Введение…………………………………………………………………………………………………………..
|
|
Глава 1.
| Ориентирование наблюдателя на земной поверхности….…………………………............
|
|
1.1.
| Фигура и размеры Земли…………………………………………………...……………………..
|
|
1.2.
| Основные точки, линии и плоскости на поверхности Земли……………………………….….
|
|
1.3.
| Географические координаты. Разности широт и долгот: ………………………………….…..
|
|
| 1.3.1. Географические координаты……………………………………………………………….
|
|
| 1.3.2. Разности широт и долгот…………………………………………………………………
|
|
1.4.
| Радиусы кривизны земного эллипсоида…………………………………………………….…...
|
|
Контрольные вопросы ………………………………………………………...…………………………………
|
|
Глава 2.
| Определение направлений в море…….…………………………………..…………………...
|
|
2.1.
| Основные линии и плоскости наблюдателя.…………………………...……………………..…
|
|
2.2.
| Системы счета направлений: ………...................................................................………………..
|
|
| 2.2.1. Круговая система счета...………………...………………………………………………...
|
|
| 2.2.2. Полукруговая система счета……………………………………………………………….
|
|
| 2.2.3. Четвертная система счета…………………………………………………………………..
|
|
| 2.2.4. Румбовая система счета………………………………………………………………….…
|
|
2.3.
| Истинные направления и их соотношения…………………………………..…………………..
|
|
2.4.
| Дальность видимости горизонта и ориентиров в море:……...……..…………………………..
|
|
| 2.4.1. Дальность видимости горизонта………………………………...…………………………
|
|
| 2.4.2. Дальность видимости ориентиров в море……………………………………...................
|
|
| 2.4.3. Дальность видимости огня ориентира, показанная на карте…………….……………....
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 3.
| Определение направлений в море с помощью магнитных компасов………………….....
|
|
3.1.
| Принцип определения направлений по магнитному компасу…………………...…………….
|
|
3.2.
| Магнитное склонение. Девиация магнитного компаса: .………................................................
|
|
| 3.2.1. Магнитное склонение. Магнитные направления…………...…………….……………....
|
|
| 3.2.2. Девиация магнитного компаса. Компасные направления……......……….…..................
|
|
3.3.
| Поправка магнитного компаса и ее определение………………………….................................
|
|
3.4.
| Расчет истинных направлений по магнитному компасу………...…..…………….....................
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 4.
| Определение направлений в море с помощью гироскопических курсоуказателей…….
|
|
4.1.
| Принцип определения направлений с помощью гирокомпасов и гироазимутов……………..
|
|
4.2.
| Расчет истинных направлений по гирокомпасу и гироазимуту:………………..……………...
|
|
| 4.2.1. Расчет истинных направлений по гирокомпасу………………………...……………......
|
|
| 4.2.2. Расчет истинных направлений по гироазимуту…………………………….………….…
|
|
4.3.
| Способы определения поправок гироскопических курсоуказателей……………………….…
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 5.
| Определение скорости судна и пройденных им расстояний………….................................
|
|
5.1.
| Единицы длины и скорости, применяемые в судовождении:………………………………….
|
|
| 5.1.1. Единицы длины, применяемые в судовождении………………………………………....
|
|
| 5.1.2. Единицы скорости, применяемые в судовождении……………………………………....
|
|
5.2.
| Принципы измерения скорости судна…………………...……………………………………....
|
|
5.3.
| Определение скорости судна. Поправка и коэффициент лага…………………………….…...
|
|
5.4.
| Определение пройденного судном расстояния……………………………………………..…...
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 6.
| Морские навигационные карты в проекции Меркатора………………………….……….
|
|
6.1.
| Требования к морской навигационной карте:……………………...……………………………
|
|
| 6.1.1. Морская карта. Требования к ее содержанию и оформлению……................…………..
|
|
| 6.1.2. Классификация морских карт…………….…………………………………….………….
|
|
| 6.1.3. Требования к морской навигационной карте…………………………………………..…
|
|
| 6.1.4. Система адмиралтейских номеров морских навигационных карт……………………....
|
|
6.2.
| Принцип построения проекции Меркатора: …………………....................................................
|
|
| 6.2.1. Картографические проекции и их классификация……………………………………….
|
|
| 6.2.2. Меркаторская проекция……………………………………………………………………
|
|
6.3.
| Уравнение проекции Меркатора…………………………………………………………….…...
|
|
6.4.
| Единицы длины на карте меркаторской проекции…………………………………………...…
|
|
6.5.
| Построение меркаторской карты……………………………………………………………..…..
|
|
6.6.
| Решение элементарных задач на морской навигационной карте……......…………………..…
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 7.
| Графическое счисление координат судна………………………………………………….…
|
|
7.1.
| Назначение, содержание и сущность счисления:………………..…………………………...…
|
|
| 7.1.1. Общие положения. Элементы счисления…………………………………..………….….
|
|
| 7.1.2. Счисление пути судна: определение, назначение, сущность и классификация………..
|
|
| 7.1.3. Требования к счислению пути судна…………………...………………………................
|
|
7.2.
| Графическое счисление пути судна без учета дрейфа и течения: …………………………….
|
|
| 7.2.1. Задачи, решаемые при ручном графическом счислении пути судна ….....………….….
|
|
| 7.2.2. Требования к оформлению счисления пути судна на карте…………………………..…
|
|
| 7.2.3. Решение основных задач счисления пути судна на карте……………………………….
|
|
7.3.
| Циркуляция судна и ее графический учет:……………………………........................................
|
|
| 7.3.1. Циркуляция судна и ее элементы………………………………………………………….
|
|
| 7.3.2. Способы определения элементов циркуляции судна……….…………………................
|
|
| 7.3.3. Графический учет циркуляции при счислении пути судна…………..…...……………..
