров для достижения коммерческого успеха фирмы. Сам он в 1888 году принял руководство французской горнодобывающей и металлургической компанией “Comambault”, находящейся на грани банкротства, а к моменту выхода его в отставку в 1918 году эта компания стала одним из самых мощных французских концернов, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами. Столь же впечатляющим является пример Ли Якокки, который принял американскую компанию “Крайслер” в состоянии полного банкротства и за несколько лет сделал ее вновь прибыльной и успешной автомобильной корпорацией.

Особенно возрастает значение квалифицированного персонала в условиях перехода к рынку, когда каждая фирма получает хозяйственную самостоятельность, и от решения ее владельцев, руководителей, менеджеров зависит в полной мере, будет ли фирма прибыльной или убыточной.

В отношении управления персоналом у различных авторов, занимающихся теорией менеджмента, имеются различные воззрения. Одни считают управление персоналом особым разделом науки «Менеджмент», другие – функцией управления. На экономических факультетах ведущих вузов или факультетах менеджмента читаются отдельные курсы «Управление персоналом». В любом случае, управление персоналом является важнейшим элементом системы управления в целом, без которого системность науки управления полностью нарушается.

Управление персоналом - это сфера деятельности, направленная на создание коллектива фирмы и поддержание его высокого потенциала для эффективного выполнения миссии, целей и задач, стоящих перед предприятием.

Выше уже отмечалось, что для того, чтобы достичь конкурентного преимущества, необходимо, чтобы основные элементы, определяющие производство продукции или услуг, находились на самом высоком уровне. Элементами, обеспечивающими эффективную работу фирмы, являются: современная техника и технология производства, высокий уровень организации и управления производством, наличие финансовых ресурсов для оперативной деятельности и инвестиций, современная информационная система, наличие подготовленного персонала. Ведущим элементом в этом комплексе является персонал - коллектив людей, который создает и эксплуатирует технику и технологию производства, разрабатывает организационную структуру фирмы и управляет всеми производственными и сбытовыми процессами. От того, насколько квалифицированным будет персонал, насколько он будет предан фирме и заинтересован в ее репутации, в конечном итоге зависит результат работы фирмы, ее процветание или банкротство.

Исходя из постулата, чтотолько высоко моральные профессионалы могут создать процветающее государство и эффективно работающие компании и управлять ими, можносчитать, что в области управления персоналом важнейшими составляющими являются:

требования, предъявляемые в обществе к современному менеджеру;

умение руководства разрабатывать правильную стратегию в области управления персоналом;

рациональная эффективная мотивация деятельности персонала;

способность руководителя стать лидером, заслужить авторитет у своего коллектива и повести его за собой;

умение руководителя создать благоприятную атмосферу в коллективе и находить правильные решения при возникновении конфликтных ситуаций;

знание того, как правильно и эффективно использовать свое время и время своих подчиненных.

Классификация кадров управления.

К кадрам управления относятся работники, осуществляющие функции управления или способствующие их осуществлению, т.е. персонал, профессионально участвующий в процессе управления и входящий в аппарат управления.

Классификация управленческого персонала вводится для того, чтобы определить роль конкретных категорий работников в производственной и социальной жизни общества. Управление каждой категорией персонала требует своего специфического подхода.

В настоящее время выделяют три категории управленческого персонала в зависимости от того, какую роль они играют в процессе управления:

руководители - лица, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие его работу и несущие персональную ответственность за результаты деятельности. Руководители могут быть линейными и функциональными. В соответствии с иерархией системы руководители подразделяются по уровням управления;

специалисты - лица, подготавливающие соответствующие решения и несущие ответственность за качество их подготовки. К этой категории относятся инженеры всех специальностей, экономисты, юристы, социологи, бухгалтеры и т.д.;

вспомогательный и обслуживающий персонал - секретари, стенографистки, архивариусы и т.д. Этот контингент не участвует непосредственно в подготовке и принятии управленческого решения, но способствует его эффективной реализации.

Принципы подбора и расстановки персонала

Во всем мире сложилась достаточно стройная система правил подбора, подготовки и расстановки управленческого персонала, которая в той или иной степени применяется в народном хозяйстве России и на предприятиях водного транспорта - в частности:

подбор и расстановка персонала в соответствии с деловыми качествами;

четкое определение и закрепление прав, обязанностей и ответственности работников;

систематическое продвижение грамотных профессионально подготовленных энергичных и инициативных работников с целью повышения мотивации персонала;

предоставление возможности управленческому персоналу постоянно повышать свою квалификацию;

сочетание доверия к персоналу с проверкой исполнения решений;

сочетание в одном коллективе опытных и молодых работников для обеспечения преемственности традиций фирмы;

выборность отдельных категорий персонала.

7.4. Требования, предъявляемые к современному менеджеру;

Персонал управления должен постоянно совершенствоваться. Основное направление совершенствования кадров - овладение современным экономическим мышлением, умением правильно оценить изменяющуюся ситуацию, привитие чувства инициативы и предприимчивости, персональной ответственности за порученное дело. Кроме того,руководители и менеджеры должны овладеть современными методами и техникой управления.

К настоящему времени проведено и проводится множество исследований, направленных на выявление основных качеств, которыми должен обладать управляющий. Представляется, что достаточно полно это сформулировал еще А.Файоль. По его мнению, менеджер должен обладать следующими качествами:

физическими - здоровье, энергичность, внешний вид;

умственными - способность понимать и усваивать, здравый смысл, способность энергично мыслить и адаптироваться;

моральными - твердость, готовность принять на себя ответственность, инициативность, лояльность, тактичность, чувство собственного достоинства;

образовательными - общая эрудиция, знакомство с вопросами, не относящимися непосредственно к выполняемой функции;

технической эрудицией, специфической для своей функции;

опытом, полученным на самой работе.

В настоящее время считается, что руководитель, менеджер должен обладать тремя группами качеств:

Профессионализм- только профессионал, досконально знающий свое дело, может эффективно руководить фирмой или ее подразделениями в условиях рынка. Любая профессиональная некомпетентность ведет к банкротству. Профессионалу присущи:

способность понимать и усваивать, логическое мышление, здравый смысл, умение быстро адаптироваться;

общая эрудиция, знакомство с вопросами, не относящимися непосредственно к выполняемой функции;

техническая эрудиция, специфическая для своей функции;

опыт, полученный на самой работе.

Высокая моральность - нельзя стремиться к достижению цели аморальными средствами. Если руководитель ведет себя аморально, своекорыстно, его подчиненные будут вести себя соответственно, а в условиях рынка, конкуренции такое поведение ведет к потере клиентуры, а значит - к банкротству или нарушению законов и уголовному преступлению. К моральным качествам относятся: твердость, готовность принять на себя ответственность, инициативность, лояльность, тактичность, чувство собственного достоинства.

Здоровье: менеджер должен быть энергичным; плохое здоровье не позволяет руководителю всего себя отдавать фирме, выдерживать те огромные нагрузки, которые ложатся на его плечи. Хороший менеджер либо никогда не болеет, либо заболевает в пятницу вечером и выздоравливает к утру понедельника.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.