Ознакомление с конструкцией валов одноступенчатого зубчатого цилиндрического редуктора и выполнение проверки работоспособности выходного (тихоходного) вала (рис. 1).
Рис. 1. Общий вид редуктора
общие сведения о конструкции валов
В механических передачах, а также различных узлах машин содержится ряд деталей, предназначенных для поддержания вращающихся элементов машин – зубчатых и червячных колес, шкивов, звездочек и т.д. Эти детали называются валами и осями. По конструкции оси и прямые валы мало отличаются друг от друга, но характер их работы существенно различен: оси являются поддерживающими деталями и воспринимают только изгибающие нагрузки; валы представляют собой звенья механизмов, передающие вращающие моменты и, помимо изгиба, испытывающие кручение.
Нагрузки (радиальные, осевые, окружные), воспринимаются валами и осями, передаются на корпуса, рамы или станины через опорные устройства – подшипники.
Части валов и осей, непосредственно соприкасающиеся с подшипниками, носят общее наименование – цапфы (рис. 2). цапфу 1, расположенную на конце вала, называют шипом, а цапфу 2 на средней части вала – шейкой. Цапфы, передающие на опоры осевые нагрузки, называют пятами (рис. 3).
Рис. 2:
1 – шип; 2 – шейка.
Рис. 3
Оси могут быть подвижными или вращаться вместе с установленными на них деталями; валы при работе механизма всегда вращаются.
Признаками для классификации валов служат их назначение, форма геометрической оси, конструктивные особенности.
По назначению различают валы механических передач (зубчатых, ременных, цепных и т.д.) и коренные валы, несущие, кроме деталей передач, рабочие органы машин. Пример коренных валов – это валы турбин, на которые насажены турбинные диски; валы электродвигателей, несущие роторы.
По форме геометрической оси валы делят на прямые, коленчатые и гибкие. Коленчатые валы используют для преобразования вращательного движения в возвратно – поступательное (компрессоры) или наоборот (поршневые двигатели). Гибкие валы имеют изменяющуюся форму геометрической оси и применяются в приводах механизированного инструмента, приборах дистанционного управления и другие.
По форме и конструктивным признакам различают гладкие валы и ступенчатые (такую форму имеет подавляющее большинство валов). Ступенчатая форма приближается к форме тела равного сопротивления изгибу, что обеспечивает достаточную прочность при минимальном весе (рис. 4). Кроме того, ступенчатая форма вала определяется конструктивными соображениями, в частности, удобством сборки узла (возможностью свободного перемещения детали по валу до места ее посадки) и необходимостью осевой фиксации устанавливаемых на вал деталей и используется в мелкосерийном производстве. Гладкие валы применяются как более технологичные и используются в изделиях массового производства, а также там, где на сопрягаемые с валами детали не действуют осевые нагрузки.
F
l
l/2
Рис. 4. Брус равного сопротивления
Валы могут быть выполнены сплошными или пустотелыми. Применение пустотелых валов дает значительный выигрыш в массе, а в ряде случаев позволяет использовать полость для монтажа электроприводов, подачи масла, установки деталей управления, что характерно для изделия авиа- и космической техники. Однако трудоемкость изготовления валов при этом значительно повышается.
Опорные поверхности валов имеют чаще всего цилиндрическую форму, вместе с тем в передачах приборов для подшипников скольжения применяют также конические и сферические цапфы.
При конструировании валов диаметры посадочных поверхностей под подшипники качения выбирают в соответствии с ГОСТом на подшипники, а в местах установки зубчатых колес, звездочек, шкивов и т.д. – из ряда нормальных линейных размеров.
Переходные участки между двумя поверхностями валов или осей называют ступенькой. Размеры ступеньки зависят от геометрии вала. Их выполняют:
1) с канавкой со скруглением (рис. 5) для выхода шлифовального круга;
2) с галтелью постоянного радиуса (рис. 6) (галтель - поверхность плавного перехода от меньшего сечения вала к большему);
3) С галтелью переменного радиуса (рис. 7), которая способствует снижению концентрации напряжений, а потому применяется на сильно нагруженных участках валов.
I (M 2:1)
b
R
I
t
r
d
Рис. 5. Переходный участок вала с канавкой со скруглением
I (M 2:1)
t
d
R
I
Рис. 6. Переходный участок вала с галтелью постоянного радиуса
d
Рис. 7. Переходный участок вала с галтелью переменного радиуса
Посадочные места валов после токарной обработки обязательно шлифуют.
Материалом для валов и осей, как правило, является сталь, при выборе материала учитывается характер режима нагружения вала (переменность напряжений). В малонагруженных передачах возможно применение конструкционных сталей марок 35, 40, 45, 50. Для средне- и тяжелонагруженных валов применяют легированные стали 40Х, 40ХН, 40ХН2МА и др. Если цапфы изнашиваются (подшипник скольжения с большим радиусом), то применяют стали типа 12ХН3А, 18ХГТ с цементацией мест, подверженных изнашиванию.