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 8.
| Графическое счисление координат судна с учетом дрейфа и течения...............................
|
|
8.1.
| Определение дрейфа судна от ветра и его учет при графическом счислении: …....................
|
|
| 8.1.1. Ветер и его влияние на путь судна………….......................................................................
|
|
| 8.1.2. Определение угла дрейфа от ветра......................................................................................
|
|
| 8.1.3. Учет дрейфа от ветра при графическом счислении пути судна……………..………….
|
|
8.2.
| Графическое счисление координат судна с учетом течения: .……………………....................
|
|
| 8.2.1. Морские течения и их влияние на путь судна………………………….….……………..
|
|
| 8.2.2. Учет течения при графическом счислении пути судна……………..................................
|
|
8.3.
| Совместный учет дрейфа и течения при графическом счислении пути судна………………..
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 9.
| Морские навигационные карты……………………………………………………………….
|
|
9.1.
| Классификация морских карт:……………………………………………………..……………..
|
|
| 9.1.1. Классификация морских карт по их назначению………………….………….………….
|
|
| 9.1.2. Классификация морских навигационных карт по их масштабу………………………...
|
|
| 9.1.3. Требования, предъявляемые к морским картам…………………………………...……..
|
|
9.2.
| Степень доверия к морским навигационным картам:…………………………………………..
|
|
| 9.2.1. Критерии качества морской навигационной карты………………………...…………….
|
|
| 9.2.2. «Подъем» морской навигационной карты………………………………………………...
|
|
| 9.2.3. Оценка морской навигационной карты судоводителем………………………………….
|
|
9.3.
| Корректура морских навигационных карт:……………………………………………………...
|
|
| 9.3.1. Общие положения…………………………………………………….………………….…
|
|
| 9.3.2. Корректура карт при стоянке судна в порту………………………………….…………..
|
|
| 9.3.3. Корректура карт в рейсе…………………………………………………………................
|
|
9.4.
| Условные знаки морских карт. «Чтение» карты………………………………………………...
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 10.
| Картографические проекции, используемые в навигации…………………………...........
|
|
10.1.
| Классификация картографических проекций……………….......................................................
|
|
10.2.
| Поперечная цилиндрическая проекция………………………………………………………….
|
|
10.3.
| Перспективные картографические проекции……………………………………………………
|
|
10.4.
| Равноугольная картографическая проекция Гаусса………………………….…………………
|
|
10.5.
| Использование для судовождения карт других стран…………………………………………..
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 11.
| Навигационное оборудование морей………………………………………………………….
|
|
11.1.
| Назначение и задачи навигационного оборудования……………….………………………….
|
|
11.2.
| Средства и методы навигационного оборудования………………..……………………………
|
|
11.3.
| Зрительные средства навигационного оборудования:……….…………………………………
|
|
| 11.3.1. Определение и классификация…………………………………………………………...
|
|
| 11.3.2. Маяки, знаки и огни……………………………………………………………………….
|
|
| 11.3.3. Навигационные створы…………………………………………………………………...
|
|
11.4.
| Радиотехнические средства навигационного оборудования: ….………………………………
|
|
| 11.4.1. Береговые радиопеленгаторные станции и радиомаяки………………………………..
|
|
| 11.4.2. Радиолокационные отражатели…………………………………………………………..
|
|
| 11.4.3. Радионавигационные системы……………………………………………………………
|
|
11.5.
| Плавучие предостерегательные знаки: ………………………………………………………….
|
|
| 11.5.1. Плавучие маяки, маячные суда и освещаемые поплавки………………………………
|
|
| 11.5.2. Буи и вехи……………………………………………………………………...…………..
|
|
11.6.
| Звукосигнальные и гидроакустические средства навигационного оборудования: .........................
|
|
| 11.6.1. Звукосигнальные средства навигационного оборудования……………………...……..
|
|
| 11.6.2. Гидроакустические средства навигационного оборудования………………………….
