Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

О запретности использования вина в качестве лекарства



 

АЛЛАh Всевышний запретил нам, мусульманам, всё дурное, а употребление спиртного и наркотиков относится к числу дурных поступков, представляющих собой угрозу для общества.

Посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и да приветствует, сказал: “Поистине, (то, что делают) из винограда, является вином, и (то, что делают) из фиников, является вином, и (то, что делают) из мёда, является вином”.[48]

Аль-Хаттаби сказал: «Вино упоминается в связи с тремя этими вещами только потому, что в те времена его делали из них, и то же самое относится ко всему, что используется в подобных целях, а посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и да приветствует, сказал: “Всё опьяняющее (равнозначно) вину и всё опьяняющее запретно”[49]».

В обоих “Сахихах” приводится хадис, в котором сообщается, что в ответ на вопрос относительно бит‘а пророк, да благословит его АЛЛАh и да приветствует, сказал: “Любой опьяняющий напиток является запретным”. Посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и да приветствует, также сказал: “Запретным является малое количество того, употребление чего в большом количестве вызывает опьянение”.[50]

В примечаниях к “Ар-Рауд аль-Марба‘” ‘Абдур-Рахман бин Къасим пишет: «Вазир сказал: “Они сошлись на том, что запретным является малое количество любого напитка, который вызывает опьянение при употреблении его в больших количествах, и что любой такой напиток именуется “хамр” (вино), и что за его употребление по шари’ату полагается соответствующее наказание. И они сошлись на том, что вино является нечистым, и выразили единодушное мнение о том, что человека, считающего вино дозволенным, следует признать неверным. Что касается вина, сделанного из чего бы то ни было, как то: сок из свежего винограда, финики, изюм, пшеница, ячмень, просо, рис, мёд, орехи и тому подобные вещи, и независимо от того, требуется варить такие напитки или нет, а Абу Ханифа всегда именует это “наки‘”[51] и “набиз”[52]».

В одном из хадисов сказано: “ … запретной является пригоршня того, употребление одного фаракъа чего вызывает опьянение”.[53]

Аль-Хаттаби сказал: «Расслабляющим является любой напиток, вызывающий вялость и онемение в различных частях тела. Кроме того, они основывали свои доводы на вышеупомянутой этимологии и на словах АЛЛАhа Всевышнего: “Поистине, шайтан хочет только посеять между вами вражду и ненависть с помощью вина и майсира и отвратить вас от поминания АЛЛАhа и от молитвы, так прекратите ли вы (заниматься этим)?”[54] Сказанное касается и всех прочих спиртных напитков, так как все они могут приводить к подобным последствиям. Слова АЛЛАhа Всевышнего: В этом означают: заниматься этим - “великий грех”[55]. Определение “великий” в сочетании со словом “грех” использовано для указания на тяжесть этого греха. К этому же имеют отношение слова Всевышнего: “Поистине, это - великий грех[56], а также другие Его слова: “Если вы будете избегать тяжких грехов, совершать которые вам запрещено … ”[57] Как употребление вина, так и участие в азартных играх относятся к числу тяжких грехов и поэтому вышеупомянутые определения к ним вполне подходят. Слова АЛЛАhа: “В этом - великий грех”[58] указывают на запретность употребления вина, поскольку в другом айате сказано: «Скажи: “Поистине, запретил Господь мой только непристойные дела, явные и тайные, и (всё) греховное … ”»[59] Кроме того, греховное либо приводит к наказанию, либо создаёт предпосылки для этого, но и то, и другое характеризуется не иначе как запретное. АЛЛАh Всевышний также сказал: “…но греха в этом больше, чем пользы”.[60] Таким образом, греховное здесь преобладает, чем и обусловлена необходимость запрета. Посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и да приветствует, сказал: “Поистине, АЛЛАh никогда не сделает лечебным средством для (членов) моей общины то, что Он запретил им”. [Аль-Бухари]

Наших современных улемов также спрашивают о допустимости использования вина в качестве лечебного средства. Вниманию читателя предлагаются некоторые из таких вопросов.

 

Вопрос шейху ‘АбдуЛЛАhу бин Хумайду:

- Один человек заболел и пошёл в больницу, где кто-то сказал ему: “Пей вино и твоя болезнь пройдёт”. Можно ли использовать вино как лекарство?

