Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Механические характеристики сталей



Материалы валов и осей

Выбор материала и термической обработки валов и осей обусловлен как их собственными критериями работоспособности, так и критериями работоспособнос­ти цапф с опорами, значение последних в случае опор скольжения может быть определяющим [1].

Основными материалами для валов и осей служат углеродистые и легированные стали (табл. 4) ввиду их прочности, высокого значения модуля упругости, способности к упрочнению и легкости получения требуемых цилиндрических заготовок путем прокатки.

Для валов и осей, подчиненных критерию жесткости и не подвергающихся термической обработке, преиму­щественно применяют стали марок Ст5 и Ст6. Для большинства валов применяют термически обрабатыва­емые среднеуглеродистые и легированные стали марок 45,40Х. Для высоконапряженных валов ответственных машин применяют легированные стали марок 40ХН, 40ХН2МА, ЗОХГТ, ЗОХГСА и др. Валы из этих сталей обычно подвергают улучшению, закалке с высоким отпуском или поверхностной закалке с нагревом ТВЧ и низким отпуском (шлицевые валы).

Для быстроходных валов, вращающихся в подшип­никах скольжения, необходима высокая твердость цапф. Валы в этом случае изготовляют из цементуемых сталей марок 20Х, 12ХНЗА, 18ХГТ или азотируемых сталей марок 40ХН2МА, 38Х2МЮА. Наибольшую износо­стойкость имеют хромированные валы. По опыту автомобилестроения хромирование шеек коленчатых валов увеличивает ресурс до перешлифовывания в 3...5 раз.

Для валов, размеры которых обусловлены критерием жесткости, прочные термически обработанные стали целесообразно применять только в случае необходимос­ти обеспечения долговечности шлицев и других изнаши­ваемых поверхностей.

Для изготовления фасонных валов (коленчатых, с большими фланцами и отверстиями, других тяжелых валов) наряду со сталью применяют высокопрочные чугуны (с шаровидным графитом) и модифицированные чугуны. Меньшая прочность чугунных валов в значи­тельной степени компенсируется более совершенными формами валов (особенно коленчатых), пониженной чувствительностью чугуна к концентрации напряже­ний, меньшей чувствительностью (вследствие меньшего модуля упругости) в многоопорных валах к неточному расположению опор и меньшей дополнительной динамической нагрузкой ввиду повышенной демпфиру­ющей способности.

В качестве заготовок для стальных валов диаметром до 150 мм используют круглый прокат, для валов большего диаметра и фасонных валов – поковки.

Валы подвергают токарной обработке; посадочные поверхности шлифуют. Высоконапряженные валы шлифуют по всей поверхности.

Упрочнения.Большинство валов работает на изгиб и кручение. При таких видах нагружения напряжения в поперечном сечении увеличиваются в направлении к поверхности. На поверхности расположены основные источники концентрации напряжений, обусловленные изменением формы и шероховатостью поверхности, а также взаимодействием с сопряженными деталями.

Таблица 4

Механические характеристики сталей

Марка стали Диаметр заготовки, мм Твердость НВ (не менее) Механические характеристики, МПа Коэффи- ци­ент
σв σт τт σ-1 τ-1 ψτ ψσ  
Ст5 Любой 0,06
≤ 120 0,09 0,1
≤ 80 0,10 0,1  
40Х ≤ 200 0,09 0,15
≤ 120 0,10 0,15  
40ХН ≤ 200 0,10 0,15
20Х ≤ 120 0,07 0,15
I2XH3A ≤ 120 0,10 0,15
18ХГТ ≤ 60 0,12 0,15

Зарождение усталостных трещин, приводящих к разрушению, начинается, как правило, с поверхности. На поверхности происходит изнашивание.

Поэтому на практике с целью повышения сопротив­ления усталости широко применяют специальные способы обработки поверхности - поверхностные упрочнения. Поверхностные упрочнения более эффективны, чем объемные, которые часто сопровождаются понижением ударной вязкости и повышением чувстви­тельности к концентрации напряжений. Например, поверхностные упрочнения цементацией и закалкой повышают, по сравнению с объемной закалкой до той же твердости, сопротивление усталости на 30...40 % и более.