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 12.
| Основы определения места судна в море по видимым навигационным ориентирам………………………………………………………………………………………..
|
|
12.1.
| Общие принципы определения места судна в море. Навигационные параметры и изолинии:…………………………………………………………………………………………..
|
|
| 12.1.1. Общие принципы определения места судна в море………………………………….....
|
|
| 12.1.2. Навигационные параметры и изолинии………………………………………………….
|
|
12.2.
| Сущность определения места судна по навигационным изолиниям…………………………..
|
|
12.3.
| Приведение навигационных параметров и изолиний к одному месту (моменту)……………
|
|
Контрольные вопросы ………………………………………………………………………………………...…
|
|
Глава 13.
| Определение места судна по направлениям на видимые навигационные ориентиры………………………………………………………………………………………...
|
|
13.1.
| Определение места судна по визуальным пеленгам на береговые ориентиры:………………
|
|
| 13.1.1. Определение места судна по пеленгам на три ориентира………………………..…….
|
|
| 13.1.2. Определение места судна по пеленгам на два ориентира…………………………...….
|
|
| 13.1.3. Определение места судна способом «крюйс-пеленг»…………………………..............
|
|
13.2.
| Определение места судна по двум горизонтальным углам трех береговых ориентиров:…………………………………………………………………………......................
|
|
| 13.2.1. Сущность способа……………………………………………………………………...….
|
|
| 13.2.2. Способы нанесения обсервованного места судна на путевую карту: ……………...…
|
|
| 13.2.3. Случай неопределенности……………………………………………………………..…
|
|
| 13.2.4. Практическое выполнение способа определения места судна по двум горизонтальным углам ………………………………………………………………….
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 14.
| Определение места судна по расстояниям до видимых навигационных ориентиров…………………………………………………………………………………….….
|
|
14.1.
| Средства и способы определения расстояний до видимых ориентиров: …….……………….
|
|
| 14.1.1. Определение расстояний с помощью дальномеров……………………………………
|
|
| 14.1.2. Глазомерная оценка расстояний……………………………………………………...…..
|
|
| 14.1.3. Расчет расстояния до ориентира по измерению его вертикального угла…...………....
|
|
| 14.1.4. Измерение расстояний до навигационных ориентиров с помощью технических средств……………………………………………………………………………………………...
|
|
14.2.
| Определение места судна по расстояниям до двух (трех) ориентиров:……….………………
|
|
| 14.2.1. Определение места судна по двум расстояниям до ориентиров, полученных по их вертикальным углам…………………………………………………………………….…
|
|
| 14.2.2. Определение места судна по расстояниям до трех ориентиров, измеренных с помощью навигационной РЛС……………………………………………………………
|
|
| 14.2.3. Определение места судна по расстояниям до двух ориентиров………….…………....
|
|
14.3.
| Определение места судна способом «крюйс-расстояние»………………………......................
|
|
14.4.
| Определение места судна по пеленгу и расстоянию до ориентира……………………………
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 15.
| Комбинированные и приближенные способы определения места судна…………...........
|
|
15.1.
| Использование эхолота для определения места судна: …………………………......................
|
|
| 15.1.1. Измерение глубин эхолотом……………………………………………………………...
|
|
| 15.1.2. Определение места судна по глубинам (общий случай)………………………..............
|
|
| 15.1.3. Определение места судна способом «крюйс-изобата»…………………………………
|
|
| 15.1.4. Определение места судна по навигационной линии положения и глубине, измеренной одновременно и разновременно…………………………………………….
|
|
15.2.
| Комбинированные способы определения места судна: …………………………......................
|
|
| 15.2.1. Определение места судна по горизонтальному углу и пеленгу на один из ориентиров………………………………………………………………………………….
|
|
| 15.2.2. Определение места судна по горизонтальному углу и расстоянию до одного из ориентиров………………………………………………………………………………….
|
|
| 15.2.3. Определение места судна по разновременным расстояниям до двух и более ориентиров………………………………………………………………………………….
|
|
| 15.2.4. Определение места судна способом «исправленное крюйс-расстояние»……..............
|
|
| 15.2.5. Определение места при следовании судна по створу………………………………..…
|
|
15.3.
| Приближенные способы определения места судна: ……………………………………………
|
|
| 15.3.1. Уточнение места судна по изобатам……………………………………………............
|
|
| 15.3.2. Уточнение места судна по линиям положения, параллельным береговой черте с помощью судовой РЛС…………………………………………………………………….
|
|
| 15.3.3. Уточнение места судна по моменту открытия маяка и пеленгу на него………………
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 16.
| Навигационные руководства и пособия для обеспечения мореплавания………………..
|
|
16.1.
| Общие сведения. Назначение и классификация: ……………………………………………….
|
|
| 16.1.1. Морские навигационные руководства…………………………………………………...
|
|
| 16.1.2. Морские навигационные пособия………………………………………………..............
|
|
16.2.
| Лоции и дополнения к ним……………………………………………………………………….
|
|
16.3.
| Руководства «Огни и знаки» («Огни»)……………………………………………......................
|
|
16.4.
| Руководство «РТСНО»……………………………………………………………………………
|
|
16.5.
| Расписания радиопередач для мореплавателей: ………………………………………………..
|
|
| 16.5.1. Расписание радиопередач навигационных и гидрометеорологических сообщений для мореплавателей………………………………………………………………………..
|
|
| 16.5.2. Расписание факсимильных гидрометеорологических передач………………………...
|
|
16.6.
| Специальные руководства для плавания: ……………………………………………………….
|
|
| 16.6.1. Навигационно-гидрографический обзор………………………………………………...
|
|
| 16.6.2. Радиолокационные описания маршрутов………………………………………..............
|
|
| 16.6.3. Руководства для захода судов в порты…………………………………………..............
|
|
| 16.6.4. Сводное описание опасных, запретных и ограниченных для плавания районов……..
|
|
16.7.
| Нумерация морских навигационных руководств и пособий для плавания…………………...