 

Ответ:

- Это - ложь, так как вино никогда не может стать лекарством. В одном из хадисов сообщается, что Тарик бин Сувайд, да будет доволен им АЛЛАh, задал вопрос о вине пророку, да благословит его АЛЛАh и да приветствует, который запретил ему употреблять вино или выразил своё неодобрение тому, что Тарик делает его. Тарик сказал: “Но я делаю вино только как лекарство”, на что пророк, да благословит его АЛЛАh и да приветствует, возразил: “Поистине, это - не лекарство, а болезнь!” Таким образом, пророк, да благословит его АЛЛАh и да приветствует, поведал, что вино является причиной болезни и не обладает целебными свойствами. Это было доказано врачами из Франции и других стран, которые единодушно заявляют, что целебными свойствами вино не обладает, а один немецкий врач, советующий каждому отказаться от спиртного ради сохранения здоровья, утверждает, что регулярное его употребление приводит к ослаблению интеллекта и оказывает негативное воздействие на потомство, что выражается в слабоумии и плохом воображении у детей. Один из французских врачей заявил также, что состояние тканей тела сорокалетнего человека, постоянно употребляющего спиртное, соответствует состоянию тканей шестидесятилетнего, поскольку это пристрастие ослабляет нервную систему и интеллект и оказывает отрицательное воздействие на весь организм в целом. Вот почему редко кто из людей, имеющих пристрастие к спиртному, живёт больше шестидесяти лет, так можно ли после всего этого говорить, что вино является лекарством? С учётом всего вышеизложенного улемы никогда не разрешали пить вино ни для лечения, ни для чего иного. Единственным исключением является такой случай: если человек подавится куском пищи, в результате чего возникнет реальная угроза его жизни, и из всех напитков ему подадут только вино, то он может сделать лишь один глоток, чтобы проглотить тот кусок, которым он подавился. АЛЛАh Всевышний сказал: “О, те, кто уверовал! Поистине, вино, майсир, идолы и гадание по стрелам есть не что иное как скверна из числа дел шайтана, так сторонитесь же этого, чтобы вы могли преуспеть! Поистине, шайтан хочет только посеять между вами вражду и ненависть с помощью вина и майсира и отвратить вас от поминания АЛЛАhа и от молитвы, так прекратите ли вы (заниматься этим)?”[61]Таким образом, АЛЛАh Всевышний не позволил употреблять вино ни при каких обстоятельствах - ни ради избавления от малокровия, ни ради чего иного. Более того, вино, как и поведал об этом пророк, да благословит его АЛЛАh и да приветствует, становится причиной болезней, что было доказано современной медициной. Следовательно, тому больному, о котором ты говорил, не разрешается пить вино с целью лечения, а АЛЛАh знает об этом лучше. (Фетвы шейха Ибн Хумайда, сс. 268 - 269)

***

Вопрос шейху ‘АбдуЛЛАhу бин Хумайду:

Можно ли пить вино в пустыне, когда нет ни воды, ни съестных припасов?

 

Ответ:

- Поступать так ошибочно и бесполезно, ведь АЛЛАh Всевышний, слава Ему запретил пить вино и не сделал никаких исключений, будь то желание избавиться от малокровия или утолить жажду, тем более что вино вызывает жажду, а не утоляет её. АЛЛАh Всевышний сказал: “О, те, кто уверовал! Поистине, вино, майсир, идолы и гадание по стрелам есть не что иное как скверна из числа дел шайтана, так сторонитесь же этого, чтобы вы могли преуспеть!”[62]- и слова Всевышнего “так сторонитесь же этого” являются более действенными, чем слова “так откажитесь же от этого”. Сообщается, что, услышав айат, в котором сказано: “ … так прекратите ли вы (заниматься этим)?”[63] - ‘Умар, да будет доволен им АЛЛАh, воскликнул: “Мы прекратили, мы прекратили!”

Запрет АЛЛАhа на употребление спиртного является абсолютным, и Он не разрешил пить его ни для лечения, ни для чего иного, а поэтому пить его допустимо только по принуждению или тогда, когда жажда является столь сильной, что угрожает самой жизни человека, у которого нет с собой ничего, кроме вина. В подобных обстоятельствах он может пить ровно столько, чтобы поддерживать своё существование, а АЛЛАh знает об этом лучше. (Фетвы шейха Ибн Хумайда, сс. 269 - 270)

***

Вопрос шейху ‘АбдуЛЛАhу бин Хумайду:

- Из-за болезни почек я не имею возможности нормально мочиться, и поэтому врачи посоветовали мне пить вино, так как оно способствует растворению камней в почках. Я начал делать это и мне действительно полегчало, но значит ли это, что я совершаю грех?

Ответ:

- Тебе не разрешается пить вино, а ответ на этот вопрос дал посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и да приветствует. В “Сахихе” Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что Тарик бин Сувайд, да будет доволен им АЛЛАh, сказал: «(Однажды) я спросил посланника АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и да приветствует, можно ли употреблять вино, которое мы делали для того, чтобы использовать его в качестве лекарства, на что он ответил: “Нет, ведь это - болезнь!”»