Повышение предела выносливости и износостой­кости детали вследствие поверхностного упрочнения обусловлено, во-первых, повышением механических свойств металла упрочненного поверхностного слоя и, во-вторых, созданием в нем остаточных сжимающих напряжений. Результирующие напряжения оказывают­ся при этом меньше опасных растягивающих, возникающих от внешней нагрузки, на величину остаточных сжимающих напряжений.

Применяют следующие методы поверхностного упрочнения:

- механические (обкатка роликами, обдувка дробью и др.);

- термические (закалка с нагревом токами высокой частоты);

- химико-термические (цементация, нитроцементация, цианирование, азотирование);

- комбинированные (цементация и нитроцементация с последующей обдувкой дробью, азотирова­ние и обкатка роликами).

Особенно эффективны эти методы для деталей с резкой концентрацией напряжений и для деталей, работающих в условиях коррозии или фреттинг-коррозии.

Механические методы поверхностного упрочнения применимы для большинства металлических материа­лов. Их характеризует малая трудоемкость, возмож­ность обработки в механическом цеху, отсутствие окалины.

Упрочнение поверхностным пластическим дефор­мированием по сравнению стечением, шлифованием, полированием позволяет:

- сохранить целостность волокон и образовать мелкозернистую структуру в поверхностном слое;

-обеспечить минимальные параметры шероховатос­ти поверхности (Ra = 0,1...0,05 мкм и менее), сохраняя ее первоначальную форму.

Обкатка роликами тел вращения может быть выполнена на токарных станках с простейшими приспособлениями. Она предусмотрена стандартами как обязательная для осей и валов машин железнодорожно­го транспорта, применяется практически для всех гребных валов, эффективна для валов самых больших диаметров.

Достигаемое повышение сопротивления усталости валов: на гладких участках – 20...40 %; при особо резкой концентрации напряжений – в 2...3 раза. Обкатка вагонных и локомотивных осей позволяет повысить их предел выносливости в подступичной части и шейках в 2...2,2 раза.

Дробеструйный наклеп, осуществляемый потоком дроби на дробеметных машинах роторного или пневма­тического типа, позволяет упрочнять детали сложных форм любой твердости без опасности продавливания ранее упрочненного поверхностного слоя. В связи с необходимостью специального оборудования имеет основное применение в массовом и серийном производ­ствах.

Применяют также и другие механические методы поверхностного пластического упрочнения: чеканкой, ротационно-ударное шариками, гидродробеструйное, ультразвуковое через сферический инструмент или шарик и др.

Комбинированные методы наиболее эффективны при наличии остаточных растягивающих напряжений в поверхностном слое, снижающих предел выносливости и появившихся в результате неправильной технологии выполнения предыдущей термической, химико-терми­ческой или механической обработок. Остаточные растягивающие напряжения возникают, например, при обрыве поверхностного закаленного слоя в зоне концентрации напряжений, обезуглероживании повер­хности при химико-термической обработке, наличии в слое остаточного аустенита, а также при наличии шлифовочных прижогов.

Дробеструйная обработка, проведенная, например, после цементации, увеличивает остаточные сжимающие напряжения в поверхностном слое до значительных величин (800...1000 МПа) [5]. Глубина залегания и величина остаточных сжимающих напряжений зависят от режимов как химико-термической обработки, так и обдувки дробью (материала и размера дроби, скорости полета дробинок, длительности наклепа, расхода дроби).

Для коленчатых валов тепловозных дизелей, подвер­женных действию значительных переменных напряже­ний и изнашиванию, применяют комбинированное упрочнение: азотирование и обкатку роликами. Азоти­рование повышает износостойкость до пяти раз, а прочность - на 25-30 %. Общее повышение прочности после азотирования и обкатки роликами - в два раза.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.