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 17.
| Аналитическое (письменное) счисление координат судна…………………………...........
|
|
17.1.
| Сущность и основные формулы аналитического (письменного) счисления………………….
|
|
17.2.
| Виды аналитического (письменного) счисления: ………………………………………………
|
|
| 17.2.1. Простое аналитическое (письменное) счисление…………………………………….....
|
|
| 17.2.2. Составное аналитическое (письменное) счисление…………………………………….
|
|
| 17.2.3. Сложное аналитическое (письменное) счисление………………………………………
|
|
17.3.
| Учет дрейфа от ветра, течения и циркуляции судна при аналитическом (письменном) счислении………………………………………………………………………………………….
|
|
17.4.
| Понятие об автоматизированном счислении пути судна……………………………………….
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 18.
| Оценка и анализ точности счисления координат судна……………………………………
|
|
18.1.
| Погрешности измерений и их виды……………………………………………………………...
|
|
18.2.
| Оценка точности счисления координат судна…………………………………………………..
|
|
18.3.
| Коэффициент точности счисления и его расчет………………………………………………...
|
|
18.4.
| Средняя квадратическая погрешность линии положения……………………………………...
|
|
18.5.
| Радиальная (круговая) СКП обсервованного места судна……………………….......................
|
|
18.6.
| Оценка и анализ точности счислимого места судна……………………………………………
|
|
| 18.6.1. Средняя квадратическая и предельная погрешности счислимого места судна……….
|
|
| 18.6.2. Выбор безопасного пути судна с учетом точности его плавания……………………...
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 19.
| Определение места судна по радиопеленгам на круговые радиомаяки………………….
|
|
19.1.
| Принцип радиопеленгования……………………………………………………………………..
|
|
19.2.
| Исправление и расчет радиопеленгов: …………………………………………………………..
|
|
| 19.2.1. Радиодевиация……………………………………………………………………..............
|
|
| 19.2.2. Ортодромическая поправка………………………………………………………………
|
|
19.3.
| Определение места судна по радиопеленгам на круговые радиомаяки: ……………………...
|
|
| 19.3.1. Последовательность действий при определении места судна по радиопеленгам на КРМКИ……………………………………………………………………………………….
|
|
| 19.3.2. Расчет СКП определения места (МО) по радиопеленгам на два КРМКА……………….
|
|
19.4.
| Прокладка радиопеленга на КРМК, находящийся за рамкой карты: ………………………….
|
|
| 19.4.1. КРМК не вмещается на МНК по долготе………………………………………………...
|
|
| 19.4.2. КРМК не вмещается на МНК по широте…………………………………………………
|
|
| 19.4.3. КРМК не вмещается на МНК и по долготе и по широте………………………..............
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 20.
| Определение места судна по радиомаякам всенаправленного действия…………...........
|
|
20.1.
| Принцип работы секторных радиомаяков………………………………………………………
|
|
20.2.
| Порядок определения радиопеленга всенаправленного радиомаяка………………………….
|
|
20.3.
| Способы прокладки линий положения ВРМКОВ и получения обсервованного места судна на путевой карте: ………………………………………………………………………………….
|
|
| 20.3.1. Прокладка линий положения и получение обсервованного места судна с помощью специальных радионавигационных карт РА……………………………………………..
|
|
| 20.3.2. Получение обсервованного места судна путем прокладки линий положения на морской навигационной карте…………………………………………………………….
|
|
20.4.
| Точность определения места по ВРМКАМ………………………………………………………..
|
|
20.5.
| Использование других радиомаяков направленного действия: ……………………………….
|
|
| 20.5.1. Радиомаяки на океанских судах службы погоды……………………………….............
|
|
| 20.5.2. Радиостанции, работающие по запросу для пеленгования…………………….............
|
|
| 20.5.3. Радиопеленгаторные станции…………………………………………………………….
|
|
| 20.5.4. Радиолокационные маяки………………………………………………………………...
|
|
| 20.5.5. Комбинированные радиомаяки…………………………………………………………..
|
|
| 20.5.6. Радиомаяки на плавучих маяках…………………………………………………………
|
|
| 20.5.7. Створные радиомаяки…………………………………………………………….............
|
|
| 20.5.8. Автоматические радиомаяки……………………………………………………………..
|
|
| 20.5.9. Аэрорадиомаяки ………………………………………………………………….............