Таким образом, пророк, да благословит его АЛЛАh и да приветствует, сказал, что вино является причиной болезни, а не лекарством, и это - наилучший ответ. Вино, которое ты пьёшь, считая, что оно является лекарством для почек, губит другие органы, ибо оно не лечит, а приводит к болезни. Кроме того, имеются дозволенные лекарства, которые ты можешь принимать для лечения почек, не прибегая к вину. Именно так тебе и следует поступать, а АЛЛАh знает об этом лучше. (Фетвы шейха Ибн Хумайда, с. 267)

***

Вопрос постоянной комиссии по фетвам:

- Какое суждение можно вынести о таком случае, когда человек находится при смерти, а единственным средством лечения является вино?

Ответ:

- Шари’ат разрешает принимать лекарства, однако лечиться нужно такими средствами, использование которых было разрешено Всемогущим и Великим АЛЛАhом и посланником АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и да приветствует, а то, что было запрещено АЛЛАhом, к исцелению не приведёт. Указанием на запрещение использования для лечения запретных вещей вообще и вина в частности может служить приводимый в “Сахихе” аль-Бухари хадис, в котором сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им АЛЛАh, сказал: “Поистине, не сделал АЛЛАh лекарством для вас то, что Он запретил вам[64].[65]

Кроме того, в “Сунан” Абу Дауд приводит хадис, в котором сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им АЛЛАh, сказал:

- Посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и да приветствует, сказал: “Поистине, АЛЛАh ниспослал болезнь и лекарство и определил лекарство для каждой болезни, так лечитесь же, но не используйте для лечения запретное”.

В “Сахихе” Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что, когда Тарик бин Сувайд аль-Джу‘фи, да будет доволен им АЛЛАh, задал пророку, да благословит его АЛЛАh и да приветствует, вопрос о вине, пророк, да благословит его АЛЛАh и да приветствует, запретил употреблять его и выразил своё неодобрение тому, что Тарик делает его. Тарик сказал: “Я делаю его только как лекарство”, на что пророк, да благословит его АЛЛАh и да приветствует, возразил: “Поистине, это не лекарство, а болезнь”.

Здесь уместно обратить внимание на то, что если АЛЛАh велит что-нибудь, то это либо приносит одну лишь пользу, либо пользы от этого будет больше, чем вреда. Если же АЛЛАh запрещает что-нибудь, это значит, что запрещённое Им либо приносит один лишь вред, либо вреда от этого будет больше, чем пользы, ибо Великий АЛЛАh является Мудрым и Знающим. Представление же о том, что единственным средством лечения от этой болезни является вино, ошибочно, ибо средств исцеления как в религии, так и в природе имеется много. Кроме того, лечит болезнь не лекарство - исцеление в случае употребления лекарств может прийти только от Великого АЛЛАhа. Иногда дозволенные шари’атом средства использует тот, кто полагается на них, иногда же они используются теми, кто считает средства не более чем средствами, а полагается на Великого АЛЛАhа, будучи убеждённым, что средства могут принести пользу, но могут оказаться и бесполезными. Этого и требует шари’ат, что же касается действий человека, полностью полагающегося только на вышеупомянутые средства, то подобные действия являются проявлением многобожия. (“Ислямские фетвы”, т. 2/376)

***

Вопрос постоянной комиссии по фетвам:

- Разрешается ли верующему пить вино под предлогом того, что оно может избавить его от боли?

Ответ:

- Употребление вина запретно и использовать его для лечения не разрешается. Сообщается, что пророк, да благословит его АЛЛАh и да приветствует, сказал: “Лечитесь, рабы АЛЛАhа, но не лечитесь тем, что является запретным, ибо, поистине, АЛЛАh не сделал лечебным средством для (членов) моей общины то, что было ей запрещено”. (“Ислямские фетвы”, т. 2/ 376)

***

Вопрос шейху ‘АбдуЛЛАhу бин Джибрину:

- Спирт входит в состав некоторых лекарств, так можно ли принимать такое лекарство, если оно было прописано для лечения какой-нибудь болезни и если точно известно, что в его состав входит спирт?

Ответ:

- Если содержание растворённого в этом лекарстве спирта невелико и если использовать спирт необходимо для сохранения основы данного лекарства, принимать его можно. Если же содержание спирта велико, несмотря на то, что необходимости в нём нет, тогда употреблять это лекарство не разрешается независимо от вида лечения. (“Ислямские фетвы”, т. 2/ 376)

***

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.