Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общие сведения о конструкции валов



Цель работы

 

Ознакомление с конструкцией валов одноступенчатого зубчатого цилиндрического редуктора и выполнение проверки работоспособности выходного (тихоходного) вала (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Общий вид редуктора


общие сведения о конструкции валов

 

В механических передачах, а также различных узлах машин содержится ряд деталей, предназначенных для поддержания вращающихся элементов машин – зубчатых и червячных колес, шкивов, звездочек и т.д. Эти детали называются валами и осями. По конструкции оси и прямые валы мало отличаются друг от друга, но характер их работы существенно различен: оси являются поддерживающими деталями и воспринимают только изгибающие нагрузки; валы представляют собой звенья механизмов, передающие вращающие моменты и, помимо изгиба, испытывающие кручение.

Нагрузки (радиальные, осевые, окружные), воспринимаются валами и осями, передаются на корпуса, рамы или станины через опорные устройства – подшипники.

Части валов и осей, непосредственно соприкасающиеся с подшипниками, носят общее наименование – цапфы (рис. 2). цапфу 1, расположенную на конце вала, называют шипом, а цапфу 2 на средней части вала – шейкой. Цапфы, передающие на опоры осевые нагрузки, называют пятами (рис. 3).

 

Рис. 2:

1 – шип; 2 – шейка.

 

Рис. 3

 

Оси могут быть подвижными или вращаться вместе с установленными на них деталями; валы при работе механизма всегда вращаются.

Признаками для классификации валов служат их назначение, форма геометрической оси, конструктивные особенности.

По назначению различают валы механических передач (зубчатых, ременных, цепных и т.д.) и коренные валы, несущие, кроме деталей передач, рабочие органы машин. Пример коренных валов – это валы турбин, на которые насажены турбинные диски; валы электродвигателей, несущие роторы.

По форме геометрической оси валы делят на прямые, коленчатые и гибкие. Коленчатые валы используют для преобразования вращательного движения в возвратно – поступательное (компрессоры) или наоборот (поршневые двигатели). Гибкие валы имеют изменяющуюся форму геометрической оси и применяются в приводах механизированного инструмента, приборах дистанционного управления и другие.

По форме и конструктивным признакам различают гладкие валы и ступенчатые (такую форму имеет подавляющее большинство валов). Ступенчатая форма приближается к форме тела равного сопротивления изгибу, что обеспечивает достаточную прочность при минимальном весе (рис. 4). Кроме того, ступенчатая форма вала определяется конструктивными соображениями, в частности, удобством сборки узла (возможностью свободного перемещения детали по валу до места ее посадки) и необходимостью осевой фиксации устанавливаемых на вал деталей и используется в мелкосерийном производстве. Гладкие валы применяются как более технологичные и используются в изделиях массового производства, а также там, где на сопрягаемые с валами детали не действуют осевые нагрузки.

       
 
 
 
   
F


l
l/2

Рис. 4. Брус равного сопротивления

 

Валы могут быть выполнены сплошными или пустотелыми. Применение пустотелых валов дает значительный выигрыш в массе, а в ряде случаев позволяет использовать полость для монтажа электроприводов, подачи масла, установки деталей управления, что характерно для изделия авиа- и космической техники. Однако трудоемкость изготовления валов при этом значительно повышается.

Опорные поверхности валов имеют чаще всего цилиндрическую форму, вместе с тем в передачах приборов для подшипников скольжения применяют также конические и сферические цапфы.

При конструировании валов диаметры посадочных поверхностей под подшипники качения выбирают в соответствии с ГОСТом на подшипники, а в местах установки зубчатых колес, звездочек, шкивов и т.д. – из ряда нормальных линейных размеров.

Переходные участки между двумя поверхностями валов или осей называют ступенькой. Размеры ступеньки зависят от геометрии вала. Их выполняют:

1) с канавкой со скруглением (рис. 5) для выхода шлифовального круга;

2) с галтелью постоянного радиуса (рис. 6) (галтель - поверхность плавного перехода от меньшего сечения вала к большему);

3) С галтелью переменного радиуса (рис. 7), которая способствует снижению концентрации напряжений, а потому применяется на сильно нагруженных участках валов.

 
 
I (M 2:1)


b
R
I
t
r
d

Рис. 5. Переходный участок вала с канавкой со скруглением

 
 
I (M 2:1)

 


t
d
R
I

Рис. 6. Переходный участок вала с галтелью постоянного радиуса

 

d

 

Рис. 7. Переходный участок вала с галтелью переменного радиуса

 

Посадочные места валов после токарной обработки обязательно шлифуют.

Материалом для валов и осей, как правило, является сталь, при выборе материала учитывается характер режима нагружения вала (переменность напряжений). В малонагруженных передачах возможно применение конструкционных сталей марок 35, 40, 45, 50. Для средне- и тяжелонагруженных валов применяют легированные стали 40Х, 40ХН, 40ХН2МА и др. Если цапфы изнашиваются (подшипник скольжения с большим радиусом), то применяют стали типа 12ХН3А, 18ХГТ с цементацией мест, подверженных изнашиванию.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.