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 21.
| Использование судовых РЛС для целей навигации…………………………………...........
|
|
21.1.
| Основные эксплуатационные данные судовой РЛС: ……………………………......................
|
|
| 21.1.1. Общие положения…………………………………………………………………………
|
|
| 21.1.2. Максимальная дальность действия и дальность обнаружения объектов……………...
|
|
| 21.1.3. Минимальная дальность действия и мертвая зона РЛС………………………………..
|
|
| 21.1.4. Разрешающая способность РЛС………………………………………………………….
|
|
| 21.1.5. Точность радиолокационного пеленгования…………………………………………….
|
|
| 21.1.6. Радиолокационная девиация……………………………………………………………...
|
|
| 21.1.7. Точность измерения расстояний…………………………………………………………
|
|
21.2.
| Чтение радиолокационного изображения: ……………………………………………………...
|
|
| 21.2.1. Искажение линии берегов………………………………………………………………...
|
|
| 21.2.2. Влияние волнения моря…………………………………………………………………...
|
|
| 21.2.3. Влияние метеорологических условий……………………………………………………
|
|
| 21.2.4. Обнаружение льдов……………………………………………………………….............
|
|
| 21.2.5. Теневые секторы…………………………………………………………………..............
|
|
| 21.2.6. Ложные эхо-сигналы……………………………………………………………………...
|
|
21.3.
| Определение места судна с помощью судовой РЛС: …………………………………………..
|
|
| 21.3.1. Опознавание береговой черты……………………………………………………………
|
|
| 21.3.2. Определение места судна по расстояниям (DР) до нескольких ориентиров…..............
|
|
| 21.3.3. Определение места судна по РЛП и DР одного ориентира……………………..............
|
|
21.4.
| Оценка точности обсервованного места по данным РЛС………………………………………
|
|
21.5.
| Использование средств автоматической радиолокационной прокладки в навигации……….
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Главы 22.
| Определение места судна по данным гиперболических радионавигационных систем……………………………………………………………………………………………..
|
|
22.1.
| Радионавигационные системы и их классификация: …………………………………………..
|
|
| 22.1.1. Основные определения……………………………………………………………………
|
|
| 22.1.2. Классификация радионавигационных систем…………………………………………...
|
|
| 22.1.3. Общая характеристика гиперболических РНС………………………………………….
|
|
22.2.
| Определение места судна с помощью фазовой РНС средней дальности действия: …………
|
|
| 22.2.1. Фазовый метод радионавигационных определений…………………………………….
|
|
| 22.2.2. Принцип работы фазовых РНС…………………………………………………………..
|
|
| 22.2.3. Определение места судна по фазовым РНС…………………………………….............
|
|
| 22.2.4. Оценка точности обсервованного места…………………………………………………
|
|
| 22.2.5. Фазовая РНС «Декка» (Англия)………………………………………………….............
|
|
22.3.
| Определение маневренных элементов судна с помощью фазовых РНС……...........................
|
|
22.4.
| Определение места судна с помощью импульсных РНС: ……………………………………..
|
|
| 22.4.1. Импульсный метод радионавигационных определений………………………..............
|
|
| 22.4.2. Импульсная РНС «Лоран-А» (США)……………………………………………..
|
|
22.5.
| Определение места судна с помощью импульсно-фазовых РНС: …………………………….
|
|
| 22.5.1. Принцип действия импульсно-фазовой РНС……………………………………………
|
|
| 22.5.2. Методы получения обсервованного места судна и оценка его точности……………..
|
|
| 22.5.3.Импульсно-фазовая РНС «Лоран-С» (США) и «Чайка» (РФ)………………………….
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Главы 23.
| Определение места судна при помощи спутниковых радионавигационных систем………………………………………………………………………………………...........
|
|
23.1.
| Основные закономерности движения ИСЗ. Орбиты ИСЗ:……………………………………..
|
|
| 23.1.1. Основные закономерности движения ИСЗ………………………………………………
|
|
| 23.1.2. Орбиты ИСЗ и их особенности……………………………………………………….......
|
|
23.2.
| Особенности навигационного использования ИСЗ (НКА)……………………………………..
|
|
23.3.
| Способы радионавигационных определений при помощи НКА……………............................
|
|
23.4.
| Методы определения места судна с помощью навигационных спутников:…………………..
|
|
| 23.4.1. Общие сведения…………………………………………………………………………...
|
|
| 23.4.2. Дальномерный метод……………………………………………………………………..
|
|
| 23.4.3. Псевдодальномерный метод……………………………………………………………..
|
|
| 23.4.4. Разностно-дальномерный (доплеровский – интегральный) метод…………………….
|
|
| 23.4.5. Радиально-скоростной (доплеровский – дифференциальный) метод…………………
|
|
23.5.
| Использование низкоорбитальной спутниковой РНС доплеровского типа:………………….
|
|
| 23.5.1. Общие положения…………………………………………………………………………
|
|
| 23.5.2. Судовые приемоиндикаторы……………………………………………………………..
|
|
| 23.5.3. Точность определения места……………………………………………………………..
|
|
| 23.5.4. Дискретность определения места………………………………………………………..
|
|
| 23.5.5. Дополнительные навигационные задачи, решаемые спутниковой РНС………………
|
|
| 23.5.6. Низкоорбитальные спутниковые РНС…………………………………………………...
|
|
23.6.
| Структура глобальных навигационных спутниковых систем:………………...........................
|
|
| 23.6.1. Общие сведения…………………………………………………………………………...
