На рис. 8 показана конструкция входного вала одноступенчатого зубчатого цилиндрического редуктора. В таких редукторах шестерню принято располагать симметрично относительно опор, что приводит к более равномерному нагружению опор и распределению нагрузки по длине зуба.
Подшипники входных валов цилиндрических редукторов с прямозубыми и косозубыми зубчатыми колесами чаще всего устанавливают по схеме «враспор». Необходимый осевой зазор “a” обеспечивают с помощью набора тонких металлических прокладок (рис. 9), устанавливаемых между корпусом и привертными крышками, или с помощью компенсаторного кольца 1 (рис. 10), которое устанавливают между торцами закладной крышки и наружного кольца шарикового радиального подшипника. Осевой зазор требуется для обеспечения легкости вращения вала и компенсации температурных расширений деталей. Для удобства сборки компенсаторное кольцо устанавливают со стороны глухой крышки.
Рис. 10. Регулировка подшипников установкой компенсаторного кольца
Конические роликоподшипники применяют в конструкциях входных (быстроходных) валов цилиндрических редукторов чаще всего для повышения жесткости и уменьшения габаритов опор. При установке роликовых конических подшипников и применении закладных крышек необходимую точность регулировки зазора “a” можно достичь с помощью винта 1 (рис. 11). Такая регулировка проще, поскольку не нужно снимать крышку для смены прокладок. Однако конструкция при этом усложняется.
Пример конструкции выходного вала показан на рис. 12. В одноступенчатом цилиндрическом редукторе обычно применяют зубчатое колесо с симметричной ступицей и располагают его на равном расстоянии от опор. В условиях крупносерийного производства валы проектируют с возможно меньшим числом ступеней, обеспечивая осевую фиксацию зубчатых колес на валу посадками с натягом. В таком случае при сборке колеса с валом требуется специальное приспособление, обеспечивающее точное осевое положение колеса на валу (рис. 13). В индивидуальном и мелкосерийном производстве валы изготавливают ступенчатыми, снабжая буртами для упора колес и подшипников (рис. 12). Во всех вариантах конструкций подшипники устанавливают «враспор». Регулировка осевого зазора “a” в подшипниках, как и на входном валу, осуществляется установкой набора тонких металлических прокладок под фланец привертной крышки, а конструкциях с закладной крышкой – установкой компенсаторного кольца при использовании радиального шарикоподшипника или нажимного винта при использовании конических роликоподшипников.
Рис. 12. Выходной (тихоходный) вал редуктора
Рис. 13. Вариант конструкции выходного вала редуктора