Выбор материала и термической обработки валов и осей обусловлен как их собственными критериями работоспособности, так и критериями работоспособности цапф с опорами, значение последних в случае опор скольжения может быть определяющим [1].
Основными материалами для валов и осей служат углеродистые и легированные стали (табл. 4) ввиду их прочности, высокого значения модуля упругости, способности к упрочнению и легкости получения требуемых цилиндрических заготовок путем прокатки.
Для валов и осей, подчиненных критерию жесткости и не подвергающихся термической обработке, преимущественно применяют стали марок Ст5 и Ст6. Для большинства валов применяют термически обрабатываемые среднеуглеродистые и легированные стали марок 45,40Х. Для высоконапряженных валов ответственных машин применяют легированные стали марок 40ХН, 40ХН2МА, ЗОХГТ, ЗОХГСА и др. Валы из этих сталей обычно подвергают улучшению, закалке с высоким отпуском или поверхностной закалке с нагревом ТВЧ и низким отпуском (шлицевые валы).
Для быстроходных валов, вращающихся в подшипниках скольжения, необходима высокая твердость цапф. Валы в этом случае изготовляют из цементуемых сталей марок 20Х, 12ХНЗА, 18ХГТ или азотируемых сталей марок 40ХН2МА, 38Х2МЮА. Наибольшую износостойкость имеют хромированные валы. По опыту автомобилестроения хромирование шеек коленчатых валов увеличивает ресурс до перешлифовывания в 3...5 раз.
Для валов, размеры которых обусловлены критерием жесткости, прочные термически обработанные стали целесообразно применять только в случае необходимости обеспечения долговечности шлицев и других изнашиваемых поверхностей.
Для изготовления фасонных валов (коленчатых, с большими фланцами и отверстиями, других тяжелых валов) наряду со сталью применяют высокопрочные чугуны (с шаровидным графитом) и модифицированные чугуны. Меньшая прочность чугунных валов в значительной степени компенсируется более совершенными формами валов (особенно коленчатых), пониженной чувствительностью чугуна к концентрации напряжений, меньшей чувствительностью (вследствие меньшего модуля упругости) в многоопорных валах к неточному расположению опор и меньшей дополнительной динамической нагрузкой ввиду повышенной демпфирующей способности.
В качестве заготовок для стальных валов диаметром до 150 мм используют круглый прокат, для валов большего диаметра и фасонных валов – поковки.
Валы подвергают токарной обработке; посадочные поверхности шлифуют. Высоконапряженные валы шлифуют по всей поверхности.
Упрочнения.Большинство валов работает на изгиб и кручение. При таких видах нагружения напряжения в поперечном сечении увеличиваются в направлении к поверхности. На поверхности расположены основные источники концентрации напряжений, обусловленные изменением формы и шероховатостью поверхности, а также взаимодействием с сопряженными деталями.
Таблица 4
Механические характеристики сталей
Марка стали
Диаметр заготовки, мм
Твердость НВ (не менее)
Механические характеристики, МПа
Коэффи- циент
σв
σт
τт
σ-1
τ-1
ψτ
ψσ
Ст5
Любой
0,06
≤ 120
0,09
0,1
≤ 80
0,10
0,1
40Х
≤ 200
0,09
0,15
≤ 120
0,10
0,15
40ХН
≤ 200
0,10
0,15
20Х
≤ 120
0,07
0,15
I2XH3A
≤ 120
0,10
0,15
18ХГТ
≤ 60
0,12
0,15
Зарождение усталостных трещин, приводящих к разрушению, начинается, как правило, с поверхности. На поверхности происходит изнашивание.
Поэтому на практике с целью повышения сопротивления усталости широко применяют специальные способы обработки поверхности - поверхностные упрочнения. Поверхностные упрочнения более эффективны, чем объемные, которые часто сопровождаются понижением ударной вязкости и повышением чувствительности к концентрации напряжений. Например, поверхностные упрочнения цементацией и закалкой повышают, по сравнению с объемной закалкой до той же твердости, сопротивление усталости на 30...40 % и более.
Повышение предела выносливости и износостойкости детали вследствие поверхностного упрочнения обусловлено, во-первых, повышением механических свойств металла упрочненного поверхностного слоя и, во-вторых, созданием в нем остаточных сжимающих напряжений. Результирующие напряжения оказываются при этом меньше опасных растягивающих, возникающих от внешней нагрузки, на величину остаточных сжимающих напряжений.
Применяют следующие методы поверхностного упрочнения:
- механические (обкатка роликами, обдувка дробью и др.);
- термические (закалка с нагревом токами высокой частоты);
- комбинированные (цементация и нитроцементация с последующей обдувкой дробью, азотирование и обкатка роликами).
Особенно эффективны эти методы для деталей с резкой концентрацией напряжений и для деталей, работающих в условиях коррозии или фреттинг-коррозии.
Механические методы поверхностного упрочнения применимы для большинства металлических материалов. Их характеризует малая трудоемкость, возможность обработки в механическом цеху, отсутствие окалины.
Упрочнение поверхностным пластическим деформированием по сравнению стечением, шлифованием, полированием позволяет:
- сохранить целостность волокон и образовать мелкозернистую структуру в поверхностном слое;
-обеспечить минимальные параметры шероховатости поверхности (Ra = 0,1...0,05 мкм и менее), сохраняя ее первоначальную форму.
Обкатка роликами тел вращения может быть выполнена на токарных станках с простейшими приспособлениями. Она предусмотрена стандартами как обязательная для осей и валов машин железнодорожного транспорта, применяется практически для всех гребных валов, эффективна для валов самых больших диаметров.
Достигаемое повышение сопротивления усталости валов: на гладких участках – 20...40 %; при особо резкой концентрации напряжений – в 2...3 раза. Обкатка вагонных и локомотивных осей позволяет повысить их предел выносливости в подступичной части и шейках в 2...2,2 раза.
Дробеструйный наклеп, осуществляемый потоком дроби на дробеметных машинах роторного или пневматического типа, позволяет упрочнять детали сложных форм любой твердости без опасности продавливания ранее упрочненного поверхностного слоя. В связи с необходимостью специального оборудования имеет основное применение в массовом и серийном производствах.
Применяют также и другие механические методы поверхностного пластического упрочнения: чеканкой, ротационно-ударное шариками, гидродробеструйное, ультразвуковое через сферический инструмент или шарик и др.
Комбинированные методы наиболее эффективны при наличии остаточных растягивающих напряжений в поверхностном слое, снижающих предел выносливости и появившихся в результате неправильной технологии выполнения предыдущей термической, химико-термической или механической обработок. Остаточные растягивающие напряжения возникают, например, при обрыве поверхностного закаленного слоя в зоне концентрации напряжений, обезуглероживании поверхности при химико-термической обработке, наличии в слое остаточного аустенита, а также при наличии шлифовочных прижогов.
Дробеструйная обработка, проведенная, например, после цементации, увеличивает остаточные сжимающие напряжения в поверхностном слое до значительных величин (800...1000 МПа) [5]. Глубина залегания и величина остаточных сжимающих напряжений зависят от режимов как химико-термической обработки, так и обдувки дробью (материала и размера дроби, скорости полета дробинок, длительности наклепа, расхода дроби).
Для коленчатых валов тепловозных дизелей, подверженных действию значительных переменных напряжений и изнашиванию, применяют комбинированное упрочнение: азотирование и обкатку роликами. Азотирование повышает износостойкость до пяти раз, а прочность - на 25-30 %. Общее повышение прочности после азотирования и обкатки роликами - в два раза.