|
|
| 23.6.2. Подсистема навигационных космических аппаратов…………………………………..
|
|
| 23.6.3. Подсистема контроля и управления……………………………………………………..
|
|
| 23.6.4. Подсистема навигационной аппаратуры потребителей………………………………...
|
|
23.7.
| Среднеорбитальные навигационные спутниковые системы:…………………………………..
|
|
| 23.7.1. Общие сведения…………………………………………………………………………...
|
|
| 23.7.2. Навигационная спутниковая система GPS (США)……………………………………..
|
|
| 23.7.3. Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС (РФ)…………………...
|
|
| 23.7.4. Дифференциальная подсистема ГНСС…………………………………………..............
|
|
| 23.7.5. Точность определения места по среднеорбитальной ГНСС…………………………...
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 24.
| Плавание по дуге большого круга – ортодромии……………………………………………
|
|
24.1.
| Локсодромия и ортодромия. Элементы дуги большого круга: ………………………………..
|
|
| 24.1.1. Локсодромия и ее элементы………………………………………………………………
|
|
| 24.1.2. Ортодромия и ее элементы……………………………………………………….............
|
|
24.2.
| Основные формулы ортодромии. Способы ее задания: ……………………………………….
|
|
| 24.2.1. Основные формулы ортодромии…………………………………………………………
|
|
| 24.2.2. Способы задания ортодромии……………………………………………………………
|
|
24.3.
| Расчет плавания по локсодромии…………………………………………………......................
|
|
24.4.
| Расчет плавания по ортодромии: …………………………………………………......................
|
|
| 24.4.1. Расчет пройденного по ортодромии расстояния………………………………………..
|
|
| 24.4.2. Расчет начального курса плавания по ортодромии…………………………….............
|
|
| 24.4.3. Расчет конечного курса плавания по ортодромии………………………………………
|
|
| 24.4.4. Расчет значений К0 и l0 …………………………………………………………………..
|
|
| 24.4.5. Расчет координат промежуточных точек ортодромии…………………………………
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 25.
| Английские морские карты, руководства и пособия для плавания………………...........
|
|
25.1.
| Английские морские карты: ………………………………………………………......................
|
|
| 25.1.1. Английские навигационные карты………………………………………………………
|
|
| 25.1.2. Английские справочные и вспомогательные карты………………………..…………...
|
|
25.2.
| Английские руководства и пособия для плавания: …………………………………………….
|
|
| 25.2.1. Английские лоции…………………………………………………………………………
|
|
| 25.2.2. Английские описания огней и туманных сигналов……………………………..............
|
|
| 25.2.3. Английские описания радиосигналов……………………………………………………
|
|
| 25.2.4. Английские таблицы приливов…………………………………………………………..
|
|
| 25.2.5. Английский каталог карт и книг…………………………………………………………
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 26.
| Судовая коллекция карт, руководств и пособий для плавания…………………………...
|
|
26.1.
| Судовая коллекция карт, руководств и пособий для плавания: ……………………………….
|
|
| 26.1.1. Комплектование судовой коллекции КРиПДП………………………………………….
|
|
| 26.1.2. Хранение, учет, передача и списание КРиПДП на судне………………………………
|
|
| 26.1.3. Каталоги карт и книг……………………………………………………………………...
|
|
26.2.
| Поддержание карт, руководств и пособий для плавания на уровне современности:………...
|
|
| 26.2.1. Общие положения…………………………………………………………………………
|
|
| 26.2.2. Печатные корректурные документы……………………………………………..............
|
|
| 26.2.3. Навигационные предупреждения, передаваемые по радио…………………………….
|
|
| 26.2.4. Корректурные документы и их хранение на судне……………………………………..
|
|
| 26.2.5. Корректура карт, руководств и пособий для плавания на судне………………………
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 27.
| Подготовка штурманской части к рейсу……………………………………………………...
|
|
27.1.
| Рейсовое задание…………………………………………………………………………………..
|
|
27.2.
| Подбор карт, руководств и пособий для плавания на переход………………………………...
|
|
27.3.
| Изучение района плавания……………………………………………………………………….
|
|
27.4.
| Предварительная прокладка пути судна…………………………………………………………
|
|
27.5.
| «Подъем» карт и окончательная проработка плана перехода: ………………….......................
|
|
| 27.5.1. «Подъем» карт……………………………………………………………………..............
|
|
| 27.5.2. Окончательная проработка плана перехода……………………………………..............
|
|
27.6.
| Штурманская справка на переход…………………………………………………......................
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 28.
| Организация вахты на мостике………………………………………………………………..
|
|
28.1.
| Общие принципы организации вахты……………………………………………………………
|
|
28.2.
| Заступление на вахту и ее несение при стоянке судна: …………………………......................
|
|
| 28.2.1. Обязанности ВПК при стоянке судна в порту…………………………………………..
|
|
| 28.2.2. Обязанности ВПК при стоянке судна на якоре………………………………………….
|
|
28.3.
| Подготовка судна к выходу в море………………………………………………………………
|
|
28.4.
| Прием-сдача ходовой вахты……………………………………………………………………...
|
|
28.5.
| Наблюдение и вахта на мостике………………………………………………………………….
|
|
28.6.
| Определение поправок ТСН……………………………………………………………………...
|
|
28.7.
| Характерные недостатки технических средств и способов навигации………………………..
