Морфологический принцип орфографии — это принцип обозначения одинаковым способом позиционно чередующихся фонем, при котором сохраняется графическое единообразие морфемы. Это достигается тем, что на письме не отражаются позиционные чередования гласных и согласных фонем, находящихся в одной морфеме соответственно в сильной и слабой позициях, т. е. фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются теми же буквами, что и фонемы в сильных позициях. Например, «дуб» — как «дубы», «вода» — как «воду». Требуется одиноковое написание одних и тех же морфем: приставок, корней и т.п. Напр. Степной - степь, рябинОВый - соснОВый, поДписать - поДпись, Ь - знак инфинитива. Этому принципу подчинено написание большей части слов.
29) Традиционный принцип орфографии — это такой принцип, при котором фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются одной из ряда букв, фонологически возможных для обозначения данной фонемы, ср. «печаль», «дебют», «язык», «мятеж», «пистолет», «мираж», «собака», «каблук» и др. Выбор букв осуществляется не на основе проверки сильной позицией, а на основе этимологии и традиции. Среди традиционных есть особые группы написаний ещё более условных, например «доброго» (буква «г», а фонема ⟨в⟩, «коснуться — касаться», «росток — возраст», «делаешь» и др.
30) Фонетический принцип имеет место тогда, когда на письме специально отражаются позиционные чередования фонем, т. е. фонемы слабых позиций обозначаются буквами на основе прямого соответствия; фонема — адекватная ей буква. Графическое единство морфемы при этом не сохраняется. Ср. «бесполезный», но «безболезненный». Фонетический принцип в качестве ведущего применяется редко (он лежит в основе, например, белорусской и сербскохорватской орфографии). В русском письме представлены единичные орфограммы, следующие фонетическому принципу (приставки на -з; корни и приставки, начинающиеся с ⟨и⟩ и находящиеся после конечных твердых согласных приставок: «предыдущий», «сызнова» и некоторые другие). Хотя фонетический принцип в русском (а также в английском) письме представлен ограниченно, онтологически он является первым, так как отражает прямое соответствие звука и буквы, лежащее в основе алфавитных систем письма. От фонетических орфограмм следует отличать написания по произношению, где у пишущего нет выбора букв, так как все фонемы находятся в сильных позициях («сон», «там», «увял», «мол», «сразу», «трон» и т. д.). Обычно в словах чередуются орфограммы и неорфограммы, ср. «дуб», «вода», «трава», «вокзал» и т. п. (орфограммы выделены).
31) Дифференцирующие написания, - написания, условно разграничивающие с помощью орфографии (графического оформления, использования разных букв алфавита) два слова или две формы, имеющие тождественное фонемное строение, т. е. разные написания одинаково или похоже звучащих, но различных по значению слов - омофонов (см. Омонимы): напр., в совр. орфографии плач (сущ.) и плачь (повелительное наклонение глагола); в старой орфографии мгръ (синоним Вселенной) и миръ (антоним войны). Происхождение Д.н., как правило, вызвано причинами этимологического характера (ср., напр., написание разных по происхождению слов балл — 'отметка' и бал - 'танцевальный вечер', компания - 'группа людей' и кампания -'мероприятие') и морфологического характера (напр., различное написание гласных о и а в безударных слогах в словах волы и валы или различное написание аффиксов: приступить -преступить). Кроме того, существуют Д. н. для разграничения различных частей речи: ожог (сущ.) - ожёг (прош. время глагола). Достаточно нетипичны для рус. орфографии Д.н. в пределах одной части речи (напр., туш - 'музыкальная пьеса' и тушь - 'чёрная краска', орёл - 'птица' и Орёл - 'город'). Дифференцирующий (или разграничительный) принцип - не самостоятельный принцип орфографии, т. к. случаев Д. н. в рус. языке немного. Одни учёные (напр., М. В. Панов) считают Д.н. частным случаем традиционного (традиционно-исторического) принципа (см. Орфография). А. Н. Гвоздев, выделяя лишь Д. н., считает, что нет основания говорить о принципе дифференциации.
ПРИНЦИПы слогоделения
По сонорной теории аванесов выделили 6 правил:
1) сочетание 2 шумных при слогоразделе отходит к послед. Слогу
2) сочетание шумного с сонорным тоже отходит
3) соч. 2 сонорных (кроме j) отходит
4)сонорный+шумный делится слогоразделом посередине
5) сочетание j с последующим шумным делится слогоразделом посередине
6) сочетание j с послед. Сонорным делится слогоразделом (йот звучнее других сонорных)