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 29.
| Штурманская работа в рейсе…………………………………………………………………...
|
|
29.1.
| Ведение исполнительной навигационной прокладки…………………………………………..
|
|
29.2.
| Счисление пути судна…………………………………………………………………………….
|
|
29.3.
| Определение места судна. Стандарты точности судовождения……………………………….
|
|
29.4.
| Оценка точности места судна…………………………………………………………………….
|
|
29.5.
| Маневренные характеристики судна. Лоцманская карточка……………………......................
|
|
29.6.
| Правила ведения судового журнала……………………………………………….......................
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 30.
| Навигационное обеспечение плавания судна в стесненных водах………………………..
|
|
30.1.
| Общая характеристика условий плавания в стесненных водах: ………………………………
|
|
| 30.1.1. Основные особенности условий плавания в стесненных водах………………..............
|
|
| 30.1.2. Безопасная скорость судна………………………………………………………..............
|
|
30.2.
| Подготовка к плаванию в стесненных условиях: ………………………………………………
|
|
| 30.2.1. Навигационные особенности плавания в стесненных условиях……………………….
|
|
| 30.2.2. Специальные меры обеспечения навигационной безопасности в стесненных водах...
|
|
| 30.2.3. Расчет и планирование поворота. Контроль глубин……………………………………
|
|
| 30.2.4. Подготовка к плаванию в стесненных водах……………………………………………
|
|
30.3.
| Обязанности судоводителя при плавании в стесненных условиях: ……………......................
|
|
| 30.3.1. Обязанности ВПК при плавании судна в стесненных водах…………………………...
|
|
| 30.3.2. Особенности плавания судна по СРД……………………………………………………
|
|
| 30.3.3. Действия ВПК при выходе судна из полосы движения СРД…………………………..
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 31.
| Навигационное обеспечение плавания судна в открытом море…………………………..
|
|
31.1.
| Навигационное обеспечение плавания в открытом море: ………………………......................
|
|
| 31.1.1. Оптимальная скорость судна……………………………………………………..............
|
|
| 31.1.2. Контроль за местом судна………………….......................................................................
|
|
31.2.
| Организация обслуживания судов рекомендациями по выбору оптимального пути:………..
|
|
| 31.2.1. Общие положения…………………………………………………………………………
|
|
| 31.2.2. Организация взаимодействия «БГОСРК « судно»…………………………………….
|
|
31.3.
| Оценка ветроволновых потерь скорости судна…………………………………………………
|
|
31.4.
| Уклонение от штормовых зон……………………………………………………………………
|
|
31.5.
| Экономика и перспективы плавания оптимальными путями………………………………….
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 32.
| Навигационное обеспечение плавания судна на морях с приливами…………………….
|
|
32.1.
| Физическая сущность явления приливов и отливов……………………………………………
|
|
32.2.
| Основные элементы прилива…………………………………………………………………….
|
|
32.3.
| Неравенства приливов: …………………………………………………………………………..
|
|
| 32.3.1. Суточные (тропические) неравенства……………………………………………………
|
|
| 32.3.2. Полумесячные (фазовые) неравенства…………………………………………………...
|
|
| 32.3.3. Параллактические (месячные) неравенства……………………………………..............
|
|
32.4.
| Таблицы приливов………………………………………………………………………………...
|
|
32.5.
| Решение задач с использованием «Таблиц приливов»…………………………………………
|
|
32.6.
| График прилива……………………………………………………………………………………
|
|
32.7.
| Предвычисление приливов по гармоническим постоянным…………………….......................
|
|
32.8.
| Сведения о приливо-отливных явлениях, помещаемых на морских навигационных картах..
|
|
32.9.
| Атласы приливо-отливных явлений……………………………………………….......................
|
|
32.10.
| Судовождение в морях с приливами…………………………………………………………….
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 33.
| Навигационное обеспечение подхода судна к берегу и прибрежного плавания………...
|
|
33.1.
| Подготовка судна к подходу к берегу……………………………………………………………
|
|
33.2.
| Подход судна к берегу с моря…………………………………………………………………….
|
|
33.3.
| Навигационное обеспечение плавания судна при подходе к побережью: ……………………
|
|
| 33.3.1. Варианты подхода судна к побережью…………………………………………..............
|
|
| 33.3.2. Выбор курсов подхода…………………………………………………………………….
|
|
| 33.3.3. Опознавание ориентиров…………………………………………………………………
|
|
33.4.
| Навигационное обеспечение прибрежного плавания……………………………......................
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 34.
| Плавание судна в особых условиях……………………………………………………...........
|
|
34.1.
| Общие требования к плаванию судна в особых условиях и в районах со стесненными условиями: ………………………………………………………………………………………...
|
|
| 34.1.1. Общие требования к плаванию судна в особых условиях…………………………...…
|
|
| 34.1.2. Плавание судна в районах со стесненными условиями………………………………...
|
|
34.2.
| Действия судоводителя при ухудшении видимости и плавании судна при ограниченной видимости: ………………………………………………………………………………………...
|
|
| 34.2.1.Ухудшение видимости……………………………………………………………………..
|
|
| 34.2.2. Плавание судна при ограниченной видимости………………………………………….
|
|
34.3.
| Действия судоводителя при подходе судна к порту и выходе из него: ………………………
|
|
| 34.3.1. Плавание судна при подходе к порту и выходе из него………………………………..
|
|
| 34.3.2. Подход судна к порту……………………………………………………………..............
|
|
34.4.
| Действия судоводителя при плавании с лоцманом: ……………………………………………
|
|
| 34.4.1. Подготовка к приему-высадке лоцмана………………………………………………….
|
|
| 34.4.2. Прием-высадка лоцмана и работа с лоцманом………………………………….............
|
|
| 34.4.3. Плавание с лоцманом……………………………………………………………………..
|
|
34.5.
| Действия судоводителя при угрозе нападения и нападении пиратов: …………......................
|
|
| 34.5.1. Угроза нападения пиратов………………………………………………………………..
|
|
| 34.5.2. Нападение пиратов на судно……………………………………………………………...
|
|
34.6.
| Действия судоводителя при постановке судна на якорь и стоянке на якоре: ….......................
|
|
| 34.6.1. Постановка судна на якорь……………………………………………………….............
|
|
| 34.6.2. Стоянка судна на якоре…………………………………………………………………...
|
|
| 34.6.3. Подготовка к постановке судна в док……………………………………………………
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 35.
| Действия судоводителей в нестандартных ситуациях………………………………...........
|
|
35.1.
| Обязанности судоводителей при плавании в штормовых условиях: …………………………
|
|
| 35.1.1. Подготовка судна к плаванию в штормовых условиях…………………………………
|
|
| 35.1.2. Плавание в штормовых условиях………………………………………………………...
|
|
35.2.
| Действия судоводителей при плавании в ледовых условиях: …………………………………
|
|
| 35.2.1. Общие положения…………………………………………………………………………
|
|
| 35.2.2. Плавание во льдах…………………………………………………………………………
|
|
35.3.
| Действия судоводителей при выходе из строя технических средств: ………….......................
|
|
| 35.3.1. Выход из строя рулевой машины………………………………………………………...
|
|
| 35.3.2. Выход из строя ДАУ или машинного телеграфа………………………………..............
|
|
| 35.3.3. Обесточивание судна вблизи навигационных опасностей……………………..............
|
|
| 35.3.4. Выход из строя гирокомпаса……………………………………………………………...
|
|
35.4.
| Действия судоводителей при падении человека за борт: ……………………………………...
|
|
| 35.4.1. Общие положения…………………………………………………………………………
|
|
| 35.4.2. Маневрирование судном по тревоге «Человек за бортом»…………………………….
|
|
35.5.
| Действия судоводителей в аварийных ситуациях: ………………………………......................
|
|
| 35.5.1. Столкновение судов……………………………………………………………………….
|
|
| 35.5.2. Пожар на судне…………………………………………………………………………….
|
|
| 35.5.3. Посадка судна на мель…………………………………………………………………….
|
|
| 35.5.4. Смещение груза……………………………………………………………………………
|
|
| 35.5.5. Повреждение судном гидротехнических сооружений, кранового оборудования, отшвартованных судов………………………………………….........................................
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Глава 36.
| Организация штурманской службы…………………………………………………………..
|
|
36.1.
| Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ-98)…………………………………………………………………………………………………..
|
|
36.2.
| Обязанности капитанов и штурманского состава судов по сбору и передаче навигационной информации……………………………………………………………………...
|
|
36.3.
| Сигналы и сигнальные станции: …………………………………………………………………
|
|
| 36.3.1. Станции, обслуживающие мореплавателей……………………………………..............
|
|
| 36.3.2. Сигналы и оповещения…………………………………………………………………...
|
|
36.4.
| Навигационный анализ рейса…………………………………………………………………….
|
|
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………...
|
|
Перечень и значение сокращений, использованных в тексте…………………………………………….
|
|
Перечень литературы…………………………………………………………………………………………...
|
|
|
|
Исходя из этой основной задачи, методика современного судовождения предусматривает решение следующих частных задач:
- вождение судна по заранее намеченному пути и осуществление контроля за плаванием по этому пути;
- изучение внешних факторов, влияющих на движение судна, сущность этого влияния и методы его учета.
Решение этих задач, обеспечивающее навигационную безопасность плавания и управление судном для достижения намеченных целей называют судовождением.
На современном этапе развития науки и техники судовождение включает следующие дисциплины: морскую навигацию, мореходную астрономию, маневрирование, технические средства судовождения, морскую гидрометеорологию и лоцию.
- основные линии и плоскости наблюдателя, а также измерение направлений и расстояний в море;
- влияние внешних факторов (течений и ветра), вызывающих отклонение судна от выбранного курса, а также методические приемы их учета в различных условиях плавания;
- судовождение в различных условиях плавания.